Некоторое время назад меня захватила Прекрасная эпоха. Причем совершенно для меня неожиданно, потому что в юности я терпеть ее не могла. То есть это было почти физическое чувство неприятия эстетики конца XIX – начала XX века.
Все изменилось весной 2012 года, когда в Соборе Святого Вита в Праге я увидела витраж Альфонса Мухи.
Никакая картинка не передаст той притягательности, которой он обладает. Взгляд сразу на нем задерживается. Тонкость исполнения, плавность линий, мягкость цветовых переходов завораживают так, что оторваться от созерцания невозможно.
После этого мое восприятие модерна стало меняться, пока не превратилось в почти физическое чувство восторга.
Теперь я наслаждаюсь модерном, или, как его еще называют, арт-нуво, и буду выкладывать красотищу сюда.
Начнем с непревзойденного Альфонса Мухи, чье имя называют синонимом Прекрасной эпохи.
«Послушайте, дорогой друг, моего совета: выставляйте свои работы. Я замолвлю за Вас словечко… Тонкость линии, оригинальность композиции, удивительный колорит Ваших картин очаруют публику, и после выставки я Вам предвещаю славу», - писала Альфонсу Мухе Сара Бернар.
Именно с нее, а точнее, с театрального плаката с изображением этой легендарной актрисы начался расцвет карьеры чешского художника с фамилией, которую коверкали все, кому не лень.
В канун Рождества 1894 года Альфонс Муха получил заказ: создать театральную афишу к премьере спектакля «Жисмонда» в театре «Ренессанс». Он придумал и воплотил ее за одну ночь. И эта ночь стала поворотной в его судьбе.
Исполнительница главной роли Сара Бернар пришла в восторг и сказала, что на плакате Мухи она изображена такой, какой сама хотела себя видеть. Отныне афиши для спектаклей с Сарой Бернар рисовал только Альфонс Муха.
Помимо театральных афиш, Муха создает декоративные панно, календари, программки, рекламные плакаты, этикетки и упаковки для самых разных товаров: от шампанского и десертов до шампуней и сигарет. Каждая работа – маленькое произведение искусства, в котором повторяются излюбленные мотивы художника – роскошные женщины, цветы, природа.
Муха с головой погружается в работу над орнаментами, вовсю экспериментируя со спиралевидными линиями и сложными завитками. Итогом этой работы становятся два сборника образцов орнаментов стиля модерн – «Декоративные документы» 1902 года и «Декоративные образцы» 1905 года.
В феврале 1897 года в Париже состоялась первая персональная выставка работ Альфонса Мухи. Успех был оглушительным. Выставка поехала по Европе, а Муха стал звездой первой величины в мире искусства. Его называли основателем стиля арт-нуво, что все же преувеличение, и создателем такого феномена как «La Femme Muchos» («Женщина Мухи»), что чистая правда.
Пленительные и нежные, томные и чувственные, роскошные и дразнящие женщины в окружении цветов и растительных орнаментов женщины стали узнаваемы во всем мире. Серии «Драгоценные камни», «Луна и звезды», «Времена года», календарь «Зодиак» тиражируются до сих пор, а копии работ Мухи пользуются высоким спросом.
В 1900 году Муха оформляет для Всемирной выставки павильон Боснии и Герцоговины, что заставляет его заинтересоваться историей славян. Пройдет еще пятнадцать лет, и главным делом жизни художника станет создание «Славянской эпопеи». Но это уже совсем другая история.