Найти в Дзене

Магия ар-нуво. Ювелирные изделия Рене Лалика, Жоржа Фуке, Анри Веве и Люсьена Гайара

В то время, как мастера историзма воспроизводили и комбинировали самые разные стили прошлого, доведя это до некоего автоматизма, модерн ворвался в искусство, как вихрь, как свежий морской ветер, освобождающий, очищающий, вдохновляющий. Он открыл мир новых форм, новых материалов, новых сочетаний.

Модерн был краткосрочным, но невероятно прекрасным и вместе с тем очень сложным художественным явлением, охватившим абсолютно все виды искусства, в том числе и ювелирное дело. Эпоха модерна подарила миру целую плеяду великих мастеров, которые, в свою очередь, вдохнули в ювелирное искусство новую жизнь и вывели его в авангард «последнего большого стиля». В этой статье мы познакомимся с некоторыми главными героями эпохи – Рене Лаликом, Жоржем Фуке, Анри Веве и Люсьеном Гайаром.

Бесспорным гением и лидером среди ювелиров своего времени был выдающийся мастер Рене Лалик, в чьем творчестве воплотилась сама суть французского модерна. Использование им недрагоценных и часто хрупких материалов, особенно формованного стекла, было революционным для своего времени.

Рене Лалик
Рене Лалик

Рене Лалик родился в 1860 году в небольшом городке Аи, в 28 километрах южнее Реймса. В 1876 году он начал обучаться у ведущего парижского ювелира Луи Окока, а в 1878 году отправился в Лондон, где в течение следующих двух лет учился исключительно дизайну. Именно такое всестороннее образование позволило ему в будущем самостоятельно изготовлять все свои ювелирные изделия – от создания эскизов и до финальных штрихов в готовых произведениях. В первые годы работы Лалик делал эскизы для таких известных мастеров, как Картье, Бушерон, Веве и Дестап.

Последний, в свою очередь, сыграл важную роль в становлении собственного стиля Лалика. В 1886 году Жюль Дестап передал ему свою ювелирную мастерскую «в знак признания его уникального таланта». Теперь Рене Лалик, обладая всем необходимым для работы, обратился к поискам вдохновения, которое нашел в идеях движения «Искусств и ремесел», призывавшего к возрождению декоративно-прикладного искусства и пропагандировавшего растительные и анималистические мотивы. Восприняв эти идеи, Лалик развивался синхронно с ними и стал первым, кто привнес стиль модерн в ювелирное искусство.

Витрины Рене Лалика и ювелирной фирмы "Maison Vever" на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Библиотека декоративно-прикладного искусства, Париж
Витрины Рене Лалика и ювелирной фирмы "Maison Vever" на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Библиотека декоративно-прикладного искусства, Париж

Свои первые украшения в стиле модерн Лалик представил на Всемирной выставке в Брюсселе 1897 года. Но главным событием его творческой биографии стала Всемирная выставка в Париже 1900 года. За свою ювелирную экспозицию Лалик получил Гран-при, а правительство наградило его орденом Почетного легиона. Это был истинный триумф. Французский критик Леонс Бенедит писал о нем, как об «истинном новаторе. Он (Лалик) был тем, кто сорвал старые барьеры, опрокинул крепкие традиции и создал новый язык».

Исследователи называют Рене Лалика мастером трех «F» – «femme», «flore», «faune». Именно женщины, флора и фауна заняли центральное место в творчестве мастера, и женщины неспроста названы первыми. Прекрасные длинноволосые маскароны и обнаженные фигуры становятся часто повторяющимся мотивом украшений Лалика. И хотя модерн в целом считался женским стилем, так как большинство художников обращались к женским образам, нужно было обладать смелостью, чтобы использовать изящное обнаженное женское тело в ювелирных украшениях.

Одним из самых известных изделий Рене Лалика, в котором он обращается к женскому образу, является корсажное украшение «Женщина-стрекоза», изготовленное им в 1897-1898 годах. Сегодня оно находится в коллекции Музея Гюльбенкяна в Лиссабоне, основанного финансистом и нефтяным магнатом Калустом Гюльбенкяном, собравшим уникальную коллекцию произведений Лалика.

Рене Лалик. Корсажное украшение "Женщина-стрекоза". 1897-1898. Музей Гюльбенкяна
Рене Лалик. Корсажное украшение "Женщина-стрекоза". 1897-1898. Музей Гюльбенкяна

В этом украшении Рене Лалик создает очень необычный образ, представляющий сочетание женщины, стрекозы и химеры. Буквально на наших глазах происходит фантастическое превращение – из пасти химеры с большими когтистыми лапами появляется прекрасная женщина с крыльями стрекозы вместо рук. В своей статье искусствовед С.В. Рассохина приводит описание этого потрясающего изделия:

«Золотая химера, гибкий хвост которой декорирован чередующимися пятнами эмали сине-зеленых оттенков и кабошонами халцедона, составляет вертикальную основу композиции. <…> Бюст женщины вырезан из хризопраза. Огромные крылья декорированы витражной эмалью сине-бирюзовых оттенков, лунными камнями и бриллиантами. Состоят крылья из пяти частей, четыре из которых закреплены подвижно. При движении бриллианты отражали радужный блеск, а эмаль переливалась яркими цветами. Голову женщины-стрекозы украшает золотой шлем, декорированный двумя жуками, покрытыми эмалью тех же цветов, что и крылья».

Известно, что это корсажное украшение было частью наряда Сары Бернар, в котором она блистала на театральной сцене. А в 1900 году «Женщина-стрекоза», а также еще ряд произведений Лалика, находящихся сегодня в коллекции Музея Гюльбенкяна (гребень-тиара «Петушок», колье-чокер «Лесной пейзаж», корсажное украшение «Змеи») были показаны на Всемирной выставке в Париже и вызвали удивление и восхищение, как у посетителей, так и у критиков.

Колье-чокер «Лесной пейзаж» не менее выдающееся творение Лалика. Оно состоит из трех частей, на которых представлена единая сложная и многоплановая композиция. На переднем плане Лалик изобразил золотые стволы деревьев, сквозь них на среднем плане мы видим озеро из опалов, переливы которых создают иллюзию движения воды. На дальнем плане – берег озера, созданный из бриллиантов, имитирующих песок. Это украшение поражает не только своей необычностью, но и тем насколько реалистичным получился изображенный пейзаж.

Рене Лалик. Чокер "Лесной пейзаж". 1898-1899. Музей Гюльбенкяна
Рене Лалик. Чокер "Лесной пейзаж". 1898-1899. Музей Гюльбенкяна

Прелестны ассиметричные подвески Лалика, на которых ювелир изображает фрагменты лесных пейзажей – зимних или осенних. Среди них выделяется подвеска «Зимний пейзаж», созданная в 1900-1901 годах. В сложную форму Лалик помещает многослойное стекло серо-голубого цвета со стволами деревьев, которые предстают словно в дымке зимних сумерек. Использование стекла стало одной из особенностей творчества Лалика, другие известные ювелиры не применяли стекло из-за сложного технологического процесса его создания. Поверх стеклянного фона справа ювелир расположил заснеженную ель, выполненную в технике эмали. Окаймляют композицию золотые еловые ветки с аквамариновыми вставками и подвеской-жемчужинкой.

Разнообразие сюжетов в произведениях Лалика было огромным – пейзажи (лесные, зимние, весенние), осенние листья, летние цветы и ягоды, животные и птицы, рептилии и насекомые. Но всех их объединяет сложность и уникальность композиций, множество досконально проработанных деталей и нестандартные материалы и техники, с которыми ювелир постоянно экспериментирует. Как он сам писал:

«…я должен был дойти до крайности, чтобы отказаться от всего, чего достиг прежде. Я работал неуклонно: рисунок, моделирование, выполнение технического исследования и экспериментов всех видов, всегда решал добиваться результата и создавать что-то совершенно новое».

После 1910 года Рене Лалик сосредоточился на работе со стеклом и достиг в этом небывалых высот. В следующие десятилетия появляются его фантастические вазы, лампы, флаконы для духов и даже автомобильные маскоты и архитектурные украшения, благодаря которым его слава не угасала вплоть до самой смерти мастера 1 мая 1945 года. А его компания пережила войну и успешно существует в наши дни.

Другим знаковым ювелиром эпохи модерна был Жорж Фуке. Он родился в 1862 году в семье известного ювелира Альфонса Фуке, прославившегося в 1870-х годах своими украшениями в стиле неоренессанса. Ювелирному делу Жорж обучался у отца и в 1880 году начал работать в его ювелирной фирме. В 1895 году Альфонс Фуке передал управление бизнесом сыну, и он с жаром принялся за работу, желая вдохнуть новую жизнь в отцовскую фирму. Ювелир Анри Веве писал о нем: «Неутомимый труженик, он был очарован всем новым, и его поиски вдохновения были неутомимы».

В 1898 году Фуке представил свои первые украшения в стиле модерна. Чувственные изогнутые линии, эмали приглушенных оттенков и тонкие текстуры были очень эффектны и практически не уступали ювелирным изделиям Рене Лалика. Но сам Фуке в отличие от Лалика не был дизайнером и привлекал к работе многих известных художников своего времени. В историю вошло его сотрудничество с Альфонсом Мухой – художником, чьи работы тоже стали ярким символом эпохи модерна.

Жорж Фуке. Браслет для Сары Бернар по эскизу Альфонса Мухи. 1899. Музей Альфонса Мухи в Сакаи, Япония
Жорж Фуке. Браслет для Сары Бернар по эскизу Альфонса Мухи. 1899. Музей Альфонса Мухи в Сакаи, Япония

Их знакомство состоялось благодаря Саре Бернар, которая в 1898 году пришла в ювелирный магазин Жоржа Фуке с эскизом браслета в виде змеи, созданного Альфонсом Мухой. Этот браслет был частью костюма Медеи из одноименного спектакля по пьесе Катюля Мендеса, премьера которого прошла в том же 1898 году.

Альфонс Муха. Афиша к спектаклю "Медея". 1898
Альфонс Муха. Афиша к спектаклю "Медея". 1898

На афише Альфонса Мухи на руке Сары-Медеи можно увидеть схожий браслет. Вероятно, актриса пожелала иметь такой и в жизни, и заказала Мухе его дизайн, а исполнителем выбрала Фуке. Ювелир был настолько очарован эскизом браслета, что предложил Мухе создать коллекцию украшений для Всемирной выставки в Париже 1900 года. Так возникла серия причудливых колье, замысловатых корсажных брошей и браслетов, которые хоть и были неудобными и достаточно тяжелыми, но воплотили уникальный стиль Альфонса Мухи и продемонстрировали мастерство Жоржа Фуке.

Посетители выставки увидели воплощенные драгоценности с плакатов Мухи. Они производили сильное впечатление, но критики были суровы в своих оценках, называя их «странными украшениями со странным декором». Сотрудничество Фуке и Мухи продлилось всего несколько лет, но именно оно помогло изменить стиль ювелирных изделий Жоржа Фуке и принесло его компании славу.

Помимо создания ювелирных украшений, Фуке писал статьи и книги, в одной из которых он провозгласил:

«Выживут не роскошные ювелирные украшения, а те в которых цена материалов меньше, чем их красота – аквамарин, аметист, топаз, турмалин. Искусство, которое никогда не стареет, продлит жизнь этих драгоценностей. Их никогда не разберут, чтобы повторно использовать камни. Эти вещи – прежде всего произведения искусства, а не способ вложить деньги».

Анри Веве – третий герой этого повествования и еще один выдающийся мастер эпохи модерна. Как и Фуке, Веве в начале XX века был руководителем семейной ювелирной компании «Maison Vever», основанной его дедом в 1821 году. Анри Веве родился в 1854 году и с юности вместе с братом Полем обучался управлению семейным делом, а кроме того изучал рисунок, лепку и орнаментальный дизайн в Школе изящных искусств в Париже. Таким образом, к моменту, когда в 1881 году отец Анри и Поля вышел в отставку, у него были достойные преемники. Поль занялся в фирме коммерческим развитием, а Анри отвечал за дизайн и производство украшений. Благодаря Анри Веве стиль ювелирной фирмы постепенно трансформировался от историзма к модерну.

Анри Веве
Анри Веве

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году «Maison Vever» получила второй Гран-При за свои изысканные украшения в стиле модерн, считающиеся лучшими достижениями фирмы. Однако, хотя они и обладали всеми характерными чертами стиля (изысканные женские образы, флора и фауна), украшения Анри Веве были более консервативными по сравнению с экстравагантными изделиями Рене Лалика. Другим отличием «Maison Vever» было то, что фирма работала в основном с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Анри не обладал такой смелостью и интересом к экспериментам, как его коллеги по цеху, и гораздо реже прибегал к недорогим материалам.

Помимо ювелирного дела Анри Веве прославился, как коллекционер японской гравюры, а также автор одного из важнейших научных трудов, посвященных ювелирному делу – «Французское ювелирное искусство XIX века». В этой книге он подробно описывает развитие ювелирного дела, начиная с эпохи Консульства и заканчивая эпохой модерна.

И последним героем этой статьи станет Люсьен Гайар. Он известен сегодня гораздо меньше, чем Лалик, Фуке и даже Веве, но является не менее важной фигурой в ювелирном искусстве эпохи модерна. Главным отличием его украшений стало обращение к японскому искусству.

Японское искусство было одним из главных источников стиля модерн, оно вдохновляло европейских мастеров динамичным ритмом и гибкостью линий растительного декора, незаконченностью движения, легкостью и особой стилизацией, которая превращала природные мотивы в декоративные узоры.

Люсьен Гайар родился в 1861 году и творческий путь начал, как и два предыдущих мастера, обучаясь у своего отца – серебряных дел мастера Эрнста Гайара. За время своего становления он в совершенстве овладел техниками чеканки и гравировки по золоту и серебру, посетил множество разных ювелирных курсов мастеров Дюжардена и Сальмона и в итоге превзошел отца. В 1892 году Эрнст Гайар передал свою мастерскую сыну.

Уже в начале карьеры Люсьен Гайар увлекся японскими сплавами и лаками, которые не применялись во Франции, но были так восхитительны, что поражали и его современников, и будущие поколения исследователей его творчества. Ювелир Анри Веве так говорил о нем: «Страстно влюбленный в свою профессию, неутомимый исследователь, который очаровывал своими работами, Гайар, восторженно, с упоением постигал все сложные технологические аспекты ювелирного дела, такие как ювелирные сплавы, золочение, патинирование, получая великолепные результаты».

Как и для других ювелиров, о которых говорилось выше, огромное значение для Люсьена Гайара имел 1900 год. В тот год в его жизни произошло сразу несколько событий – он приобрел новое здание, пригласил на работу японских мастеров, помогавших ему разобраться в тонкостях национального искусства и, конечно же, принял участие во Всемирной выставке в Париже, где получил Гран-при, а кроме того познакомился с последними работами Рене Лалика, которого он называл своим вдохновителем. У двух мастеров была общая черта – они оба изобретали новые техники, стараясь придать особый характер своим произведениям. А вот отличало Гайара от Лалика его обращение к японскому искусству и японским техникам, благодаря которым произведения Гайара были более сдержанными по колориту и композиции.

Люсьен Гайар. Ожерелье из веточек плюща. 1900. Christie's
Люсьен Гайар. Ожерелье из веточек плюща. 1900. Christie's

Одной из лучших работ Гайара стал браслет «Ветка яблони». Ювелиру удалось создать очень интересное, даже уникальное произведение. В каждом элементе браслета мы видим самостоятельное и гармонично построенное камерное изображение цветов на веточках, при этом все элементы объединяются в единую, столь же целостную композицию. В этом состоит основной принцип японских мотивов, которому следует Гайар – гармонизированная ритмическая структура всех композиционных элементов.

Люсьен Гайар. Браслет "Ветка яблони". Около 1900 года. Частная коллекция
Люсьен Гайар. Браслет "Ветка яблони". Около 1900 года. Частная коллекция

Гребень «Хризантемы» – еще одно обращение Гайара к японским мотивам. Мастер свободно располагает два цветка, следуя принципам изображения хризантем в японских гравюрах. Гайар использовал в этой работе рог, с которого постепенно снимал слои, добиваясь полупрозрачности, на фоне которой изящные лепестки цветов стали казаться объемными. Подчеркивают объемность и инкрустированные в сердцевины хризантем молочно-голубые опалы.

Люсьен Гайар. Гребень "Хризантемы". 1904. Музей Орсе, Париж
Люсьен Гайар. Гребень "Хризантемы". 1904. Музей Орсе, Париж

Не менее интересна большая шпилька из амстердамского Рейксмузеума, на которой Гайар изобразил двух сражающихся за большой цитрин стрекоз. Природный мотив очень натуралистичен, динамичен и экспрессивен. Ювелир исполнил украшение с большой реалистической достоверностью, передав сиюминутность стремительного движения насекомых.

Также в этом украшении Гайар смело комбинирует драгоценные и полудрагоценные материалы: крылья насекомых созданы из прозрачного рога и украшены изумрудами. Кончики крыльев покрывает эмаль, обрамленная россыпью мелких бриллиантов. Тельца стрекоз выполнены из золота и декорированы полосками темно-зеленой и голубой выемчатой эмали.

Люсьен Гайар. Шпилька со стрекозами. 1904. Рейксмузеум, Амстердам
Люсьен Гайар. Шпилька со стрекозами. 1904. Рейксмузеум, Амстердам

В 1902 году несколько произведений Люсьена Гайара были представлены на выставке в Глазго и имели такой успех, что после нее французское правительство наградило его орденом Почетного легиона. С этого момента Гайар становится одним из самых известных французских ювелиров эпохи модерна, однако уже после 1910 года его творческая деятельность начала постепенно угасать, пока окончательно не завершилась в 1925 году.

У каждого из героев этой статьи был свой уникальный стиль и свой подход к созданию ювелирных изделий, но всех их объединяло желание создавать не просто драгоценные украшения, а вещи по-настоящему художественные, используя для них, как драгоценные камни и металлы, так и материалы, не считавшиеся ценными в ювелирном деле. Оригинальные идеи этих великих мастеров превратили полудрагоценные металлы и камни в настоящие произведения искусства, а их самих навсегда вписали в мировую историю.

Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.

С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!