Заметки о литературной критике
Поклонники изящной словесности гораздо меньше интереса проявляют к литературной критике. Между тем критика вправе рассчитывать на внимание не только узкого круга филологов, но и отряда читателей.
Литературная критика как социальное явление представляет собой отчуждение свойства человека выражать впечатление от прочитанного произведения художественной литературы в форме суждения о нём. Это отчуждение объективно обусловлено общественным разделением труда.
Профессиональные литературные критики, как правило, - работники соответствующих отделов в газетах и журналах или сотрудничающие со СМИ преподаватели-филологи, научные работники исследовательских институтов Академии наук России.
Интернет предоставил возможность любому блогеру объявить себя литературным критиком.
Социальная реальность не установила юридического статуса литературного критика. Это наименование - часть литературоведческого дискурса. Каждый волен воспринимать лицо, заявившее о себе литературно-критической публикацией в традиционных СМИ или блогосфере, как профессионального автора или как любителя, а то и как графомана.
У лица, претендующего на статус литературоного критика, должно быть время для занятия такой деятельностью.
Обладающее необходимой квалификацией лицо профессионально формулирует суждения о литературе в письменном слове.
Природа литературной критики бинарна: и литературоведение, и журналистика. В каждой системе критика автономна. По отношению к литературоведению автономность критики обусловлена её функцией, а по отношению к журналистике - спецификой объекта критики. "Родимые пятна " журналистики видны на всех без исключения литературно-критических материалах, но это не отрицает нучность выводов критиков. Пухлая монография может быть нафарширована прописной ерундой, а небольшая статья в газете или на платформе интернета - содержать оригинальные положения, корректные в научном отношении.
Форма, как известно, - не сосуд, она активна.Журнализм литературной критики, обращённость к массовому читателю накладывают на неё ограничения, лишающие критику тех существенных, с точки зрения научности, качеств которыми обладает исследование, предназначенное для специалистов. Если, исходя из этого, сравнить самую совершенную литератуно-критическую статью и самое совершенное специальное литературоведческое исследование, критическая статья, безусловно,
проиграет, потому что она носит популярный характер, её понятийный аппарат адаптирован в такой степени,чтобы быть понятным среднему читателю. Этот "недостаток" является тем достоинством, благодаря которому литературная критика доступна читателям, не имеющим соответствующего образования.
Произведение художественной литературы рождает произведение литературно-критическое. Художественный текст - не случайный повод,
а органическая основа, почва, на которой вырастают мысли критика, в том числе и те, которые являются собственно его мыслями, а не переводом художественных образов на язык логики. Критик пишет о произведении художественной литературы не потому, что ему нужно так замаскировать мысли о жизни, а потому, что у него есть потребность высказать те мысли, которые вызваны в нём чтением этого произведения.
Соприкосновение психики критика с художественным образом даёт новый синтез, новый уровень мысли. Произведение - семя, которое прорастает в душе критика. Критик обладает способностью к литературно-критической мыслительной деятельности, определённой интеллектуальной потенцией. Но потенция эта становится реальностью лишь в процессе взаимодействия психики критика с произведением художественной литературы.
Если бы не родился Пушкин, не было бы прекраных мыслей в статьях Белинского о творчестве Пушкина, потому что для их появления необходим был контакт Белинского с пушкинскими образами. Образ - толчок, дающий движение мыслям критика, поводырь, фонарь, факел.
Образ - необходимый компонент профессиональной мыслительной деятельности литературного критика. Это видовое качество литературного критика и литературной критики, а также литературоведения в целом (исключая металитературоведение, предметом которого является само литературоведение).
Литературный критик - первооткрыватель. Ему не мешают наслоения многолетней литературоведческой пыли. Взаимодействие же с художественным текстом историка литературы осложнено этой пылью. Если быть абсолютно точным, то никакх наслоений нет тогда, когда критик первым рецензирует данное произведение. Но всё же, если он второй, третий, десятый или двадцатый, у него другое положение, нежели у историка литературы. Ибо историк литературы имеет дело не с мнениями, а со сложвшимися нучными стереотипами, которые вдалбливаются ему с младых ногтей. Эти стереотипы властно довлеют над его сознанем, определяя в значительной степени процесс его мышления.
Итак, литературной критике присущи демократизм и свежесть взгляда. Она предназначена для всех читателей, и она действительно нужна всем читателям.