«Вот до чего эти трамваи доводят!»
«Мастер и Маргарита», М.А.Булгаков
«Жужжит Аннушка», звонит, трещит, качается. По Кремлёвской набережной летит к Храму Христа… Несётся трамвай среди говора, гомона, гудков. В центр. Так описывает Михаил Афанасьевич маршрут «А» столичного трамвая в очерке «Москва краснокаменная».
В романе «Мастер и Маргарита» трамвай имеет не обычное значение (городской транспорт), а мистическое. Именно с ним связана чертовщина в книге. Трамвай «А» увозит кота Бегемота, который даже готов оплатить проезд гривенником, лишь бы не идти пешком. Но грозная реплика «С котами нельзя!» заставила проходимца-паскудника поступить так, как поступают все, кого просят из трамвая: вскочил на заднюю дугу.
Когда Булгаков работал над романом, ему не нужно было придумывать несуществующее. Кроме маршрута «А», на Бульварном кольце было ещё два маршрута – 15-й и 18-й.
Но если с трамваем на Бульварном кольце всё понятно, то Малая Бронная вызывает большие вопросы. Ожесточённые споры ведутся на протяжении уже многих лет. Одни утверждают, что трамвайные пути писателем выдуманы, другие же насмерть стоят – трамвай был.
Кто же в итоге прав?
Конечно же, Михаил Афанасьевич. Прекрасно зная Москву, он отразил её такой, какой она была в его время. Трамвай, конечно же, был. Но по этому поводу существуют две позиции:
1. Трамвайная линия на Малой Бронной соединяла Садовое кольцо, по которому проходил маршрут букашки (так москвичи любовно называли маршрут «Б») с Бульварным.
2. Патриаршие пруды использовали как своеобразное ночное депо. Именно туда заезжали трамваи, закончившие свою работу. То есть фактически Патриаршие превращались в стоянку под открытым небом.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о том, что трамвай, отрезавший голову Берлиозу, ехал не по Малой Бронной, а выезжал с Ермолаевского переулка на Садовое кольцо.
Теперь нужно выяснить не менее важный вопрос: где именно дура Аннушка с Большой Садовой разлила подсолнечное масло, ставшее причиной смерти Михаила Берлиоза. Как известно, у прудов 4 угла. И каждый исследователь творчества Булгакова называет тот угол, который ему почему-то кажется наиболее правильным. Однозначного ответа нет. Но логически, поразмыслив, можно прийти к выводу, что турникет, скорее всего, был на пересечении Малой Бронной и Ермолаевского переулка.
Как выглядел турникет? Это была вертушка, как на проходной завода. И, по идее, она должна была спасти жизнь председателю МАССОЛИТа.
Но ни во что не верящему Берлиозу никакая вертушка уже помочь не могла. С напутствием «Вам отрежут голову» Михаил Александрович пошёл к таксофону, чтобы позвонить в компетентные органы. А что произошло дальше, вы знаете.
Так что, граждане, трамвайные пути переходите аккуратно! А то мало ли…