Найти в Дзене
Нелепое счастье

Не в том месте, и не в то время... (продолжение нашей истории)

В июне 2019 года я познакомилась с волонтером, семейству которой тоже не повезло оказаться на пути системного калицивироза. Мы много общались тогда, я рассказала ей все, что знала об этой заразе и лечении. Когда вспышка инфекции у нее сошла на нет, мы как-то потерялись и около года не общались. Я за это время искренне старалась забыть об ужасах и вернуться к нормальной жизни, не подрываясь каждый раз, когда мне казалось, что кто-то из кошек не так посмотрел или повел себя.

Начало

Когда судьба вновь свела меня с этой девушкой, она рассказала, что системный калицивироз у нее периодически возвращается, причем под удар попадают не только те, кто ранее болел, но и те, кто просто находился в квартире в то время. Откровенно говоря, я скептически отнеслась к этой информации, помня про те самые зарубежные источники, утверждавшие, что этой заразой болеют один раз и приобретают пожизненный иммунитет.

А в 2021 году заболела Эльфа. И вновь у меня возникло то самое странно-тревожное чувство. Поэтому я сразу рванула в клинику. Нам поставили диагноз панкреатит и начали лечение. Становилось все хуже. На УЗИ увидели проблемные почки, что подтвердил и анализ крови. Примерно на третий день лечения у нее стали заплетаться задние лапы. Но на тот момент единственное, что пришло мне в голову (и было в дальнейшем подтверждено несколькими врачами) – что это побочное действие одного из принимаемых препаратов. Лекарство отменили, но ей становилось все хуже. Больше месяца мы ездили по московским врачам и клиникам. Диагноза поставить никто не мог. А мне даже в голову не приходило подумать в сторону системного калицивироза. Ведь симптомы то были совсем другие. Если в первый раз страдали ЖКТ и печень, то в этот раз проблемы были в почках и голове.

Разные врачи предполагали разное. Большая часть предлагала сделать биопсию почки и МРТ, что в ее состоянии было крайне опасно. Другая часть настаивала на диагнозе… да, да – сухой ФИП.

Эльфа. Период восстановления. Фото из домашнего архива.
Эльфа. Период восстановления. Фото из домашнего архива.

И вот в этом бы моменте мне задуматься и вспомнить… Но, увы. Доводы за сухой ФИП звучали очень убедительно, и мы начали применение необходимого препарата. На второй день приема Эльфе стало значительно хуже, на третий начались остановки дыхания. И вот только в этот момент до меня дошло. Единственное заболевание абсолютно несовместимое с лекарством от ФИПа – системный калицивироз.

Состояние Эльфы к этому моменту было критическим. Она не могла пошевелиться, продолжались остановки дыхания, но при этом она совершенно осознано смотрела на меня и… она хотела жить и боролась за это. В ОРИТе Белого клыка моим словам про системный калиицивироз не поверили, им тоже казалось, что это ФИП.

Я хорошо помню несколько часов, которые провела возле клиники, пока ее состояние пытались стабилизировать. И все это время мучительно размышляла: что у нее? Если это ФИП – ей жизненно важно продолжить колоть препарат, если системный калицивироз – следующий укол скорее всего станет для нее последним. Как понять, решить и не ошибиться?

Я рискнула отменить препарат от ФИПа и расписала врачам схему лечения системного калицивироза. Они были уверены, что я совершаю ошибку. Я не была уверена ни в чем…

Через три дня Эльфе стало лучше. Она начала сама кушать, поворачивать голову. Через неделю мы выписались. Помню, мы долго разговаривали с врачом при выписке, он рассказывал о вспышке этой инфекции, которая несколько лет назад была у них в клинике, но при этом утверждал, что неврологических проблем ни у кого не было.

- А они выжили? Те, у кого был такой же штамм, как и у нас, - спросила я.

- Нет, с такими симптомами все быстро погибли.

А мне припомнился разговор с другим врачом, еще в ту первую вспышку системного калицивироза. Когда я никак не хотела верить, что это именно он, приводя в качестве аргументов наши симптомы, не соответствующие описанным в источниках. Врач тогда сказал мне фразу, которую я и повторила доктору из Былого клыка: до этих симптомов просто никто не дожил.

Эльфа ловит принца-лягушку. Период восстановления. Фото из домашнего архива.
Эльфа ловит принца-лягушку. Период восстановления. Фото из домашнего архива.

Дома Эльфа потихоньку восстанавливалась, начала ходить, мы много гуляли с ней на участке, она уже бегала, ловила бабочек и принца-лягушку. И казалось, что все позади. Но коварная болезнь вновь неожиданно вернулась. И в этот раз я совершила фатальную ошибку. Я повезла Эльфу в клинику, которая положив ее в стационар, быстро подключила к ИВЛ и… отказалась лечить. Я и не представляла, что так вообще может быть. Для меня это до сих пор нечто за гранью понимания. Врачи этой клиники отказались лечить по предлагаемой мной схеме, своей схемы у них не было, как не было и понимания того, что с нею происходило. Я и просила, и умоляла, и скандалила, и истерила, но сделать ничего не смогла.

"Мы работаем на принципах доказательной медицины- говорили они, - и поскольку у нас нет подтвержденного кучей обследований диагноза, лечить мы не можем." От моих аргументов, что анализа на системный калицивироз не существует, что никакими обследованиями его не подтвердить, что этот диагноз во всем мире ставится по совокупности симптомов, они просто отмахивались. С тех пор у меня развилась стойкая аллергия на слова "доказательная медицина".

Пять дней они просто наблюдали, как ей становилось все хуже и хуже. Забрать ее оттуда я тоже не могла, поскольку к ИВЛ подключить легко, а вот снять с него кошку практически невозможно…

26 августа 2021 года моей Эльфы не стало.

Опасность системного калицивироза в том, что он очень легко мутирует. И ты никогда не знаешь, куда, когда и как он ударит. Его симптомы столько разнообразны, что даже я, столько раз сталкивавшаяся с ним, каждый раз теряюсь и думаю на эту заразу в последнюю очередь.

История следующей жертвы этой заразы прошла на ваших глазах. Да, это мой драгоценный Севочка.

Ни у меня, ни у врачей даже мысли не возникло, что его почечная недостаточность вызвана именно этой инфекцией. Мы лечили что угодно, только не это. Потому что я опять не опознала давнего врага, который хорошо замаскировался, сменив мишень.

Именно поэтому никакое применяемое лечение не срабатывало (хотя и должно было), именно поэтому ему с каждым днем, несмотря на все наши совместные с врачами усилия, становилось только хуже.

И я бы так и не поняла, что это был системный калицивироз, если бы не следующий случай, случившийся в нашей семье, как под копирку похожий на Севочкин. Вот только у заболевшей кошки не было изначально никаких проблем с почками, поэтому списать все на ХПН оказалось невозможно. А все анализы оказались один в один похожи на Севины. Более того, я подняла историю болезни Эльфы и ее анализы и сходство оказалось поразительным. Ну, а само течение болезни удивительным образом походит на тот самый первый системный калицивироз, случившийся в 2018 году.

Продолжение следует.