Найти в Дзене
На берегах Терека

НИКОЛАЕВСКАЯ СЛОБОДКА СЕМЕЙНЫХ СОЛДАТ 43-ГО ЕГЕРСКОГО КУРИНСКОГО ПОЛКА ИЗ ПУТЕВОГО ЖУРНАЛА ШТАБС-КАПИТАНА Г.К.КАЛМБЕРГА ЗА 1834 ГОД

Оглавление

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕТСЯ АВТОРСКИЙ ТЕКСТ, РАНЕЕ НИГДЕ НЕ ОПУБЛИКОВАННЫЙ, ОБНАРУЖЕННЫЙ В АРХИВЕ

Слободка Николаевская женатых солдат 43-го Егерского полка

В 22½ верстах от станицы Калиновской. Стоит на левом берегу Терека, которая выстроена по плану: улицы параллельные, на середине площадь. Слободка занимает места 125 сажень длины, столько же и ширины. Строения - четвёртая часть деревянные, а прочая турлучные.

Оная слободка кругом обрыта рвом и обложена терновником.

Жители оной слободки 43-го Егерского полка 8-й егерской роты, женатые солдаты.

В военном укреплении: пехоты – 128, артиллерии -, кавалерии-, число караульных – 6, число часовых -, единорогов – 2, пушек -, мортир-.

Отдельными графами отмечены: число жителей мужского пола -, женского пола -, служащих конных -, служащих гарнизонных пеших - 127, отставных -, малолетков -, отставные могущие нести службу - 72, малолетние могущие нести службу -.

Жителям слободы Николаевской принадлежали: мельниц водяных -, лошадей - 118, быков эжжалых -, коров - 246, овец -, свиней -, конных телег -, воловьих телег -. (Сведения не перепроверены).

Станица Николаевская. Дом культуры. Чечня
Станица Николаевская. Дом культуры. Чечня

С перенесением государственной границы с Персией на Терек и строительства крепости Кизляр в 1735, здесь на постоянной основе расположились еще немногочисленные воинские гарнизоны. С возведением крепости Моздок в 1765 г. количество военнослужащих на левом берегу Терека несколько возросло, но еще не очень значительно. С нарастанием интенсивности горских набегов на российские поселения количество регулярных подразделений стало неуклонно увеличиваться и их стали размещать уже прямо по казачьим станицам, по обывательским квартирам. С завершением заграничного похода в наполеоновскую Францию (1813-1814 гг.), пехотные полки прямым ходом прибыли сразу на Кавказ и несколько батальонов через крепость Георгиевскую достигли Левого фланга Кавказской линии.

План крепости Георгиевской
План крепости Георгиевской

Солдатская служба в те непростые годы крепостнических порядков представляло собой еще большие трудности, тем более на неспокойной окраине, на которой с убийственной регулярностью происходили вооруженные стычки с горцами. Далеко не все нижние чины выдерживали невзгоды и телесные наказания, принятые в Российской армии по малейшему поводу. По этой причине некоторые и покидали расположение воинских частей, уходили на правый берег Терека и вливались в набеговые партии. Досконально зная расположение воинских подразделений и казачьих кордонных постов, дезертиры выполняли не только роль проводников, т.к. никто из горцев не собирался брать их на свое обеспечение. В худшем случае перебежчиков ожидала незавидная участь бесправных рабов, в домах тех горцев, которые первые их повстречали после покидания российских пределов, или купивших их у прежних хозяев. Только имам Шамиль сумел изменить сложившуюся десятилетиями ситуацию с перебежчиками, распорядившись отбирать среди них мастеровых и обладавших определенными знаниями.

Терс кие казаки.
Терс кие казаки.

Кавказский проконсул А.П.Ермолов обратил внимание на практически полное отсутствие женатых солдат в частях Отдельного Грузинского корпуса, что, по его мнению, провоцировало нижних чинов на нарушение воинской дисциплины. Из разных уголков обширного края регулярно поступали жалобы на солдат, ведущих себя неподобающим образом по отношению к прекрасной половине человечества, в том числе во время военных экспедиций в селения горцев. Желая наладить семейную жизнь нижних чинов, главнокомандующий преследовал не только цель избежать совершенно ненужных эксцессов с местными обывателями, но и покрепче привязать уроженцев внутренних губерний страны к Кавказу. Для большинства рядовых солдат разгоревшаяся полномасштабная война на Кавказе не была сугубо личным делом, в отличие от боевых действий с армией Наполеона, т.к. горцы ни коим образом не угрожали их малой родине. По мнению главнокомандующего солдат нужно было крепко привязать к своему месту службы, чтобы им было кого защищать от горских набегов, а заодно и осваивать малонаселенный край, заводя сады и огороды.

А.П.Ермолов. Гравюра Т. Райта. Эрмитаж
А.П.Ермолов. Гравюра Т. Райта. Эрмитаж

Со своими предложениями генерал А.П.Ермолов обратился напрямую к российскому императору Александру I, на что получил его полное одобрение. (Доподлинно не известно знал ли Алексей Петрович о подобных мерах, предпринятых в свое время губернатором острова Тортуга в Карибском море месье Д,Ожероном, но все сложилось, как нельзя лучше). Первоначально в южные губернии России поступило царское распоряжение и местные власти приступили к поиску возможных кандидаток на переселение в «полуденные страны». Помещиков обязывали выписывать не только вольных девиц не старше 30 лет, но еще и снабжать их одеждой, в том числе и зимней, а также предоставлять подводы, из расчета одну на двух женщин. В случае наличия ребенка, на каждого из них за счет Военного министерства выписывалось по 10 копеек суточных (вполне приличная для того времени сумма). Тысячи молодых женщин, оставшиеся одни на жизненном пути в силу различных обстоятельств, получили шанс начать новую жизнь, а бывшие крепостные крестьянки еще и стать полноправными хозяйками в собственном доме. Их дети становились не просто полностью свободными от барских прихотей, но еще и получали возможность проходить азы начального образования в полковых школах, что значительно повышало их шансы на успех во взрослой жизни.

Озвученные условия переезда оказались настолько привлекательными, что среди желающих переселиться за новой жизнью на Кавказ, пришлось проводить своеобразный конкурс. Его критерии не известны, но отбор кандидаток в жены для нижних чинов был произведен и уже весной 1822 г. первая партия женщин в количестве 1380, оправилась в дальний путь. На следующий год произошла очередная отправка солдатских невест на кавказский фронтир, которая прошла, также довольно успешно. В первую очередь прибывшие женщины, на Левом фланге Кавказской линии поступали в прославленные воинские подразделения, беспрерывно участвовавших в военных экспедициях в горные ущелья. Так, в 1829 г. Военному министру генералу графу А.И.Чернышёву рапортовали, что в Куринский полк поступило 882 женщины с 111 детьми, а в соседний Апшеронский полк, который еще не совсем устроился на Кавказе только 498 женщин с 178 детьми. В скором будущем прибывшие с матерями девочками стали невестами, а мальчики были зачислены в Кавказское Линейное казачье войско, т.е. расселились по старожильческим станицам.

Портрет Чернышева Александра Ивановича Литография Олдемана по оригиналу Ф. Крюгера, 1- ая половина XIX в.
Портрет Чернышева Александра Ивановича Литография Олдемана по оригиналу Ф. Крюгера, 1- ая половина XIX в.

Именно прибывшие женщины из внутренних губерний страны и стали основой для создания новых солдатских семей, которым выделялись отдельные места для поселения и заведения домашнего хозяйства. В разных уголках Северо-Восточного Кавказа стали появляться солдатские слободы, которые становились крепким тылом для действующих экспедиционных отрядов правительственных войск. Одна из них появилась и на левом берегу Терека, в стратегически важном месте между станицами Калиновской и Червлённой. Николаевская слобода, с 1845 г. станица в составе Гребенского казачьего полка располагалась в удобном месте переправы через полноводный Терек. Именно здесь круглогодично функционировал паром, а позже был построен и добротный деревянный мост, значительно ускоривший переброску войск и грузов.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.