Кончилась вторая неделя моего обучения в иконописном ателье Мандилион. Закончился и этап работы карандашом и мы, наконец, перешли на темперу.
Немного про материалы
В сербской иконописи на сегодняшний день благословили использование только двух красок: акрила и темперы. Вторая краска древняя, ей уже много тысяч лет, и технология изготовления с тех менялась разве что в том смысле, что появилась и фабричная краска, а вместо яичной эмульсии и природных пигментов иногда используют синтетику. В нашем ателье почти вся работа ведется акрилом, но азы осваиваются все равно на темпере, чтобы далее с ней не возникло трудностей. Основных причины использовать акрил несколько:
- Природные пигменты дорогие, а некоторые еще и токсичные. Например, некоторые оттенки яркого желтого на иконах это аурипигмент – сульфид мышьяка
- Темпера на яичной эмульсии плохо хранится, ее надо использовать сразу после приготовления или очень недолго хранить в холодильнике
И то, и другое, плохо подходит для обучения. К счастью, акрил по многим своим свойствам похож на темперу, хотя бы тем, как быстро сохнет.
Иконописные кисти тоже немного выделяются: они обладают длинным тонким ворсом. Нужно это и для каллиграфии, и для того, чтобы одним движением выписывать плавные линии с меняющейся по длине толщиной.
Штрукли на занятиях
Атмосфера в команде прекрасная. Все занятия начинаются с того, что наша учитель, Весна (кстати, ударение на "е", а время года тут и вовсе ни при чем), зажигает в кадильнице ладан. Пока все собираются и ждем опоздавших, делимся свежими новостями из жизни, пьем кофе и красное вино¹. Потом она обязательно читает выдержки из жития каких-нибудь святых, что-то о иконах, отрывки из духовной литературы и проповедей священников, все обсуждают связанные с этим темы и вопросы. А дальше просто играет городское радио, периодически ему кто-нибудь подпевает, или опять заводит какую-нибудь беседу. В целом все очень непринужденно и дружески – тебя могут внезапно похвалить, обнять, подойти и помассировать тебе плечи или вдруг спросить, как поживает твоя собака. Впрочем, типичная обстановка для сербских групп и не важно, чем именно они занимаются. На прошлом занятии Таня (раз уж заговорили об именах, то это полная форма имени) принесла огромный противень черногорских штруклей с сыром и с фиником и яблоками. Просто так, без какого-либо повода. Оставшееся после кофепития любому желающему было предложено забрать с собой домой. Только представьте: на улице холод и дождь, всего +5 градусов, темно, вечер, а улыбающаяся женщина приносит вам из дома еще горячие дымящиеся штрукли. Ну разве не чудо? Однако, вернемся к вещам более прозаичным...
Занятие с темперой меня пугало, но, оказалось, что все не так страшно. Хоть мы и используем в работе очень много воды, краска совершенно не течет, а ворс кистей достаточно упругий, чтобы им было не сложно управлять. Сложности, однако, есть:
- Почти для каждой линии основных объектов (носы, глаза, рты и подобные детали) есть свои каноны – где она должна сужаться, где расширяться, как и в каком месте соединяться с другой
- Линии должны проводиться в одном направлении
- Все линии обязательно проводятся только одним движением
У меня в основном проблему вызывает толщина линии в самом начале: то краски наберешь слишком много и тонкая линия становится не такой уж тонкой, то слишком мало и тогда конец линии уже не такой четкий и яркий, как должен быть. Да и перепады толщины пока не такие явные, как хотелось бы, хотя к четвертому листу глаз эту проблему побороть вроде бы вышло.
На первых занятиях мы пишем карандашом копии глаз, носов, ртов, ушей, потом переходим к ликам святых, заканчиваем руками. Для каждого образца пишется столько копий, сколько необходимо конкретному ученику для твердости линий и усвоения различных нюансов. Кто-то проходит этот этап за считанные дни, кто-то за недели, но в итоге все переходят на темперу. Ей полученные образцы прописываются поверх карандаша в соответствии с наставлениями учителя. Надо сказать, из-за плавности линий процесс весьма медитативный.
С нетерпением жду пятое занятие и очень жалею, что их всего два в неделю.
____________
¹ – в одном из руководств по Яндекс.Дзен написано, что за упоминание алкоголя могут заблокировать аккаунт или убрать заметку из доступа, если только там не будет дисклеймера. Так вот, запоздалый дисклеймер: сербские иконописцы красное вино пьют и вам не запрещают, однако не забывайте – чрезмерное употребление алкоголя может привести к опасным последствиям для здоровья. Будьте счастливы и благоразумны!