Правительство Эстонии выделило сумму в 1 млн евро на демонтаж ещё не снесенных советских памятников. Уничтожить эти объекты предполагается в течение ближайших месяцев. К слову, недавно в Эстонии в городе Козе перезахоронили останки «лесных братьев» и открыли в их честь мемориал. В стране ведутся две параллельные компании. С одной стороны, сносят советские памятники и выкапывают останки советских солдат. С другой – возвеличивают «лесных братьев», занимавшихся в послевоенные годы уничтожением мирного населения.
Комиссия по вандализму
Начавшаяся в феврале прошлого года российская СВО на Украине дала эстонским правящим националистам повод выполнить свои давнишние планы – запустить всеобъемлющую программу дерусификации государства. Двумя главными её пунктами стали ликвидация в стране русскоязычного образования и уничтожение советских памятников. Минувшим летом при правительстве Эстонии создали комиссию, которой вменили в обязанность составить каталог имеющихся на территории государства советских монументов и назвать те из них, которые предстоит демонтировать. Всего комиссия осмотрела 322 памятника и по итогам этого осмотра опубликовала недавно свой отчет. 74 из монументов в нем были охарактеризованы, как «нейтральные». А все прочие рекомендуется либо снести полностью, либо изуродовать.
Компания сноса советских памятников стартовала в Эстонии в прошлом году задолго того, как был подготовлен вышеупомянутый отчет. Сносятся не только монументы: братские кладбища советских солдат подвергаются эксгумации, после чего кости заново закапывают в малолюдных местах. В середине января в эстонском Военном музее заявили, что ждут согласия сорока четырёх собственников земельных участков на ликвидацию находящихся на их территории монументов советской эпохи. 14 января сотрудники этого музея и Государственного центра оборонных инвестиций установили в местах советских воинских захоронений первые шесть «нейтральных» табличек, заменив ими прежние надписи с советскими символами. «Отчёт рабочей группы по советским памятникам был использован в качестве основы для рассылки писем муниципальным и частным собственникам земли. Мы дождёмся ответов от всех собственников и тогда вместе с Государственным центром оборонных инвестиций подготовим рабочий план. Собственники не понесут расходов. Работы по демонтажу оплачиваются государством», – сказал директор Военного музея Хеллар Лилль.
20 января он сообщил, что получил уже одиннадцать из требуемых сорока четырёх согласий от собственников. По его словам, «в паре случаев выяснилось, что памятники уже удалены», а нарвские власти «попросили дать им время, чтобы завершить все процессы принятия решений». Лилль отметил, что точной информации о том, когда именно начнутся работы по демонтажу, у него пока нет. Однако чиновник заверил, что «как обозначения мест воинских захоронений, так и другие советские памятники планируется перенести в течение года». Всего же в январе 2023 года в Эстонии было снесено три памятника, установленных в местах захоронения погибших красноармейцев. Также из Нарвы в Военный музей перевезли бронзовую статую Ленина.
Не сказать, что такое положение дел устраивает абсолютно всех эстонских политиков – некоторые оппозиционеры высказывают свое недовольство. «На лечение детей с редкими заболеваниями правительство Эстонии выделит 800 000 евро. Для сравнения – на демонтаж советских памятников предполагается истратить целый миллион. Сковырнуть с домов звёзды и другие украшения, конечно, важнее», – негодует в своем телеграм-канале депутат горсобрания Таллина Александр Чаплыгин (Центристская партия). «Именно борьба с бедностью и поддержка экономики должны быть главной стратегической задачей любого правительства Эстонии. В противном случае мы уже в ближайшее время столкнёмся с массовыми банкротствами, высокой безработицей и тотальной нищетой. Сегодня в опасности само существование страны, однако политики продолжают решать надуманные "проблемы" вроде русского образования и борьбы с советскими памятниками. Для того чтобы осознать весь ужас нынешней ситуации, нужно перестать врать себе и народу. Реальная картина происходящего поможет найти правильные решения, способные остановить Эстонию на пути в экономическую и социальную пропасть», – требует Чаплыгин. Вряд ли к нему, конечно, прислушаются – это глас вопиющего в пустыне…
Попытки спасения монументов
Одним из нашумевших прошлогодних событий стал демонтаж в Нарве мемориального танка Т-34 и ещё нескольких монументов. Их показательно убрали, наплевав на мнение нарвитян и на их просьбы оставить памятники в покое. А 4 января уже нынешнего года стало известно, что нарвитян ждёт новый раунд унижения. Эстонская Госканцелярия потребовала у властей Нарвы формального согласия на удаление из городского пространства ещё двух памятников с советской символикой. Эстонский военный музей немедленно выразил готовность помочь убрать объекты с «символикой оккупационной власти». Нарвских депутатов издевательски известили, что снова требуется их согласие на демонтаж двух объектов. Один из них – мемориальная доска с именами погибших в 1941-1945 годах от рук нацистов жителей Принаровья, которая расположена в парке Выйду рядом с бывшим ДК имени Василия Герасимова. Второй – памятник в городском Тёмном саду, отмечающий место захоронения коммунистов и красноармейцев, павших в боях за Нарву в ноябре 1918 года.
Также государственная канцелярия потребовала от властей города Силламяэ (как и Нарва, русскоязычного) дать своё согласие на демонтаж памятника Неизвестному Солдату, установленного в городе в 1975 году. В письме, полученном местным самоуправлением, отмечается, что помощь в проведении соответствующих работ могут оказать опять же эстонский Военный музей и государственный центр оборонных инвестиций. Городские депутаты и Нарвы, и Силламяэ попытались затянуть рассмотрение этого вопроса. В Силламяэ надеются сохранить монумент ценой компромисса, предложив сменить советскую табличку на памятнике на «нейтральную». Если не удастся и это, то депутаты попытаются спасти хотя бы барельефы памятника, передав их в местный музей.
Эстонское телевидение провело в Силламяэ опрос, подтвердивший, что местные жители относятся к демонтажу советских монументов вполне однозначно – резко отрицательно. «Он никому не мешает. Он тут стоит уже с моего рождения. И без него тут уже будет не очень... Будет пусто», – сказала горожанка Алина. А другой житель Силламяэ Виктор прямо заявил, что является прямым потомком тех людей, в честь которых поставлен памятник. «У меня два деда: один пропал без вести, другой закончил войну. И если в данной ситуации государство примет решение о демонтаже, я думаю, что это будет ударом для населения города Силламяэ», – предупредил Виктор. И под этими словами готовы подписаться большинство силламяэсцев.
В Нарве представители нескольких местных общественных организаций сообщили, что намерены защищать монумент жителям окрестных деревень, убитых в годы войны нацистами. Монумент, кстати, уже постсоветский – он был установлен в 1993 году по инициативе жителя Принаровья Виктора Львова. И теперь этот объект тоже требуют снести, что вызвало крайнее негодование здешнего люда. Племянник ныне покойного Львова Сергей отмечает, что госчиновники каким-то невероятным образом связали памятник давно погибшим людям с нынешней «агрессией России против Украины».
За монумент вступилась и мэр Нарвы Катри Райк, указывающая, что на нём нет советской символики, запрещённой ныне в Эстонии. «Там нет никаких "красных" элементов. Деньги на него в 1993 году собирали горожане – и поставили его родственники для своих предков. И часть этих людей, которые там поименованы, которые погибли в войне, были гражданами Эстонской Республики в 20-30-х годах. И есть план в ближайшие дни написать госсекретарю о том, что мы хотим по этому поводу публичного обсуждения», – пояснила Райк. Городские общественные организации отправили обращение также и в Госканцелярию с просьбой не трогать памятник. Однако это уже мало на что может повлиять: как показал августовский пример с танком Т-34, государство в случае чего готово действовать против пожеланий местных жителей и выбранных ими депутатов самоуправлений.
К слову, 6 января стало известно, что правительство выделит на демонтаж ещё оставшихся в Эстонии советских военных памятников сумму в размере 916 405 евро. На покрытие же расходов на деятельность комиссии Кивинука было выделено 60 000 евро. В частности, деньги из данной суммы пошли на создание «нейтральных» надгробных знаков.
Кого навязывают на место «героев»
В декабре 2022 года на кладбище населенного пункта Козе в уезде Харьюмаа был открыт мемориал в честь «лесных братьев» – участников подпольных формирований, терроризировавших после войны мирных жителей Эстонии, принявших советскую власть. На мемориале указаны имена всех «лесных братьев», состоявших в формированиях, которые действовали в окрестностях Козе и были убиты в перестрелках с сотрудниками советских госорганов или умерли в заключении. Всего на плитах высечено 54 имени, а также даты рождения и смерти. Там же прошла церемония торжественного перезахоронения останков троих «национальных партизан» – Людвига Кивило, Йоханнеса Приски и Лембита Кауна (все трое погибли в ноябре 1945 года).
На церемонии присутствовали руководители самоуправления Козе: председатель местного горсобрания Мерле Пуссак, мэр Демис Восс, а также член парламента Ээрик-Нийлес Кросс (в своё время обвинённый Следственным комитетом РФ в организации захвата российского сухогруза Arctic Sea). Находившийся там же председатель Общества сохранения наследия Эстонии Пеэп Пиллак заявил изданию Postimees, что именно Кросс был инициатором и главным организатором создания данного мемориала, он же и собрал необходимые для этого денежные средства. «Были также приглашены командующий Силами обороны Мартин Херем, который сам является известным исследователем истории "лесных братьев", и министр обороны Ханно Певкур. К сожалению, они не смогли принять участие в открытии мемориала, так как оно проходило одновременно с приёмом высокопоставленной военной делегации из Америки», – сокрушается журналист Postimees.
А немногим ранее, в августе 2022 года, на острове Сааремаа в торжественной обстановке в присутствии официальных лиц установили трёхметровый дубовый крест и мемориальную доску на месте гибели «лесного брата» Эльмара Илпа. Группу Илпа, состоявшую из трёх человек, НКВД ликвидировал 12 августа 1950 года. Сообщается, что после более чем двадцати лет поисков в лесу Луулупе в позапрошлом году было найдено место последнего боя Илпа и двух его подельников с сотрудниками советских органов безопасности. Сейчас данное место провозгласили «священным» для любого «национального патриота» Эстонии.
Напомним, что это не первый памятник Илпу, которого даже некоторые эстонские историки называют «самым зверским разбойником, садистом и серийным убийцей, который когда-либо ходил по эстонской земле». Сейчас, правда, личность и деятельность Илпа подверглись кардинальному пересмотру. «Лидер лесных братьев Илп годами держал в страхе представителей советской власти в Эстонии, кроваво наказывая как сотрудников службы безопасности, так и коммунистических активистов. Из-за своей кровавой деятельности он десятилетиями считался бандитом», – уклончиво пишет эстонская официозная пресса. Ныне исследователь деятельности «лесных братьев» на Сааремаа Мати Вендель старается обелить Эльмара Илпа, называя его «борцом за свободу».
Вендель отмечает: «Раньше я считал, что в каких-то случаях они (банда Илпа. – Авт.) перегибали палку. Но теперь, исследуя всё это, мне стало совершенно ясно, что противоречивым его (Илпа. – Авт.) со времён СССР называют те, кто сотрудничал с оккупационной властью. Его группа не трогала тех людей, в том числе и коммунистов, кто не вмешивался в жизнь других. Его целью были предатели – те, кто своей деятельностью обслуживал чужую власть и делал жизнь простых граждан очень тяжелой», – утверждает Вендель. «Они пытались уничтожить (советских. – Авт.) активистов и действительно делали это. Понятно, что у убитых тоже есть родственники, и они считают, что речь идёт о бандитах и убийцах. Моя же точка зрения – "лесные братья" трогали только тех, кто этого сам заслужил», – добавляет престарелая Сельма Пахапилль, бывшая знакомая Илпа.
Тенденция однозначна: если советских солдат рассматривают в современной Эстонии в качестве «оккупантов», то те, кто боролся с советской властью – «герои» и «борцы за свободу». Навязывание этой идеологической установки осуществляется очень жёстко. Тех, кто пытается ей противостоять, ждут всевозможные неприятности – остракизм в прессе, лишение работы, а в некоторых случаях даже и депортация. Местное русское население запугано, и в большинстве своём пассивно следит за ситуацией – люди реально за себя боятся.
Оригинал статьи размещен здесь