Путешествие в чужие и собственные воспоминания, лейтмотивы природы и судьбы. Слабость и сила человеческая, грех и искупление.
Здравствуй, дорогой читатель!
Сегодня хотелось бы поговорить о дебютной визуальной новелле от студии «Novectacle», известной как «Fata Morgana» (или «Дом иллюзий»), вышедшей в 2012 году. Об истории, что сокрыта за всеми дверьми таинственного особняка, о чужой и собственной жестокой судьбе, о мнимом и сокрытом за фасадом иллюзий, о роковых ошибках, врождённых и приобретённых пороках, переосмыслении и принятии, где-то даже искуплении, прошлого и пойдёт речь в статье с минимумом спойлеров.
Итак, начали!
1. Сюжет.
Автор: Novectacle. Год выхода: 2012. Средняя оценка на vndb: 8,81 (4128 голосов), личная оценка: 8,75.
Некто просыпается в таинственном старинном особняке, видавшем лучшие виды. Вокруг никого, кроме некой миловидной, пусть и бледной, Служанки, утверждающей, что проснувшийся на самом деле истинный Хозяин сего места. Однако поскольку ничего вспомнить о своём прошлом он не может (а значит и стать полноценным Хозяином не судьба), Служанка собирается показать ему двери, ведущие в прошлое особняка и повествующие о прошлом его владельцев: юного нерешительного барчонка Мэлла Родса (начало XVII века), некоем чудище с кличкой Бестия (начало XVIII века), жестокого, но внутренне неустойчивого дельца-мафиози Джакопо Берзатти (середина XIX века) и таинственного затворника Мишеля Болинье (1099 год). Что за сокрыто за их дверями, их историями? Какая из них принадлежит очнувшемся человеку? Всё ли правда, что он увидел или есть ещё какие тайны, с которыми предстоит разобраться? Существует ли упомянутое во всех историях проклятье ведьмы Морганы и если да, возможно ли его снять? Ответы на сии вопросы и сокрыты за дверями особняка.
1.2 Горькая правда и жестокость эпох.
Притом уже по первым ощущениям от внешнего вида особняка (в первых сценах он предстаёт заброшенным) и по первой истории можно заключить: он проклят. Однако подлинные масштабы трагедии можно оценит лишь позднее, узнавая всё больше и больше горькой истины о прошлом, в сравнении с которым даже весьма драматичные первые истории померкнут. Ибо чем дальше, чем сильнее закручивается спираль из жестокости, несправедливости, отчаяния и насилия (порой даже кажется, насколько же «везучи» в своём невезении герои собирать столько несчастливых обстоятельств за одну человеческую жизнь). И у такого погружения в Бездну один субъективный изъян: при довольно долгой демонстрации ужасов и безнадёги появляется, как бы чудовищно не звучало, привыкание, и как раньше болеть уже не будет. По-видимому, авторы тоже это осознавали, внеся небольшие разбавления: помимо счастья в любви, пусть и скоротечного, в xxxxx двери, несколько совсем уж комедийных вставок в другой двери, что позволило неплохо сыграть на контрасте с ещё одним жестоким, но ожидавшимся концом. Ведь не везде можно влиять на прошлое: здесь не путешествие во времени, а мы лишь простые наблюдатели истории, что не могут вмешаться, дабы изменить исход. Всё это нужно делать в настоящем.
Также новелла, затрагивая несколько эпох, вполне неплохо попадает в них все: и тут не только мелочи навроде показа новенькой пьесы Шекспира в первой двери или прокладки Трансконтинентальной железной дороги в третьей, тут и сама суть времени. И здесь можно увидеть красивый внешне, но прогнивший изнутри мир аристократии, коему важно лишь на то виду: статус, деньги, имя, а на всё остальное, включая какие-то чувства дочери, что собираются насильно замуж выдать, плевать (притом саму дочку только баловали, не объяснив вовремя, что это кончится и потом она станет лишь выгодной партией). Или же смятение и ужас жителей, что после разрушительной войны (за испанское наследство, полагаю, хотя прямо об этом не сказали) столкнулись с ещё одной напастью, глядя на которую решительно невозможно поверить, что она имеет нечто общее с человеком, ибо по своей природе зверь. Или же дикий капитализм, сращённый с мафией, что двигает прогресс, но какой ценой? Также можно вспомнить классическое средневековье, в котором царили невежество, слепая фанатичная вера в сверхъестественные способности, перекладывание вины на кого-то по причине его инаковости, полное бесправие низших сословий, вечная жизнь в голоде, холоде и дерьме для обитателей трущоб и роскошнейшие пиры дворян; жестокие крестовые походы во имя веры, сопутствующие с совсем уж не христианскими поступками.
1.3 О судьбе, выборе и природе человеческой. Искупление.
Что любопытнее всего, в конечном итоге эпоха, равно как и особняк, оказывается не более чем декорацией, в которой действуют главные герои. Бремя выбора ложится на них и никого больше: за верёвочки по итогу дёргают именно они. Что, кстати, тоже весомый плюс «Морганы»: сведение роли сверхъестественного и влияния извне в целом к минимуму. Происходящее во всех историях если и оказывается проклятьем, то только в том, что в этот самый особняк и приходят, но в дальнейшем именно человеческие пороки и слабости заметнее всего влияют на историю и приводя её к логично несчастливой развязке. И здесь каждый несчастен и грешен по-своему: кто-то в своём стремлении угодить всем и никого не обидеть получает любовный треугольник, из коего выйти самостоятельно уже не может и получает пусть и не кровавую баню, но явно не счастье, ибо безволие не тот путь, на котором что-то можно удержать. Кто-то же наделён жестокостью от рождения, она укоренена в самой его природе, что прямо противоречит гуманистическим ценностям, получающим в Новое время своё развитие? И что правильнее здесь: сдерживать ли собственного зверя, дабы остаться в обществе, или выпустить его наружу, потакая своим подлинным желаниям?
Немного особняком здесь стоит тема власти, показанная в третьей двери и получившая своё развитие в финальной двери, а также в «Реквиеме», основная история которого глубже раскрывает взаимоотношения двух центральных персонажей одной из историй оригинала (подробнее рассказывать будет спойлером и с «Реквиемом» рекомендую ознакомиться после прочтения основной), лучше проливая свет в том числе и на тему власти, обладая которой, весьма и весьма сложно оставаться прежним человеком и человеком вообще. В конце концов, дабы просто удерживать эту самую власть порой приходится идти по головам некогда друзей (на удивление нового властителя за человека не считающих, ведь кто-то не выполнил своих обещаний, данных до прихода к власти) и даже собственные чаяния о прогрессе, способном дать счастье тому, кто ради него достаточно потрудится, отходят на третий план, ибо одержимость одной вещью становится сильнее прочего. Даже если изначально власть и не была самопричиной действий, в конечном итоге она очень часто ей оказывается.
Но много бы стоила история, будь она только о пороках, жестокости и падении? Разумеется, нет: есть в «Моргане» и лучи света (и даже не один), показывающие всю силу всепрощения и веры в лучшее начало человеческое, в любовь, в собственную семью. Так, как бы жестоко не обошлись в родной семье с Мишелем, его поистине архангельское всепрощение (хотя Михаиил по идее архангел, вершащий суд) позволяет ему не только остаться человеком, но и со временем открыться другой, также немало лишений в жизни перенёсшей, но сохранившей крепость и силу духа, веру во что-то светлое. И подлинное счастье, подлинная любовь, чьё зарождение и развитие показано не с тычка. Последовательное развитие, со всеми трудностями и препонами, как внешними так и внутренними, в «Моргане» присутствует. А ведь кто-то даже будучи сломленным, сохраняет хотя бы в частичке своей души подлинно христианские идеалы, которые и пронесёт сквозь века. Вообще, хотя действо «Морганы» и происходит в Европе (и одна дверь в США), сама новелла японская, что чувствуется в интерпретации ими христианства.
Притом следуя всё той же христианской традиции, шанс на искупление получают и те, кто уже как-то ошибся, но всей душой искренне раскаялся во грехах. Ведь если пришло осознание и не хочется повторения в той или иной форме печальной судьбы, то почему бы такую возможность не предоставить? Необязательно, что теперь все заживут идеально, однако шанс на искупление раскаявшейся душе дать стоит. А уж как человек им воспользуется, его собственное дело. Хотя как минимум за главный дуэт, главную пару, можно не переживать: сила его любви к ней не просто привела к тому особняку, но и позволила узнать всю правду. Для такой-то силы уж точно не будет проблемой свести влюблённых опять.
1.4 Особенность восприятия.
Отдельно стоит сказать о подаче, ибо в «Моргане» действительно очень многое зиждется на создании ложных ожиданий и последующем опрокидывании ситуации с ног на голову (в частности, поэтому даже имена некоторых персонажей спойлеры). Причём порой это настолько ловко и красиво сделано, что только диву даёшься и восклицаешь: а ведь точно! Вообще, большая удача не просто переложить события в новом свете, но и сделать это максимально сообразно предыдущей истории, отчего потом захочется её перечитать и понять, а где именно были расставлены авторские подсказки, указующие на истину, не пропущены ли какие? То же самое относится и к отыгрываемым некоторыми ролям: кто-то лишь носит маску доброго и милого человека, а кто-то напротив, скрывает за напыщенной важностью и хамством мечущуюся и неуверенную сторону, что даже к светлому тянется, да вот решимости недостаёт. Притом авторы постарались максимально подробно не только объяснить, что скрывалось за каждой иллюзией, но и максимально однозначно рассказать за каждого из ключевых героев, чтобы не возникло недопониманий. В общем, при исследовании тайн, сокрытых в особняке, не стоит забывать его название «Дом Иллюзий» и порой сомневаться в том, что видите. Ибо даже увиденное и услышанное здесь не истина в последней инстанции: как минимум, несколько рассказчиков расскажут своё видение, свою правду.
2. Персонажи.
Здесь стоит ещё раз предупредить о наличии возможных спойлеров: хотя в самих описаниях они и сведены к минимуму, в галереях есть по-настоящему серьёзные спойлеры, которые не стоит открывать, чтобы не портить впечатление от игры, если решитесь пройти.
Служанка – та, кто первая встречает очнувшегося главного героя в особняке. Производит впечатление доброй и заботливой, но несколько отстранённой и холодной девушки (особенно внешне), будто что-то скрывающей. Именно она открывает первые двери, в которых запечатлена та история, что она видела своими глазами. Переживает за того, кого называет Хозяином и делает это весьма искренне. Единственная её просьба – никогда не отпускать её руку, что бы не случилось. Разумеется, неспроста она сидит в сём зачарованном особняке и побывала в нескольких эпохах. Девушка, не привязаться к которой, узнав о ней побольше, просто невозможно: однозначно лучшая девушка новеллы.
Белокурая девушка – таинственная девушка, у которой и имя-то не скажешь без спойлера. Характером крайне покладистая, вежливая, тихая и абсолютно незлобивая девушка, которая из раза в раз возвращается в особняк и оказывается втянута в цепочку происходящих в нём несчастливых событий. Любить, оберегать и заботиться способна, притом делает это от всей души, но местами также не достаёт твёрдости духа, хотя винить её сложно, ибо порой приходилось претерпевать то, что и врагу не пожелаешь.
Мэлл Родс – молодой юноша из знатной семьи, наследник семьи, что весьма привязан (до поры до времени) к младшей сестре Нелли. Весьма добрый и отзывчивый юноша, которому тем не менее ощутимо недостаёт внутреннего стержня и возможности сказать людям не то, что они хотят от него услышать. Также довольно быстро влюбляется. Именно излишнее желание быть для всех хорошим, вкупе с нежеланием отстаивать то, что нужно только ему, дело и погубило.
Нелли Родс – младшая сестра Мэлла, с детства восхищавшаяся братиком и считавшая его своим принцем, на что тот, относясь ко всему как к игре, улыбался. К подростковому возрасту чувства её к брату оформились уже как вполне инцестные, а любовь стала одержимостью. Весьма честная и открытая девушка, что ничего не таит в себе. Вместе с тем жутко избалованная и капризная, да настолько, что на правила знати плюющая (воспитанием обделили, видимо). Притом как показала практика, лишённая денег и баловства, вполне кроткая и милая девочка.
Xxxxxxx (также известен как Бестия) – монстр, ставший хозяином особняка в начале XVIII века. Поначалу даже говорить толком не умел, благо Служанка речи научила. Характер метущийся: от желания всех разорвать, упиваясь их страданиями (все же считают его чудовищем, да и он сам не сказать, что удовольствия не получает) до почти искреннего желания жить как человек, в мире и ладу с окружающими; последнее активно ему прививает Белокурая, видящая (что иронично, ведь в той эпохе она слепая) в нём человека.
Паулина – невеста, ждущая своего жениха, пока тот вернётся из своего заморского странствия. Неунывающая добрейшая девушка, которая безоговорочно верит своему возлюбленному, порой даже слишком. Умеет сходиться с людьми (даже дерзкого малого Хави смогла другом сделать), любит своего жениха и далёкий синий океан, в плавание по которому мечтает когда-нибудь отправиться. Ради своей цели идёт до самого упора, отказываясь верить в горькую истину. Хотя порой наивна и в людях не всегда разбирается, именно она вторая моя фаворитка в «Моргане».
Джакопо Берзатти – итальянец, перебравшийся в дальние края в поисках лучшей жизни и сыскавший таки успеха, став преуспевающим дельцом. При всей своей деловой хватке и искреннем желании привнести прогресс в общество, крайне заносчивый, грубый, самодовольный и абсолютно нетерпимый собственник, чья одержимость Белокурой испугает любого. Удивительно, но чувствах своих истинных к любимой он как-то не сказал, забыл, пока давал волю собственному языку без костей, изощрённому в ругани. Очень сложно поверить, но где-то глубоко в душе сего засранца есть место и искренним и светлым чувствам и побуждениям, но неуверенность в себе тормозит его, отчего к принятию действительно важных для его собственного счастья решений, парень опаздывает. Из того типа людей, которых постоянно нужно подпинывать на путь праведный.
Мария Кампанелла – старая добрая подруга детства Джакопо, одна из немногих, кто рубит ему, да и не только, всю правду-матку в лицо. Дружелюбный, весёлый и честный человек, который умеет заводить и удерживать друзей. Привыкла добиваться поставленных целей любыми методами, какие сочтёт уместными и не особо много разбирается в ситуации прежде чем что-либо предпринять.
Мишель Болинье – хозяин особняка в конце XI века. Нелюдимый затворник, что уже десять лет безвылазно живёт в особняке. Всё в ним говорит, что он из знатной семьи, однако о причинах своей отшельнической жизни он умалчивает. Да и в целом не особо горит желанием сближаться с кем-либо: обжигался он уже на этом. Иногда жалуется на говорящую в его голове ведьму Моргану (и это звучит бредово... какие ведьмы?). Хотя и широкоплеч, довольно слаб физически, отчего рыцарем бы не стал. Впрочем, ум и смекалку никто не отменял. Обладает поистине ангельским всепрощением, умением стоять на своём и ради тех, кто дорог, горы свернёт, ежели потребуется. Не смотря на явные пробелы в общении, умеет убеждать, ибо отстаивает то, во что верит, со своим пылом. Человек с настоящим твёрдым стержнем внутри.
Дидье Болинье – старший брат Мишеля, что посвятил себя делу рыцарскому и служению церкви, отчего отлично обращается с оружием и в Господа Бога истово верует. Правда, не сказать, что поступков нечестивых совсем не совершал... Человек, для которого долг и честь превыше личных симпатий со всеми вытекающими последствиями.
Жорж Болинье – также старший брат Мишеля, наследник семейства (ведь Дидье стал крестоносцем). Несколько безалаберный балагур и весельчак, любящий пошутить. Весьма неплохой художник. Притом в конфликтах семейных особо не участвовал, самоустранялся, не придавая им большого значения. А зря.
3. Анимация, саундтрек.
Пора заметить очевидное: в «Моргане» используется не типичный «анимешный» дизайн персонажей, а более европейский, как называли его сами авторы, готичный. И поначалу, разумеется было непривычно, но впоследствии начинаешь понимать ценность такого хода, ещё глубже погружающего в атмосферу показанных эпох. Хотя не стоит забывать, что всё происходящее новелла, то есть в каком-то смысле постановка: это видно, например, по выделению светом персонажей, произносящих свою реплику. Также у новеллы небогатые фоны, однако мне, проходившему такие ВН как «Tsukihime» или «Katawa Shoujo», это не помешало. Более того, тут прям в Цуки, использовали ретуши фонов для придания определённой атмосферы сцене или событию, что получилось по большей части отлично.
Также новелла обладает весьма необычным, но крайне добротным музыкальным сопровождением. Следуя всё тому же стремлению придать действу театральность, многие композиции сопровождаются пением, зачастую на околоцерковную тематику. Есть и бодрые мотивы (однако порой недобрые), есть и вполне меланхоличные, чем-то отсылающие к, неожиданно, Картагре. Не везде у авторов получилось идеально, а пару раз прям-таки резало слух, но в целом всё ко времени и месту.
4. Игровой процесс.
Хотя в «Моргане» и есть выборы, основная сюжетная линия одна, а остальные концовки лишь побочные тупички длиной в несколько минут от силы. Тем не менее, и среди подобных тупичков попадались интересные, а один даже намекнул на то, какой будет истинная концовка.
Структурно же игра делится на арки, именуемые дверьми, и весь игровой процесс в исследовании n-го числа дверей. Отмечу здесь, что если первые три-четыре истории представляют собой весьма увесистый пролог, то в остальных уже концентрируются само действо. При этом абсолютно вся картинка способна сложиться лишь к финалу: настолько часто от одной истории к другой будут добавлять новой информации, переворачивающую представление об игре и что вообще в ней происходит.
5. По итогу.
Визуальная новелла «Fata Morgana no Yakata» поистине отличная история об ошибках прошлого и путях их исправления, в которой помимо отлично выстроенной драмы и любовных линий, смогли не просто поиграть со зрительскими ожиданиями, дабы их развеять подобно дымке. В «Моргане» удалось сделать почти все такие переходы и перестановки с ног на голову уместными и красивыми.
Конечно, местами бывали перекосы в сторону совершеннейшего ангста и безысходности, а чувства при прохождении были сродни погружению в Бездну. Местами есть свои допущения и наивность, куда же без них. Однако недостатки сии, в отличие от достоинств, почти незаметны.
И конечно же, украшением сей новеллы служит её финал, показывающий: усилия не пропадают зря. Опыт прошлого, пусть даже крайне болезненный, может и должен быть использован либо во благо, либо для предотвращения ошибок в будущем и круговорота граблей в природе, в который иные погрузятся с удовольствием. Разумеется, читать такую историю, погружаясь во все тайны особняка и связывая их воедино, также удовольствие.
Заканчивая обзор, скажу, что новелла не просто оправдала мои к ней ожидания, она действительно сумела их превзойти: к концу истории я очень сильно не хотел с ней расставаться.
Разумеется, я рекомендую новеллу к прохождению. Она способна не только увлечь своей непростой историей, которую ещё надо сложить воедино, но и заставить по-иному смотреть на одну и ту же вещь несколько раз. И как оказалось, это весьма занятно.
Истории бывают самых разных типов: от лёгких любовных комедий до тяжелейших драм, оставляющих следы в самой душе. И тем не менее, об одном не стоит забывать никогда: как бы ни было сильно погружение в очередное произведение, оно всего лишь история и происходит не с вами. А чужую боль целиком прочувствовать на себе невозможно, равно как и передать эту самую боль кому-то ещё. Но даже так без кого-то ещё нам не выжить, а посему такие попытки, никогда не достигающие цели в некоем её идеале, продолжаться. Ибо как горести, так и счастья нам всегда хочется с кем-то разделить. С кем-то, кто ни при каких условиях не отпустит нашу руку.
Также рекомендую ознакомиться с обстоятельным и честным мнением товарища Хронотолка на данную новеллу.
Спасибо, что прочли эту длинную статью до конца! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!