Я, думая, что на веранду, возможно, уже никогда не вернусь, сегодня не смогла не отозваться на потрясающую новость. Вот уже три дня вся Россия слушает новую песню SHAMAN-а и смотрит его клип.
Исповедь с греческого «метанойя» (μετάνοια) — "перемена ума", радикальные изменения, происходящие в сознании (в сердце) человека. Почему песня названа именно так, если в тексте, на первый взгляд, покаяния нет, есть только просьба "дай мне!"?
"...дай мне жизни осилить дорогу" — и одинокому путнику, оказавшемуся в бескрайней заснеженной пустыне по его молитвам Бог указывает путь к Храму. Первый символичный образ: пустыня как способ, отгородясь от суетного мира, заглянуть в свою душу, найти ответы на многие вопросы, найти Бога.
И его молитвы услышаны, иначе не было бы кадра, увидев который, мгновенно из глубин памяти возник эпизод, завершающий шедевр Мэла Гибсона.
Кто-то из великих абсолютно справедливо заметил: "Мы думаем, что Бог видит нас сверху — но он видит нас изнутри".
И дальше герой, уже уверенный в правильности выбранного пути, идет к Богу наперекор разыгравшейся стихии, срывая с себя сковывающие движения одежды. По-русски крепкий, с ветром, мороз не страшен тому, кто видит сквозь метель огонек свечи — символа нашей Веры в Него.
И он приходит в храм. Совершенно изможденный, выбившийся из сил, он буквально падает ниц перед Ним. И священник, или лучше батюшка, посредник между Богом и людьми, смотрит на долгожданного гостя по-отечески одновременно нежно и строго ...
Следующий эпизод, пожалуй, самый спорный в этом мини-фильме. Протянутые иерею ножницы практически проводят параллель с самым суровым таинством, после которого человек умирает для мира, оставляя все суетные заботы ради Бога. Но, скорее всего, здесь нет и намека на монашеский постриг. Здесь автор возвращает нас из патриархальной сказки в суматошный XXI век. Он просто расстается с старым, отжившим свое имиджем: "На самом деле, в общем-то, у меня все это происходит естественным образом. Внутренний голос сказал, что, видимо, пришло время, а тем более Новый год, перемены. Почему бы и нет?" (из интервью Ярослава Дронова)
И вот уже лицо стало ликом. Перед нами — образ Божий. И человеку, сумевшему преобразить свое лицо в лик возвещены тайны мира невидимого без слов, самим своим видом. (П.Флоренский)
На мой взгляд, символичны и изображения крестов. Если в начале клипа мы видим непривычный для русского человека крест и такой же крест у главного героя на груди, и в этом есть что-то не совсем правильное, что дает повод для сомнений, то сверкающие золотом кресты на маковках православной церквушки даруют надежду не только герою клипа. Они даруют надежду на спасение всем нам: "Мы — русские! С нами Бог!"
Вот таким получился мой анализ. Что называется, на эмоциях))) Как тут не радоваться, когда видишь, какая у нас классная молодежь, как бы я хотела, чтобы у меня был сын...