Skr-skr, skr-skr, dans des Nike mortes
Skr-skr, skr-skr, dans un débardeur blanc (skr, skr)
Skr-skr, skr-skr, harceleur noir (pow-pow-pow-pow !)
Skr-skr, skr-skr, avec le zip skunk
Старинная французская песня, повествующая о трудностях бытия
Приветствуем вас, слушатели радио "Танковый ветерок". За окном ренессанс зимы. И сегодня у нас вспоминания Мишель Жерар Жозеф Колюччии — главного разработчика перспективных противотанковых установок. О том, как создавалась французская премиумная ПТ САУ AMX CDA 105.
С чего все началось
Глядя на дерево техники, становится очевидным — у французов явная нехватка премиумных ПТ САУ. Особенно на фоне других наций. И с этим нужно что-то делать. Как говорят наши русские коллеги по цеху: "незаработанных денег много".
В качестве концепции будущей премиумной ПТ САУ главным было недопущения токсичности будущей машины. Играбельно — но не вторая ВЗ-120, меняющая баланс. И не крупнокалиберное кустовое чудище, по типу ИСУ-152, портящее игру другим, почти не двигаясь по карте. Игрок на новой ПТ должен играть, "прибывать" в игре, а не стоять в кусте. При этом уровень "пострадывания" должен быть в пределах нормы.
Основы концепции будущей машины
Было решено сохранить традиции французского танкостроения. А это значит небольшое количество брони и хорошая подвижность. Защищенность обеспечивается рикошетными формами.
В качестве прототипа (одного из) был выбран немецкий опыт подвижных, картонных машин по типу Е 25. Где немецкие коллеги уже имели опты создания подобной техники — Kanonenjagdpanzer 105.
Нужно сказать, что сама идея Kanonenjagdpanzer 105 довольно интересна. Хорошая подвижность и орудие, не позволяющее стоять в кусте. Это очень похоже на то, что мы хотели в своей ПТ САУ.
Однако многочисленные ошибки, по типу недостатки брони, не позволяют эффективно и комфортно реализовывать эту машину. Что и сказалось на отрицательной популярности Kanonenjagdpanzer 105.
Общая картина того, что мы хотели получить в итоге нашей работы, стало ясно. Работа началась.
Приведенка вместо миллиметров
Для сохранения подвижности, много брони поставить было невозможно. И максимальная толщина верхнего лобового листа не могла превышать 90 мм. А для повышения бронестойкости, ВЛД необходимо было разместить под острым углом.
Однако это показалось недостаточным. И возникла задумка все же использовать более толстую броню. Но как это сделать, чтобы не допустить увеличения массы машины? Ответ бы найден — паттерн "локальная броня".
Суть паттерна в размещении толстого листа брони на отдельных участках. Хорошая работа в этом направлении была проделана коллегами из отдела средних танков. И была реализована в танке M4A1 Revalorisé. Где на фоне общей картонности, машина получила неплохо забронированный лоб башни.
Но где разместить утолщение брони на нашей AMX CDA 105? Основная проблема в том, что машина не обладает башней. А покрывать толстым броневым листом весь ВЛД невозможно.
И тогда мы решили усилить зону вокруг маски орудия. На схеме это темно-оранжевый участок справа и слева от орудия (120 мм). Также ПТ САУ получила хоть и небольшую, но маску орудия.
Тут же можно заметить техническое решение. Для того чтобы сэкономить на массе, мы максимально сократили второстепенные участки брони. Так, в крыше всего 40 мм. Однако продуманная форма AMX CDA 105 не позволяет противнику использовать это как уязвимость. По крайней мере часто.
Отдельной гордостью нашего отдела стали "скосы" между лобовой частью и бортом. Там тоже 120 мм, а также огромный угол наклона брони. Что позволяет рассчитывать на приведенное значение защиты в эквиваленте до 400 мм!
Описанные выше мероприятия не обеспечивают 100% защиты. Этого и не требовалось. Главная цель максимально повысить живучесть машины в бою. Позволить ей танковать "некоторое" количество вражеских выстрелов. И как показала практика: мы смогли достичь этой цели.
Орудие
В качестве вооружения было выбрано 105 мм орудие 105 mm CN 105. Это довольно точная пушка с хорошим пробитием.
Главная потенциальная проблема была в типах применяемых снарядов. В качестве основного используется подкалиберный OFL-105-F1 с пробоем в 260 мм. Мы опасались, что подкалибер будет "капризничать" с увеличением дальности.
Однако, как показали дальнейшие испытания, наши опасения был напрасными. Орудие 105 mm CN 105 обеспечивает подкалиберному снаряду высокую начальную скорость в 1525 м/с. Что выше на 30% от среднего показателя для ПТ САУ VIII уровня.
Если говорить проще, то снаряд летит хорошо, стабильно. С повышением дальности, точность и стабильность полета падает не сильно. К тому уже здесь хорошая скорость сведения.
Что же до огневой мощи, то тут мы получили именно то, что планировали изначально. Альфа в 350 единиц со средним ДПМ (и средней перезарядкой) с одной стороны не позволяет использовать кустовой геймплей. А общие характеристики орудия (и другие ТТХ машины) позволяют придерживаться более активных действий.
В целом можно утверждать, что AMX CDA 105 получила комфортное орудие, соответствующее изначальной концепции — отсутствие токсичности и "не кустовой" геймплей.
Подвижность
Этот параметр должен бы подводить окончательную черту под всей нашей работой. Мы поработали над броней и выбрали соответствующую пушку. Насколько мы смогли добиться успеха с подвижностью?
На данный момент можно смело утверждать — подвижность AMX CDA 105 был реализована на отлично! Мы не стали ставить двигатель повышенной мощности. Но за счет малой массы AMX CDA 105 обладает прекрасными характеристиками и максимальной скорости, и динамики, и маневренности.
Причем особой гордости удостоилась динамика — количество лошадей на тонну. По этому показателю AMX CDA 105 превосходит многие средние танки, а также некоторые ЛТ.
Выводы
AMX CDA 105 прошел свой релиз. В целом, финальный результат соответствовал изначальным ожиданиям. Машина в меру комфортна и эффективна. При этом не оказывает негативное влияние на баланс ранома.
При этом данная ПТ САУ оказалась несколько специфичной. Так, любители "кустового геймплея" не оценят — слишком СТшный геймплей. Исповедующие "средне танковый геймплей" также не смотрят косо — это ПТ САУ. На что стоит обращать внимание перед покупкой в первую очередь.
Спасибо за ваше внимание! Поддержите наш проект лайком и подпиской. Оставляйте свои замечания в комментариях!