108K подписчиков

Прозрение

5,2K прочитали

НАЧАЛО

– А потом будем собирать мне на смерть, – заявил Степан Николаевич.
Тамара смутилась, но ответила, что собирать будут, только эту статью расходов они назовут по-другому.
– И как же? – поинтересовался Степан Николаевич
– "Личные накопления Степана Николаевича Дубова".
– Ну пусть будет так, – миролюбиво ответил он, – я ведь умирать пока не собираюсь. Я ведь еще о Баське должен позаботиться.
НАЧАЛО – А потом будем собирать мне на смерть,   – заявил Степан Николаевич. Тамара смутилась, но ответила, что собирать будут, только эту статью расходов они  назовут по-другому. – И как же?

Родственники Вовки не общались с Тамарой, да я внуке практически забыли, но семья Дубовых–Рябининых, как они теперь себя называли, особо не страдала от этого. Они жили дружно, сплоченно, готовясь в этом году отправить Артема в первый класс. Дед теперь гулял в компании с внуком и с удовольствием отвечал на его бесконечные “почему”, “зачем”, “расскажи”. Ну а вечернее “почитай” было уже законом. Тамара ограничивала мальчику телевизор, стараясь и сама больше читать ему или рассказывать сказки.

В садик водила мальчика мать, а забирал дедушка, который домой не торопился, и они вместо положенных пятнадцати минут, нередко шли до дома целый час а то и больше. Артем очень хотел в школу. Ведь и дед, и мать на пару расхваливали свои школьные годы, идеализируя их, и в его голове уже определилась картинка его будущей школьной жизни. А Тамара с надеждой думала:

– Дай Бог, чтобы первая учительница была умной доброй и опытной.

Уже в начале августа Артем был полностью экипирован к школе. А сама школа от дома была в двух шагах, не надо было даже через дорогу переходить.

Вот и долгожданный сентябрь, первого числа они все вместе, с цветами, пошли на школьную линейку. Торжественность происходящего даже на Степана Николаевича произвела впечатление. В ходе линейки они с Тамарой сделали много фотографии, и даже ролики, где довольный Артем позировал с большим удовольствием. Отец одного из одноклассников снял их втроем, улыбающихся, счастливых. А на следующий день Степан Николаевич сходил в фотостудию и заказал фотографии, считая, что для семьи это лучшая память. Он купил там же солидный фотоальбом.

Планирование семейного бюджета дало свои плоды, и вскоре со всеми соседями они расплатились. И теперь Тамара стала откладывать сумму, получаемую за сдачу квартиры, на счет Степана Николаевича. Но тот вовремя увидел это и быстро запретил ей.

– Почему, я ведь вам должна, – обиженно сказала Тамара.
– Я тебе, девочка, верю больше чем вот этому, – и он показал ей пальцем на банковскую карту, лежащую на столе. Так что меняем мужской род на женский и он дал ей стеклянную банку, вот тут и храни, – смеясь, сказал он.
– Ну уж нет, у меня есть красивая шкатулочка, туда и будем складывать, – произнесла Тамара.
– И только вдвоем будем об этом знать, – и Степан Николаевич показал место, где должна стоять шкатулка. Ведь на случай несчастья ты с моего счета не сможешь снять деньги сразу, а так у нас с тобой шкатулочка стоит, очень удобно – руку протянул и взял. Вот только одна беда, собирать уж больно долго приходится, – иронически произнес Степан Николаевич, – но я умирать не тороплюсь, – весело произнес он и добавил, – а ведь мы долг всем соседям отдали раньше запланированного нами срока, молодцы. Но лучше больше не занимать, – удовлетворенно сказал Степан Николаевич.

Свое одиночество он теперь вспоминал, как жуткий сон, ведь жизнь его заиграла яркими красками: уют в квартире, разнообразное меню на столе, счастливые улыбки Тамары и Артема и их забота о его здоровье. Дед теперь бодро вставал рано утром, чтобы помочь Тамаре собрать в школу Артема и проводить его.

А потом еще с полчасика погулять, зайти в магазин за нужными продуктами, побеседовать с соседями у подъезда, если повезет кого-нибудь встретить, а потом полежать на диване с Баськой, ласковой, теплой и пушистой, которая всегда ложится прямо ему на грудь и упоительно мурлычет, прикрыв глаза.

Когда приходит время идти за Артемом, он не спеша собирается и выходит пораньше, вдруг опять кого встретит у подъезда. Он как-то и сам не заметил, как стал более общительным:

– Видно все от того, что мне теперь есть о чем сказать, поделиться своей радостью.

Но порой приходила грусть, ведь будь он умнее, то общался бы сейчас со своими родными и был бы еще счастливее.

У Артема пролетел первый учебный год, на собрании учительница его хвалила, говорила, что он мальчик серьезный, усидчивый и внимательный. Степан Николаевич вспоминал, как прошел этот год, вспоминал, как учительница говорила родителям на собрании, что надо вместе с детьми читать и пересказывать прочитанное, что чтение на время должно мотивировать детей ко все новым и новым достижениям. И вот к концу года Артем за минуту читал в среднем 70-80 слов, что было просто замечательно. И он, дед, приложил к этому руку.

От этого в душе Степана Николаевича разливалось тепло, он был рад, что его усилия не прошли даром, что внука хвалят.

– Артемка обязательно должен пойти учиться, дай Бог, чтобы я дожил до этого времени. Моя северная пенсия довольно внушительная, и не будет лишней для них. А мне сейчас уже ничего и не надо, ем я мало, одеждой и обувью обеспечен. Но с другой стороны, если он будет и дальше так хорошо учиться, то может и деньги не потребуются, и Артем сам пробьет себе дорогу, своим умом.
– Как раньше я это сделал. Но тогда было проще получить высшее образование. Я в профессиональном плане много добился. Начинал с простого буровика, а на пенсию пошел с достаточно высокой руководящей должности, – с гордостью думал он.

Степан Николаевич вспоминал, как, выйдя на пенсию, хотел сразу рассчитаться с работы и уехать, но потом все же принял решение поработать еще несколько лет, а через четыре года решил, что хватит, всех денег все равно не заработаешь, да и не для кого было их зарабатывать. Хотя сил для работы у него вполне хватало.

В первые летние каникулы Артема решили побаловать поездкой на юг, и все втроем на две недели поехали в Анапу, Артемка был очень доволен. Да и Тамара тоже, ведь она впервые была на море. Там, они все и познакомились с Димой.

Они часто проводили время все вчетвером, Степан Николаевич видел, что Тамаре он нравится, а вот как относится к ней мужчина, он так и не понял, тот общался с ними со всеми чисто по-дружески, только однажды они вдвоем поехали на экскурсию в Новороссийск. Артем что-то приболел, наевшись мороженого сверх меры, и Степан Николаевич сидел с ним в отеле.

Вернувшись домой, Степан Николаевич несколько раз получал приветы от Димы, которые он передавал ему через Тамару. И он понял, что видно скоро ему опять придется остаться одному, ну он был рад, парень, в принципе, ему понравился, спокойный, рассудительный. И работа у него была современная, то есть домашняя. Он чем-то занимался в интернете и получал за это зарплату, как объяснял он еще в Анапе Степану Николаевичу, который хоть и слышал об этом, но впервые видел человека, работающего, как говорил сам Дима, “онлайн”.

А вскоре Дима приехал к ним в гости, вернее не совсем в гости, он снял себе квартиру, а приходил к ним вечерами, правда не каждый день. Тамара всегда в дни его визитов готовила что-нибудь вкусное. И старалась в этот день выглядеть лучше, чем обычно, то меняя наряды, то делая новую прическу.

Степан Николаевич, глядя на нее, радовался, но на сердце у него было тревожно. Он боялся вновь остаться один. И все чаще его стала посещать мысль постараться найти хоть кого-нибудь из родственников, понимая, что вернуться опять в омут одиночества – это значит приговорить себя к смерти. И еще волновал его вопрос о том, что внешне Дима не проявлял никаких чувств к Тамаре. А на лице Тамары сразу была видна ее любовь к молодому человеку, она вся светилась от счастья.

В сентябре Артем пошел в школу. И опять у них начались трудовые будни. К тому же прибавился еще один предмет, который обоим преподавал Дима. Он подарил Артему ноутбук специально для того, чтобы учить его азам информатики. Увлекся этим и Степан Николаевич. Поначалу он не хотел ничему учиться, но со временем почувствовал интерес к новым знаниям, и они с Артемом потихоньку влились в многомиллионную армию интернет-пользователей.

Однажды Степан Николаевич все же решился спросить Тамару о ее странных отношениях с Дмитрием:

– Тамара, у вас это серьезно?
– Не знаю, – я ведь даже фамилии Димы не знаю, а он моей ни разу не поинтересовался, – голос женщины звучал неуверенно и расстроенно.
– Значит несерьезно, – угрюмо заключил Степан Николаевич и неодобрительно подумал:
– Тогда зачем приехал? Девчонке голову морочить?

Но почти перед самым Новым Годом произошло событие, круто изменившее всю их жизнь. В прихожей Артем нашел карту Сбербанка и отдал ее матери, а та, мельком глянув на нее, сказала сыну:

– Положи ее рядом с ноутбуком, это, скорее всего, дядя Дима выронил, а возле ноутбука он сразу увидит ее, когда вновь к нам придет.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Мои дорогие подписчики, благодарю вас за лайки и комментарии, и очень прошу не забывать восстанавливать подписку. Добра вам и счастья!

Читайте также другие мои публикации:

Незнакомые родственники

Куст сирени

Девушка для битья

Утро вечера мудренее