Музей народного деревянного зодчества "Витославлицы" расположен в 4 километрах от Великого Новгорода, в живописной местности на берегу озера Мячино близ Юрьева монастыря (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/63d77560cbe4534dd459f0ee). Своё звучное славянское название музей получил в память о находившемся здесь в древности небольшом селе Витославлицы, упомянутом в грамоте 1134 года князя Изяслава Мстиславича, который "испрошал" у Новгорода землю для устройства Пантелеймонова монастыря. Здесь собраны лучшие сохранившиеся до наших дней образцы народного деревянного зодчества.
На сегодняшний день из разных мест Новгородской области в музей перевезено и установлено около 30 сооружений. Площадь музейной территории составляет 33,4 гектара, в основном парковая, с разнообразным ландшафтом. Экспозиция музея продолжает формироваться. По генеральному проекту предусмотрено собрать около 70 построек, в том числе так называемые малые формы: весы, качели, колодцы и прочее.
Создаётся четыре архитектурно-этнографических сектора: Притрактово-Мстинский, Северо-Восточный, Юго-Западный, Приозёрный, и отдельно - комплексы: Монастырский (или Погост) и Мельничный.
Свой вклад в создание музея "Витославлицы" внесли известные архитекторы нашей страны: А.В.Ополовников, Г.В.Борисевич, В.А.Попов, Л.М.Шуляк и многие другие.. Главная же заслуга в его становлении принадлежит замечательному новгородскому архитектору-реставратору Леониду Егоровичу Красноречьеву, заслуженному работнику культуры РСФСР, Почётному гражданину Великого Новгорода, дважды лауреату Государственной премии.
Архитектурно-композиционным центром музея является живописный комплекс расположенных рядом трёх разновременных и разнотипных храмов, которые воссоздают Монастырский комплекс (или Погост). В перспективе планируется обнести его бревенчатой оградой по типу древних монастырских оград.
Самый древний и уникальный экспонат музея - церковь Рождества Богородицы из большого старинного села Перёдки Боровичского района. Церковь входила в состав Рождественского Перёдского монастыря, закрытого по причине бедности ещё первой половине XVIII века, после чего она стала приходской.
Рождественский храм отличают торжественные монументальные формы. Основой архитектурного решения является восьмигранный сруб на крестообразном основании. Примечательная особенность этой церкви - расширяющиеся к центру "ветви" крестчатого сруба, увеличивающие площадь самого внутреннего помещения. Храм увенчан могучим рубленным шатром с главой луковичной формы. Над северной и южной частью сруба возвышаются ещё два малых шатра. И главы и шатёр обшиты отливающей серебром осиновой "чешуёй" или, как позднее её называли, лемехом.
Храм поставлен на высокий подклет, что делает его ещё более величественным. Монументальность здания подчёркивается лёгкостью просторной висячей галереи-"гульбища", устроенной на 4-х метровой высоте на бревенчатых кронштейнах-"помочах" (см. видео по ссылкеhttps://dzen.ru/video/watch/63d7774b8585e55d969385f2) .
К сожалению, во время нашего пребывания здесь церковь Рождества богородицы была закрыта для доступа, поэтому мы не видели внутреннего интерьера храма.
По соседству расположена церковь Успения Богородицы 1599 года из деревни Никулино Любытинского района, которая по сравнению с Рождественским храмом выглядит особенно скромно.
Она относится к одному из наиболее древних и широко распространённых на Руси типов храма - клетскому, где клети-срубы располагаются один за другим. Основной сруб выше остальных, каждый перекрыт отдельной двухскатной крышей с тёсовым покрытием. Церковь увенчана небольшой чешуйчатой главкой. Постройку оживляет устроенная с южной стороны галерея.
Рядом стоит монументальная постройка - церковь святителя Николая Чудотворца 1756-1765 годов из деревни Высокий остров Окуловского района.
Это один из лучших сохранившихся до нашего времени ярусных храмов, которые стали повсеместно возводить на Руси после запрета патриарха Никона строить церкви с шатрами. Никольская церковь срублена, как говорили в старину, "кораблём" - все части здания как бы последовательно нанизаны на продольную ось. Основа церкви - обширный, прямоугольный в плане сруб, разделённый на помещение для молящихся и трапезную. Над храмом возвышаются три последовательно уменьшающихся восьмерика с небольшой чешуйчатой главкой. С востока примыкает пятистенная алтарная апсида, а с запада паперть, окружённая закрытой галереей с тремя крыльцами над папертью устроена колокольня, звон колоколов которой можно услышать во время музейных праздников.
Никольская церковь была открыта для посещения. По ступенькам крыльца войдём в храм и, пройдя через полумрак трапезной, окажемся в светлом молельном помещении (см. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/63d7791d42bca67403ec837d). На высоком потолке-"небе", перекрывающем средний восьмерик, изображение Вседержителя.
Перед алтарём - четырёхъярусный резной иконостас с иконами XVII-XVIII веков. Среди них: "Богоматерь Тихвинская" (1739 год), "Господь Вседержитель - Великий Архиерей; святой Николай Чудотворец", "Сретение", "Крещение Господне" (XVII век); "Святой Николай Чудотворец, с житием", "Жёны-мироносицы у Гроба Господня", "Вознесение Господне" (XVIII век).
Южнее Монастырского комплекса возле деревянной ограды, окружающей музей по периметру, среди деревьев разместилась небольшая Троицкая церковь 1672-1676 годов из бывшей Рёконьской пустыни, что затерялась в лесистых труднодоступных болотах Любытинского района. Троицкая церковь - типичная клетская постройка. К повышенному центральному срубу с восточной стороны примыкает алтарный прируб, с западной - паперть. К южной стене паперти пристроено крыльцо. завершается храм маленькой чешуйчатой главкой с крестом.
На небольшом холме музейной территории в окружении елей и сосен расположилась церковь святителя Николая Чудотворца 1687-1688 годов из деревни Тухоли Крестецкого района. Это тоже клетская постройка. Все три её клети - алтарь, помещение для молящихся и трапезная - рублены с большим "повалом", что увеличивает свес кровли, предохраняя стены от влаги. Повал - излюбленный приём мастеров-плотников в деревянном зодчестве северных земель.
В восточной части музея, где планируется развить Приозёрный сектор с комплексом рыбацких усадеб и предметов рыболовного промысла, находится самый первый музейный экспонат - церковь Успения Богородицы 1595 года, перевезённая из села Курицко. Постройка относится к излюбленным в древности шатровым храмам. Храм почти лишён декоративного убранства. Четырёхугольная клеть несёт восьмигранный сруб, переходящий в высокий шатёр с маленькой чешуйчатой главкой.
В юго-восточной части музея среди вековых дубов и стройных берёз особняком стоит церковь святителя Николая чудотворца 1642 года из деревни Мякишево Хвойнинского района. Первоначально церковь входила в состав Николо-Крутецкого монастыря, закрытого по церковной реформе Екатерины II в 1764 году, после чего она стала приходской. Это крестчатая в плане и ярусная в объёме постройка. Удивительно живую композицию создаёт ступенчатое расположение объёмов и чередование разновысоких кровель с декоративными элементами.
В музей "Витославлицы" перевезены также три часовни. В старину редкое село или деревня не имели часовни, а многолюдные - и несколько. Обычно их ставили в центре селений, на площадях, у околиц, на перекрёстках дорог, на ключах, у мостов, на кладбищах, в местах, овеянных народными преданиями. Традиция ставить часовни возрождается и в наше время.
В восточной части музея на краю большой поляны разместилась часовня, датированная XVIII веком. Она перевезена из деревни Малышево Пестовского района, самого восточного в Новгородской области. Постройка представляет собой небольшой высокий квадратный сруб, окружённый с трёх сторон просторной крытой галереей с крыльцом. Вокруг часовни, как это было и на её прежнем месте, - невысокая прямоугольная ограда из валунов.
В центральной части музея среди изб Притрактово-Мстинского сектора стоит часовня 1745 года из деревни Кашира Маловишерского района. Небольшой прямоугольный сруб с трёх сторон окружает приподнятая на выпусках брёвен-кронштейнах крытая галерея. Венчают постройку два высоких суживающихся к верху восьмерика с чешуйчатой главой. Над входом - лёгкая, нарядная колоколенка.
Ещё одна часовня святых Петра и Павла 1698 года из деревни Гарь Маловишерского района помещена в самом конце Северо-Восточного сектора музея. Её конструкция предельно проста: очень маленький квадратный сруб, перекрытый самцово-слеговой крышей. От избы-клети или амбара её отличают лишь галереи, окружающие сруб с трёх сторон, да крест на крыше.
Продолжение рассказа о музее "Витославлицы" в следующем выпуске.
Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки и подписывайтесь на мой блог - впереди ещё очень много интересного.