Одним из самых страшных периодов в истории русских женщин были 1930-е годы. Укрепляя свою власть, правящая партия избавлялась от всех, кто активно ее выражал. Всех обвиняемых по статье 58 целесообразно отправить в тюрьму. Используя страх как метод общественного принуждения, следователи отправляли «врагов народа» и членов их семей на следственные действия, а затем заключали в тюрьму.
В середине 1930-х годов была выработана негласная формула: «женщина — самый опасный враг современного режима». Сострадание, уверенность в себе и умение согреться даже перед лицом жестокого обращения превратили хрупкую и ранимую женщину, нуждающуюся в защите, в активного противника перемен. Из-за такого отношения число заключенных стало быстро расти.
Эта статья посвящена:
- осужденной О.Л. Адамовой-Слиозберг;
- анархистки А.М. Гарасевой;
- узницы М.В. Фельдман;
Подавление воли
Главной задачей полицейских было превратить попавшую в их руки женщину в слабое существо. Для этого применялись различные пытки и угрозы. Если заключенному удавалось сохранить свою личность, его убивали. Причем приговор приводился в исполнение быстро, а казнь стала для заключенных удручающим зрелищем.
Женщины, привыкшие к общению с духовно развитыми людьми, были среди обычных преступниц, проституток, убийц. Родственники врагов народа подвергались жестокому обращению со стороны воров и владельцев ям. Их заставляли выполнять самую грязную работу и наполняли рабочий день унизительными задачами.
Изнасилование в тюрьме
Во многих лагерях для женщин было нормальным жить с охранниками. У большинства из них был гарем из 3-5 женщин. Они обращались со «своими» пленниками, как с домашними животными, давая им только хорошую еду, но взамен требовали исполнения многих дурных желаний их «хозяина». Иногда владельцы гаремов позволяли наложницам работать меньше других пленниц, что приводило к их более высокому статусу.
Если заключенный ведет себя плохо и отказывается от тюремного персонала, его могут подвергнуть пыткам и заморить голодом. Это часто приводило к гибели заключенного.
«Женщина, отказавшаяся быть наложницей, автоматически лишалась пайка. И очень скоро умирала от дистрофии или туберкулеза».
Даже отказ охранника считался оскорблением личности, поэтому многие из тех, кто отказывался стать рабами, подвергались групповому изнасилованию.
После такого унижения женщина не могла поверить в нормальное отношение руководства лагеря. Она была вынуждена смириться со своей судьбой и присоединиться к местным проституткам в качестве прислуги или умереть от голода, побоев и каторжных работ.