ПРОДОЛЖЕНИЕ
(первый пост на данную тему читайте по ссылке: https://vk.com/wall-196507021_282
Второй пост: https://vk.com/wall-196507021_301)
И черкесскую и японскую культуру можно отнести к так называемым «культурам стыда», когда их носители боятся не смерти, а позора, общественного осуждения.
78-летний Жырчаго Гиса, участник двух войн, выразил свое мнение о природе мужества следующим образом: «Как я понимаю, мужество вытекает из чувства стыда. К слову, мы, группа товарищей находимся на войне. Если даже я боюсь и пожелал бы покинуть сражение, я постесняюсь оставить своих товарищей. Даже если я погибну, я не оставлю своих товарищей. Поэтому я говорю: мужество происходит из стыда». Если развить эту мысль, то можно сказать, что мужество происходит из чувства страха. Адыги говорят: «Шынэ зымыщэм, укIытэ ищэкъым» – «Тот, кто не знает страха, не имеет стыда». Боясь позора, человек преодолевает естественное чувство страха и тем самым становится способным проявить мужество. Находясь в обществе, в котором храбрость прославляется и поощряется, а трусость порицается и наказывается, человек строит свое поведение в расчете на норму, которая принята в обществе, в его социальной среде.
«Больше смерти, опасайся позора», – гласит адыгская пословица. Именно со страхом «потерять лицо», как говорили адыги, связано жесткое требование черкесских военных обычаев – никогда не сдаваться в плен. Смерть в бою избавляла от опасности лишиться чести и унизительного, оскорбительного отношения со стороны победителей. Рассчитывать на милость и благородство противника, рискуя своей честью, черкесские воины не могли. В то же время они к попавшему в плен противнику проявляли гуманное отношение. При этом делалось различие между пленниками благородного и низкого социального происхождения. Для людей несвободного состояния сдача в плен не считалась предосудительной, в отличие от дворян. В истории черкесов неизвестно случая, чтобы уорк с оружием, а тем более князь добровольно сдался в плен. Тем не менее, если благородный человек попал в плен по независящим от него обстоятельствам, существовала культура обращения с военнопленными благородного происхождения. В отличие от плебеев, которых могли продать в рабство, использовать на работах, при этом, не очень стесняя их свободу, дворян сразу заковывали в железо.
Черкесы считали, что настоящего мужчину может удержать в плену только железо. Во время Кавказской войны пленных русских солдат, в отличие от офицеров, использовали на хозяйственных работах, но при этом сильно не изнуряли. Хорошее отношение к ним должно было заменить цепи и кандалы и удержать их от бегства. Благородных, а таковыми черкесы считали русских офицеров, содержали в тяжелых условиях, закованными, но при этом их не принуждали к работе и относились уважительно. Русский офицер Ф.Ф. Торнау, попавший в плен к черкесам осенью 1836 года и проведший два года у них, писал в своих мемуарах: «К чести черкесов могу сказать, что они избегали делать мне грубости и соблюдали в отношении меня правила вежливости, какие у них хозяева соблюдают по отношению к гостю». Все сословия в Черкесии без исключения были освобождены от телесного наказания, которого, по словам Ф.Ф. Торнау, «горцы... гнушаются». Убийства, пытки, унижение человеческого достоинства военнопленных у черкесов считалось недопустимым.
В традициях японских самураев сдача в плен считалась, как и у черкесов недопустимой и позорной. В случае угрозы попадания в плен самурай должен был погибнуть от руки врага или покончить жизнь самоубийством. В отличие от черкесских военных обычаев пленные самураи не могли рассчитывать на гуманное отношение со стороны противников. Они могли быть подвергнуты и казни и пыткам и унизительному обращению, в зависимости от своего статуса в феодальной иерархии. У черкесов подобное не практиковалось вне зависимости от статуса военнопленных. Дворяне сохраняли верность своему князю, даже если тот терпел поражение в междоусобной борьбе и переселялся к другим народам. В таком случае они сопровождали князя и вместе с ним покидали родину. Правда, последнее обстоятельство вызывало недовольство народа и дворян пытались удержать от переселения. Во время боя дворяне дрались каждый возле своего князя и, если князь погибал, они должны были вынести его тело с поля битвы или погибнуть.
Если происходил раздел княжеского удела между братьями, то их дворяне должны были следовать каждый за своим сюзереном, а в случае княжеских междоусобиц сражаться на стороне своих князей друг с другом, даже если они были из одной семьи. Таким образом, вассальные отношения и верность сюзерену, ставились в таких случаях выше чувств родства.
Феодальная система Черкесии имела сходство с феодальной системой средневековой Европы и в этом отношении в нормах феодального права здесь мы находим много сходства. Как и европейские рыцари черкесские уорки имели право смены сюзерена и свободного отъезда. Хотя разрыв отношений между князем и дворянином осуждался, в принципе он допускался.
В японской феодальной культуре преданность самурая своему владетелю носила абсолютный характер, и самураи обязаны были служить своим владетелям (дайме) пожизненно. Представления этой феодальной морали были перенесены в современную эпоху и нашли отражение в системе пожизненного найма практикуемой уже в условиях капитализма в современных японских индустриальных корпорациях. При такой абсолютной преданности самурая своему хозяину, он в любом случае должен был ставить свое достоинство превыше всего и если дайме задевал его, в отличие от черкесского уорка, не мог покинуть своего феодального владетеля, а должен был в знак протеста прибегнуть к ритуальному самоубийству – сэппуку (харакири).
В отличие от японского, адыгский этикет формировался в обществе с военно- демократической структурой и слаборазвитыми государственными институтами и здесь власть князей над дворянами, как впрочем, и над крестьянами не была еще прочно установлена. Здесь, образно выражаясь, действовала «власть авторитета, а не авторитет власти». Соответственно, принципы служения и преданности вассала своему сюзерену, имеющие в системе бусидо определяющее значение, в системе уорк хабзэ были не столь жесткими и безоговорочными.
Продолжение следует...
#Черкесы #Кавказ #Хабзэ