Ведём сраженье, но уходят силы,
Живых всё меньше, шансы не равны:
Знай, Родина, тебе не изменили
Твои в беду попавшие сыны!
Группа "Голубые береты", "В горах под Пешаваром".
Эти строчки легендарной группы о самоотверженном подвиге советских военнопленных в пакистанском лагере Бадабер, который они совершили 26 апреля 1985 года. Подробности события поражают дерзостью, смелостью и героизмом, поэтому о нем мы сегодня и поговорим.
Лагерь Бадабер.
Кишлак Бадабер расположен на территории Пакистана в 50 километрах от границы с Афганистаном. В начале 80-х годов возле него создали лагерь по подготовке боевиков. В нём лучшие инструкторы из США, Китая и Пакистана учили афганских "духов" воевать, в том числе обучали террористов тактике и приемам диверсионной войны. В 1983 г. в лагере разместили военнопленных из СССР, которых использовали на самой тяжелой работе. Жили они в подземной тюрьме.
Обращались с советскими военнопленными ничуть не лучше, чем в гитлеровских лагерях в период ВОВ: морили голодом и жестоко наказывали за малейшее нарушение. Особенно охранники озверели, когда одному из невольников удалось бежать в цистерне водовозки. Всего через Бадабер прошло около 30 советских военнопленных. Каждому из них давали мусульманское имя, чтобы оторвать от корней и подтолкнуть к принятию ислама. Даже одежду им выдавали мусульманскую: длиннополые рубахи и широкие шаровары, на ногах – местные галоши.
Подготовка к восстанию.
Изначально советские военнопленные не думали о восстании. Однако все изменилось, когда на базу доставили узника по имени Абдурахмон. В СССР его звали Николай Шевченко. Он был вольнонаемным, в Афгане работал шофером, попал в плен в 1982 году, а затем 2 года провел в Иране. Именно там новоявленный Абдурахмон в совершенстве выучил фарси, но в наказание за строптивость его перевели в Бадабер.
Шевченко вел себя так, что большинство сразу признало в нем командира. Он обладал невероятной физической силой и умел профессионально драться. Его уважали даже моджахеды, ведь он сумел "на слабо" спровоцировать своего "тезку" – всесильного начальника лагеря Абдурахмона, чтобы тот вышел бороться с ним один на один. Ставка была проста – футбольный матч между пленными и душманами и крепкий русский парень победил.
В итоге желанная игра состоялась. Афганцы все 90 минут лупили советских футболистов по ногам, свисток молчал, но все равно наши победили с разгромным счетом 7:2. На самом деле матч был нужен хитрецам лишь для рекогносцировки, чтобы основательно изучить систему охраны лагеря и составить его план. Ведь жизнь пленных протекала в подземном помещении, где особо ничего не рассмотришь. Их водили под конвоем только на военный склад разгружать машины с оружием и боеприпасами. А находился он непосредственно рядом с темницей.
"Русские восстали!"
Восстание решено было начать в пятницу 26 апреля, ибо пятница – особый день для мусульман. В этот день недели моджахеды выстраивались на плацу и отправлялись строем в мечеть на вечернюю молитву. На территории оставались только часовые и несколько "миротворцев" из США. В итоге мятежники бесшумно сняли двух часовых с помощью заточек, забрали у них оружие и проникли в арсенал. В этот момент один из подставных пленных по имени Исламутдин побежал в сторону мечети с криком: "Русские восстали!" Предательство сорвало планы бойцов и не позволило им захватить радиостанцию, чтобы связаться с руководством СА. Им пришлось ограничиться военным складом, но на его крыше находилась спаренная зенитная установка и пулемет ДШК.
"С плаца все разбежались. Мы попросили их сложить оружие и сдаться… В тревоге прошла ночь. Наступило утро. Русские не сдавались. Они положили не одного моджахеда, многие из наших братьев были ранены. "Шурави" вели огонь даже из миномета. Мы снова попросили их через мегафон не стрелять..."
Из воспоминаний Бурхануддина Раббани.
К ним подтащили боеприпасы, а также миномет и гранатометы РПГ. Бойцы заняли соседние вышки и начали ждать. На переговоры с восставшими прибыл сам Раббани (с 1992 г. президент Афганистана), однако мятежники потребовали встречу с советским послом в Пакистане и сотрудниками Красного Креста. Принять эти условия Исламабад отказался. Он не мог допустить, чтобы весь мир узнал на конкретном примере, что его нейтралитет – это фикция, а на деле страна является пристанищем для боевиков. Начался штурм и сотни моджахедов ринулись в атаку. Только вот восставшие имели неограниченный запас боеприпасов, а захваченные ими вышки и арсенал находились на господствующей высоте. Началось "избиение младенцев" и душманы понесли огромные потери.
В субботу Раббани приказал нанести удар по восставшим из реактивных установок залпового огня и артиллерии крупного калибра. Бой продолжился, но вскоре прогремел взрыв невиданной силы. К сожалению, сдетонировал арсенал. Свидетели потом рассказали, что слой осколков снарядов, мин и ракет ковром покрывал площадь в квадратную милю. Никто из "афганских собиборовцев" (так их назвали журналисты) не выжил. Однако ими было уничтожено 120 моджахедов, 90 солдат пакистанской армии, в том числе 28 офицеров, а также 6 американских советников. Кроме того, материальные потери врага составили: 3 РСЗО, 40 орудий и минометов, 2 млн. патронов и 2 тыс. ракет разного типа.
Последствия для Пакистана.
Информацию об инциденте в Пакистане полностью засекретили, ведь президент Зия-уль-Хак очень испугался гнева Кремля. Тиражи всех газет и журналов, которые успели написать об этом, изъяли и уничтожили. Только он переживал напрасно. Руководство СССР всё равно узнало о событиях в Бадабере, в том числе от представителей Красного Креста, но у руля власти находился уже Горбачев. Москва лишь ограничилась формальным протестом Пакистану, а вот для многих военнослужащих советской армии последствия были серьезные. Как итог, главари моджахедов издали приказ, чтобы в дальнейшем "шурави" в плен не брали.
"Не осталось порой имен..."
После взрыва база Бадабер перестала существовать. Огнём уничтожило и канцелярию, а вместе с ней списки военнопленных. До сих пор точно неизвестно, сколько наших бойцов участвовало в восстании (предположительно 14). Установлено, что командовали мятежом Николай Шевченко и Виктор Духовченко. Известны фамилии еще 4-5 героев, а все остальное в тумане. Одни предположения. На предложение наградить героев Минообороны отвечает, что отсутствует информация о тех событиях и личных заслугах солдат. Вот так и бывает – подвиг вроде бы есть, а наградить за него не кого.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.