Жизнь декабристов в ссылке.
Считаю, что история тесно связана с педагогикой, литературой и нашим языком.
Как известно, за любым действом, которое направлено против закона и власти, следует суд и наказание. Декабристы, которые восставали в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге и поднимали бунт на Украине, не были оправданы. Монарх Российской империи Николай I лично принял участие в расследовании дела о мятеже, имеющем революционную направленность. Идеология, которую желали посеять вольномыслящие офицеры, была не приемлема, по мнению государя и носила разрушительных характер, чего не мог допустить вошедший на престол император. Советский и российский историк А.С. Немзер пишет: «Одной из задач следствия, проводимого под постоянным контролем самодержца, и суда, заочно вынесшего приговоры, было создание государственной концепции случившегося»[1] Декабристы были осуждены по всей строгости российского закона. Следует отметить, что организаторы восстания понесли самое тяжелое наказание. «В ночь на 13 июля были повешены Рылеев, Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев – Рюмин, Каховский. Накануне прошла гражданская казнь тех, кому суждены были… поселение, дальние гарнизоны»[2]
Многие были сосланы на рудники Забайкалья. Известно, что на суровую каторгу были осуждены больше 100 человек. Декабристы, многие из которых были близки к императорскому двору, должны были отправиться в ссылку. Восточная Сибирь, куда должны были прибыть осужденные, готовила много трудностей и испытаний для мятежников.
Петровский железоделательный завод, который был открыт тщанием купца Бутыгина, стал пристанищем для пришедших на Забайкальскую землю декабристов. Тюрьма, которая прилегала к фабрике была рассчитана на одиночное содержание с особой строгостью. Но следует отметить, что семейные декабристы, вслед за которыми в Сибирь приехали их спутницы: жены и матери, невесты и сестры, имели возможность не жить в камере, но поселиться в доме, что существенно облегчало жизнь в ссылке. Не только город Петровск – Забайкальский был местом пребывания мятежников, но и Сургут, Тобольск, Нарым, Витим, а также другие города и поселки, находящиеся в Восточной Сибири. Офицеры вели дневники, где описывали свою жизнь, переселение, быт. Об этом можно судить из слов А.С. Немзера: «Мемуарам же предшествовало общение – тюрьмы Читы, а затем Петровского завода вновь соединили декабристов. Многие из них, собственно говоря, там и познакомились»[3]. Известно, что многие декабристы перенаправлялись с одного места наказания на другое, многие из них получали послабление и отправлялись из каторги в места поселения с меньшим по строгости режимом. Там они общались, делились опытом, суждениями, а самое главное – писали записки и очерки, дошедшие до нас и предоставляющие нам возможность глубже рассмотреть изучаемы вопрос. М.К. Азадовский писал, что сочинения декабристов «слагались не в одиночестве, не в тиши дарованного судьбой последнего уединения, но были единственными, которые возникли в товарищеской среде, и которые подверглись предварительной критике и проверке декабристского коллектива» [4]
Декабристы, населявшие Сибирь, старались приспособиться к непростой жизни в дали от родной земли, обустраивали быт и сельское хозяйство. Известно, что мужчины направляли письма к местным властям, а также к самодержцу и государю Российской империи Николаю Iс просьбой о наделе их земельными участками. Прошение было удовлетворено и у них появилась возможность налаживать домашнее хозяйство и земледелие, так как это было необходимо в непростых условиях пребывания. Следует отметить, что декабристы на ряду с простыми жителями трудились со всем усердием положенным добросовестному хозяину. Мирные жители Сибири старались перенять от них навыки ведения хозяйства, так как декабристы, будучи грамотными и просвещенными людьми владели и этим искусством. Декабристы старались в свою очередь перенять традиции и обычаи местных жителей, что также было важно для тех, кому пришлось покинуть родной дом и уехать на чужбину.
Многие из бывших мятежников меняли свои революционные взгляды. «Как видим, значительную часть декабристов не надо было убеждать в неправоте их дела. О ней лучше всяких слов свидетельствовала кровь сотен людей, в том числе совершенно посторонних, попавших под три залпа картечью, выпущенных по восставшим войскам; сломанные судьбы сосланных на каторгу и отправленных «сквозь строй» участников выступления, многие из которых даже не знали, в чем они приняли участие: как известно, декабристы вывели солдат под предлогом защиты прав на престол великого князя Константина»[5]
Известно, что декабристы в ссылке занимались и научной деятельностью. Тяжелая жизнь и труд в Сибири не охладили в них рвение к познанию и не уничтожили интеллектуальное начало. Декабристы исследовали флору и фауну населяемой территории, что также позволяло им совершенствоваться самим и упорядочить систему ведения домашнего хозяйства. Известно, что климат столицы Российской империи не отличается повышенной температурой воздуха, что существенно облегчало приспособление к новому месту пребывания. Северный климат был привычен для прибывших сюда офицеров. Тем не менее они старались глубоко изучить особенности животного и растительного мира Забайкалья и восстановить связь и влияние одних климатических условий на другие.
Следует отметить, что в местах ссылки декабристов медицина была на низком уровне, а в сельской местности ее не было вовсе. Для того, чтобы существовать в сложных условиях Сибири и выносить тягости работы на рудниках, декабристам приходилось применять свои навыки и умения в области врачевания. Некоторые из них разбирались в данной отрасли и оказывали существенную помощь не только осужденным декабристам и их семьям, но и простым городским, а в особенности сельским жителям, обращавшимся к ним.
Считается, что именно декабристы были основоположниками женского образования в Сибири. Ведь многие из них имели педагогическое образование, что давало им возможность реализовывать преобразовательные планы и в местах заключения.
Итак, декабристы после поднятого ими восстания в Петербурге, а затем на Украине были осуждены и многие из них были сосланы в Сибирь на каторгу или работы в поселениях. Декабристы, вслед за которыми поехали жены или другие спутницы имели возможность жить не в одиночной тюрьме, а находиться вместе с семьей, что существенно облегчало их жизнь. На протяжении многих лет жизни в ссылке они старались наладить быт, занимались научной деятельностью, медициной и педагогикой.
[1]Немзер А.С. Мемуары декабристов. М.: Правда, 1988. С. 5.
[2]Там же. С.6.
[3]Немзер А.С. Мемуары декабристов. М.: Правда, 1988.С. 10.
[4]Азадовкский М.К. Воспоминания Бестужевых. М.: Л. Изд-во АН СССР, 1951. С. 582.
[5]Долгушин Дмитрий, свящ. Несогласные декабристы [Электронный ресурс]: pravoslavie.ru URL: https://pravoslavie.ru/50653.html (дата обращения:). Загл. с экрана.