Найти тему
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Путь крейсера «Мурманск» от флагмана Северного флота и до позора 1994 года

В январе этого года в Москве, на Поклонной горе состоялось празднование 70-летия юбилея крейсера «Мурманск», построенного корабелами Молотовска (Северодвинска). Расстарались ветераны корабля, которых по понятным причинам осталось уже немного. Дату для юбилея они выбрали сами – 28 января 1953-го в цехе № 50 завода № 402 этот лёгкий крейсер проекта 68-бис был заложен на стапеле (заводской № 302). А «Мурманск» тогда стал уже вторым из серии подобных кораблей. А первенцем был «Молотовск», переданный флоту заводчанами 30 ноября 1954-го. Тем не менее, юбилей «Мурманска» является знаковым, ведь именно этот корабль долгое время ходил под флагом Советского ВМФ и достаточно продолжительное время считался флагманом североморцев.

Лёгкий крейсер проекта 68-бис «Мурманск»
Лёгкий крейсер проекта 68-бис «Мурманск»

Проект крейсера (он затем считался лучшим в советском кораблестроении) был разработан коллективом главного конструктора А.С. Савичева из ЦКБ-17 на базе откорректированного проекта 68К, чью серию намеревались освоить ещё до войны. В отличие от кораблей проекта 68К: новый проект (68-бис) отличался полностью сварным корпусом, продлённым полубаком и усиленным зенитным вооружением, улучшенными условиями обитаемости, увеличенной автономностью и дальностью плавания.

Для защиты жизненно важных частей корабля в бою было применено традиционное бронирование (в основном гомогенная броня). Причём указанная броня включалась и в корабельные конструкции. Подводная защита корпуса корабля от минно-торпедного оружия конструктивно включала, кроме традиционного двойного дна, систему бортовых отсеков и продольных переборок. На крейсерах также имелось размагничивающее устройство.

Строили корабль, как рассказывали ветераны Севмаша, с большим энтузиазмом, им гордились, ведь таких крупных боевых кораблей, как в серии 68-бис, завод № 402 ещё никогда не строил – 16.270 тонн водоизмещением, длина корпуса – 210 метров, ширина – 21,95 метра, осадка – 7,7 метра. Машина мощностью в 120.000 л.с. придавала кораблю скорость полного хода 33,8 узла. Экипаж насчитывал 1270 человек. К слову, на стапелях завода № 402 был заложен ещё и третий корабль – причём в высокой степени готовности заказ № 303 – «Архангельск».

Ударная мощь артиллерийских кораблей, какими являлись крейсера проекта 68-бис, тоже не имела равных в своём классе: главный калибр – четыре усовершенствованные трёхорудийные установки МК-5бис, универсальный калибр – шесть спаренных стабилизированных установок СМ-5-1С, зенитный – 16 автоматами В-11. Ну и были ещё торпеды с минами – по два пятитрубных 533мм палубных аппарата на корабль, от 68 до 80 мин. Корабли также несли первые радиолокационные установки для обеспечения главного калибра и ПВО.

Северодвинск. Леонид Брежнев и Алексей Косыгин на крейсере «Мурманск». Крайний слева – Семён Лобов – командующий Северным флотом
Северодвинск. Леонид Брежнев и Алексей Косыгин на крейсере «Мурманск». Крайний слева – Семён Лобов – командующий Северным флотом

Достаточно много написано в нашей литературе и публицистике о службе крейсера «Мурманск». Тем не менее, «белые пятна» в его истории, к сожалению, сохраняются и по сей день. В частности, организаторы нынешнего юбилея в Москве так и не смогли выяснить в архивах полного списка всех командиров этого корабля. А между тем, на палубе крейсера не только на парадах и учениях, зачастую бывали высшие флотские военачальники и члены правительства.

Из «свидетельства о рождении» крейсера «Мурманск»: на воду спущен 24 апреля 1955 года, сдан 22 сентября того же года. Приёмный акт его утвердил министр обороны СССР Г. К. Жуков. Ответственный сдатчик Г.А. Зятковский, сдаточный механик И.Д. Осипов, председатель приёмной комиссии – капитан I ранга Г.А. Визель, первый командир – капитан I ранга Т.Г. Катышев.

Дальше пошла служба на Северном флоте (2-я дивизия крейсеров Северного флота). Тысячи моряков прошли на нём школу морской выучки. И надо полагать, для очень многих этот период стал определённым «трамплином» в ходе воинской службы – на «Мурманске». Экипаж неоднократно удостаивался звания и оценки командования «отлично», на нём считалось почётным служить. Мне, скорее всего, повезло, я был лично знаком с двумя моряками крейсера, ставших впоследствии контр-адмиралами.

Главком Сергей Горшков на крейсере «Мурманск»
Главком Сергей Горшков на крейсере «Мурманск»

Один из них – Алексей Григорьевич Винник, он из самого первого экипажа, принимавшего в Молотовске «Мурманск». Второй моряк – Евгений Александрович Скворцов, которого чтят, как одного из сподвижников Семёна Михайловича Лобова, знаменитого командующего Северным флотом. После службы на крейсере Скворцов «пошёл вверх» и первым принял под начало команду авианесущего крейсера «Киев». В 1976-м, несмотря на протесты турок, а также стратегов из НАТО Евгений Александрович взял на себя личную ответственность и «напролом» миновал пролив Босфор, вышел в Средиземное море и далее – в Атлантику. Вплоть до самой его кончины мы поддерживали с ним переписку. В библиотеке у меня знаменитая его книга «Время и флот» (2003) с дарственной надписью автора.

Почётных визитёров у крейсера тоже хватало. К сведению северодвинцев – именно на «Мурманск» из нашего города отбыла на Северный флот правительственная делегация во главе с Л.И. Брежневым и А.Н. Косыгиным (1967). Дважды крейсер посещал иностранные порты – норвежский Тронхейм (октябрь 1964), французский Бордо (май 1978), алжирский Аннаба (1969). В открытых боевых действиях «Мурманск» не участвовал, если не считать занятой им позиции в Средиземном море в период арабо-израильской войны ноября 1970 года.

Командир крейсера  Евгений Александрович Скворцов
Командир крейсера Евгений Александрович Скворцов

В 1989 году крейсер вывели в отстой, законсервировали и оставили в Кольском заливе, а окончательно списали его из флотских порядков в 1992-м. Как было принято, затем по-дешевке продали на металл (по одним сведениям - в Индию, по другим - в Пакистан). А вот дальше (1994) началась малоизвестная история. До южных берегов «Мурманск» так и не дошёл. Точнее – его не привели.

Уже самое начало перехода не предвещало ничего хорошего – начались шторма. Крейсер плохо слушался руля, в конце концов, оборвались тросы, а буксиры, сопровождавшие его, так и не смогли его «заарканить». «Мурманск сдрейфовал к норвежскому берегу и здесь его выбросило на камни близ острова Соройя (коммуна Хосвик).

На Северном флоте поохали, поахали и на том все усилия кончились – ведь корабль на норвежской территории. Норвежцы несколько раз слали в Союз дипломатичные запросы – что будем делать с крейсером? Но, если уж позорный финал в судьбе бывшего своего флагмана не заставила бить тревогу североморцев, то уж в Москве точно было не до того. Там занимались другим: в частности, «уральский прораб перестройки» решивший, как развалить СССР, отчаянно восседал на президентском кресле России.

Позорный финал крейсера «Мурманск» у норвежских берегов
Позорный финал крейсера «Мурманск» у норвежских берегов

Норвежцы решали, решали, что делать с оказавшимся у них на камнях ненужным бывшим кораблём-флагманом Северного флота России, да и решили проблему, надо признать технически грамотно, если не сказать – остроумно. Фирма AF Decom возвела вокруг корпуса корабля каменную дамбу, «замкнула» её и затем из образовавшегося бассейна выкачала воду. Корпус «Мурманска» оказался на берегу, к которому были проложены автодороги. Дальше в ход пошли резаки, краны и грузовики. Корабль разделали на металл, который затем вывезли для фирмы норвежского подобия нашего «Вторчермета». Всё!

Post Scriptum

Сегодня в России чудом уцелел из легендарной серии артиллерийских крейсеров проекта 68-бис единственный корабль – «Михаил Кутузов». Он ветеран Черноморского флота и служит теперь кораблём-музеем в порту Новороссийска. А нам, северянам такое и не снилось!

И ещё строки, которые оставил в своей книге Евгений Александрович Скворцов (цитируем): «Мой бедный многострадальный «Мурманск» был продан какой-то индийской фирме на металлолом, но не пожелал покидать родные воды Баренцева моря даже на буксире. Во время хорошего шторма буксир оборвался и крейсер выбросило на скалы норвежского побережья. Трагический конец постиг и нашу самую мощную группировку: Киев», «Маршал Тимошенко», «Адмирал Исаченков». Ни одного живого.

Вот так, дорогие мои командиры, выходит, зря мы с вами годами не вылезали из моря. Нашим внукам объяснить это невозможно. Единственная надежда на то, что встанет во весь рост русский мужик и опустит свою дубину на головы дерьмократов и прихватизаторов за это преступление».

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.