Дорогие друзья! Сегодня я попробую практически вслух, то есть здесь, с вами, поговорить о помощи родителей своим детям. А главное о том, когда эта помощь становится если и не прямым вредом, то серьезным препятствием на пути развития ребенка.
Канистерапевты не избалованы встречами с благополучными людьми. Тем, у кого всё хорошо, мы нужны нечасто. Обычно к нам приходят родители детей с ОВЗ с просьбой помочь ребёнку адаптироваться в детском коллективе, научиться разговаривать, научиться взаимодействовать с окружающим миром так, чтобы этот мир со временем принял особого ребенка, а ребенок нашёл в нем свое место. Цель благая, и я испытываю огромное уважение к семьям, которые не сдаются, идут вместе со своими детьми по этому трудному пути. Наши специалисты готовят программы для групповых и индивидуальных реабилитационных занятий. И вот здесь наступает тот самый момент, когда достоинства родителей плавно переходят в недостатки, увы. И они начинают совершать типичные ошибки человека, который хотел "как лучше".
Что мы видим на 90 % занятий:
1. Мама дублирует вопросы ведущего ребенку, а иногда еще и отвечает за него, не оставив тому и 30 секунд подумать и принять самостоятельное решение.
2. Мама жестикулирует руками ребенка, направляя его движения.
3. Мама сама "внезапно" придумывает, что именно будет лучше сделать ребенку сейчас, и более того, начинает это делать!
А также бесконечные : встань здесь, не кричи, протяни руку, не тяни руку, потрогай собаку, не трогай собаку, скажи громче, скажи тише 🤦♀️... Этот список можно продолжать и продолжать.
Причем, я прекрасно понимаю, что всё это мама/папа проделывают, чтобы показать, что ребенок хороший (мы это и так знаем!), что у него получается (точно получится, если не мешать работать специалисту!), что он может выполнить инструкцию ведущего. Не понимаю только - для чего это делать? На наших занятиях нет и не может быть никаких оценок - не давать оценочных суждений мы научились у наших собак на отлично. И вы привели своего ребёнка на канистерапию наверняка после изучения вопроса и методики, с определенным кредитом доверия, так пусть специалист делает свою работу. Он умеет, честно, он этому учился немало лет. И ассистент точно знает, что делать, если ваш ребенок в азарте исследования наступил его собаке на хвост или слишком сильно потянул за шерсть. Более того, и собака знает! Знает, что не имеет права ни зарычать, ни убежать, ни вообще каким-то образом резко отреагировать в процессе работы (ну с ними как раз проще всего, собаки доверяют своим вожатым и не спорят, выполняя инструкции 😀).
Очень хочется, чтобы родители поняли одну вещь. В формате наших занятий (я говорю только об этом, другие методики могут иметь другую реализацию) цену имеет только то, что ребенок сделал САМ. Если вы сделали жест рукой ребёнка - его сделали ТОЛЬКО вы. Память об этом не останется, он не перенесет этот навык в повседневную жизнь. Если вы продиктовали ребёнку ответ и заставили повторить ваши слова - он не сделает этого, когда вас не будет рядом. Одна из базовых ценностей, которую мы можем и должны дать детям - научить их благополучно жить без нас, действовать одновременно социально приемлемо и самостоятельно.
Собака-терапевт, особенно встроенная в грамотную программу - это великолепный мотиватор, эмоциональная поддержка и подпитка. И пусть ваш ребенок не повторит сегодня за вами предложение из 6 слов, а скажет всего 2 слова, но сам, и это будут его слова, а не ваши. А вы в этот момент его похвалите - искренне и эмоционально, ровно так, как хвалят наших рабочих собак их вожатые (да, этому мы тоже учим). А завтра он добавит еще слово. А послезавтра поймет, что спросить "Как тебя зовут?" можно не только у собачки на занятиях, но и у сверстника на детской площадке, и он сделает это сам, причем с удовольствием и без страха.
Особым детям очень нужна помощь родителей. Помощь - это сделать то, что ребенок физически не способен сделать сам. Если способен хотя бы на попытку, прошу вас, заботливые родители, остановите себя и свою помощь в этот момент. Не знаю, вязание что ли в руки возьмите, рот можно занять ириской системы "Кис-кис" или "Буратино" (молчание на 10 минут гарантировано, челюсти не расклеиваются 😆). Вы привели ребенка на канистерапию, значит вы ждете положительных изменений - так будьте готовы меняться и сами, оно того стоит.
Если есть вопросы, какие-то ваши истории попыток, удач, провалов - пишите в комментарии.