Найти тему
Алексей Харин

170 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДИМИРА СЕРГЕЕВИЧА СОЛОВЬЁВА (1853-1900)

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

170 лет назад родился замечательный русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв (28.01.1851–31.07.1900), сын выдающегося историка Сергея Михайловича Соловьёва.

Владимира Сергеевича Соловьёва считают создателем первой развёрнутой философской системы в России, и, по сути, отцом, русской религиозной философии.

Кстати, здесь можно добавить, что по матери он являлся родственником (двоюродным праправнуком) южнорусского философа Григория Саввича Сковороды (в прошлом году отмечалось 300-летие со дня его рождения, увы, не отметил у себя на страничке это событие).

Что-то общее есть в их судьбах. Интерес у обоих к проблемам религии и к греческой философии, отчасти страннический образ жизни (но у В.С. Соловьёва в меньшей степени). Другое дело, что если Г.С. Сковороду не все историки философии признают философом, то, повторимся, В.С. Соловьёв разработал целую философскую систему.

Напомним также, что философия В.С. Соловьёва была попыткой дать ответ на несколько вызовов времени. Во-первых, активное развитие самой русской мысли ставило на повестку дня создание систематического философского учения, равного западным системам. Безусловно, и до этого уже предпринимались попытки создания систематических философских построений. Например, представителями славянофилов – А.С. Хомяковым и И.С. Киреевским. Но оба мыслителя рано умерли. Не смог создать по некоторым причинам развёрнутую систему и такой яркий философский ум первой половины XIX века, как П.Я. Чаадаев.

Во-вторых, продолжались поиски места и роли России в мире. Отчасти спор западников и славянофилов стал анахронизмом. Нужны были новые идеи. Предложенные панславистами (Н.Я. Данилевский) и почвенниками (К.Н. Леонтьев) проекты устраивали далеко не всех. Кстати, и сам В.С. Соловьёв вступил в полемику с Н.Я. Данилевским и К.Н. Леонтьевым.

В-третьих, в новых условиях требовалось использовать потенциал православия (тем более в ситуации усиливающегося обмирщения общества), создать философию, адекватную современности и в то же время отталкивающуюся от христианских корней. Иными словами, был необходим синтез современной философии и традиционной религии. На эту тему уже думали и упоминавшиеся выше А.С. Хомяков и его единомышленники.

В-четвёртых, возникала потребность и дать ответы на те или иные философские вопросы, которые ставили западные мыслители, предложить иное толкование тех или иных мировоззренческих проблем.

Таким образом, философия В.С. Соловьёва, отчасти, и была вызвана данными потребностями. Безусловно, и сам В.С. Соловьёв являлся яркой, незаурядной личностью. Он, по сути, в своём творчестве сочетал несколько традиций.

Ученик П.Д. Юркевича, по сути, возродившего преподавание философии в России в 1860-х гг. на высоком уровне, В.С. Соловьёв прекрасно знал немецкую классическую философию, отталкиваясь в своих трудах от Ф.В.Й. Шеллинга. Не был он чужд и немецкому иррационализму (А. Шопенгауэр). Кроме того, В.С. Соловьёв вдохновлялся и древнегреческими мыслителями, в первую очередь творчеством Платона. Не даром в конце жизни В.С. Соловьёв занялся переводом диалогов Платона на русский язык и составлением интересных комментариев к этим диалогам. Остаётся сожалеть, что труд В.С. Соловьёва не был закончен.

Жизненный путь В.С. Соловьёва не был безоблачным. Начав преподавать в середине 1870-х гг. в Московском университете, он перебирается в Санкт-Петербург, где продолжает преподавание. Но в 1881 г. философ, после убийства императора Александра II, осудив самих убийц, высказался во время лекций, что новый монарх должен следовать христианскому началу. Это было воспринято руководством университета, как призыв помиловать убийц, и философ остаётся вне преподавания.

В 1881– 1891 гг., лишённый академической работы, мыслитель уходит в публицистику. Новый этап наступает в 1891–1900 гг., когда он возглавляет философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Публикуется и в других философских журналах. Одновременно он занимается и литературной критикой. Но и сам он не чужд поэзии. Таким образом круг его интересов разносторонен. Перед нами и учёный, и поэт, и публицист, и литературный критик. Он буквально живёт своим творчеством.

Неустроенность в быту (тем более, он не создал свою семью), различный невзгоды, напряжённая творческая работа, всё это подрывают силы мыслителя и 31 июля 1900 г. он умирает.

Современный исследователь А.Г. Спиркин писал о В.С. Соловьёве: «В его жилах билась кровь проповедника, публициста, оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам…Он обладал удивительной эрудицией вообще и прежде всего глубоким знанием мировых философских систем и учений».

Многие современники указывали на то, что В.С. Соловьёв оказался центральной фигурой в русской философии. Он создал первую русскую категориально-понятийную систему, не сводимую к какой-либо традиции. Фактически из В.С. Соловьёва вышла русская религиозная мысль начала ХХ в. В целом, он смог определить дальнейшие пути развития русской религиозной и философской мысли. Его творчеством вдохновлялись многие русский мыслители начала ХХ века – Н.А. Бердяев, С.Н. Трубецкой, Е.Н. Трубецкой, Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин и другие.

Обращаются к его творчеству и современные российские мыслители и те, кому интересны проблемы философии.