Найти в Дзене
FOUR Journal

Новая обложка The Economist: Goldman Sachs тонет?

На этой неделе главный рупор западного капитализма, журнал The Economist, задается вполне непраздным вопросом – "сдулся" ли крупнейший в мире финансовый конгломерат Goldman Sachs? Как оказывается, даже если он и не сдулся, то переживает довольно трудные времена.

Обложка еженедельного выпуска The Economist от 28 января
Обложка еженедельного выпуска The Economist от 28 января

Главная проблема с инвестиционным гигантом в том, что он всегда считал себя лучше, чем другие. Goldman Sachs на протяжении своей 150-летней истории создавал вокруг себя миф, который сегодня не позволяет ему выбраться из оков исключительности и превосходства. А раз уж ты лучший в своем деле, то навряд ли у тебя могут возникнуть проблемы – по убеждению тех, кто находится внутри системы. Ты как корабль, который двигается вперед с парусами, всегда наполненными ветром.

С каждым годом Goldman Sachs наталкивается на более серьезные проблемы – проверки со стороны ФРС, американского регулятора, скандал с финансовыми махинациями через дочернюю компанию в Малайзии, худшие за последнее десятилетие квартальные показатели в 2022 г. И даже приход нового гендира-технократа не помогает. Дэвид Соломон что только не пробовал сделать: провел модную диверсификацию деятельности компании, залез в финтех банкинг, договорился с Apple о выпуске карт, да чего уж там – Соломон даже спустился из мира премиум-клиентов к нам с вами, простым людям, которые кредитки заказывают. Но все оказалось тщетно.

В моменте эффект был. В 2021 г. дела банка пошли в гору, но как руководители Goldman Sachs ни хотели бы остановить мгновение, оно оказалось не столь прекрасным, сколько неповторимым (цитируя Бродского). В 2022 г. все достижения попортились, и "Фирма" (название Goldman Sachs на профессиональном сленге) столкнулась лицом к лицу с неизбежными реалиями, правилами игры, если хотите.

Первое правило – Goldman Sachs очень хороши в том, что они делают, но делают они это в индустрии, которая катится вниз (инвест-банкинг сегодня переживает не самые хорошие времена). Второе правило куда прагматичнее – победить на рынке цифрового банкинга, где действует закон “все или ничего”, не так просто, для этого недостаточно лишь имени брэнда и навыка. Это требует долгосрочной стратегии, опыта конкретно в этой сфере, огромных вливаний денег и выдержки – сразу все не получится. И, наконец, последнее правило – глобализация стагнирует, золотые времена "нулевых" прошли, и мир сегодня постепенно замыкается в своих пузырях, не ожидая новых гостей. А старым гостям признать это невыносимо трудно.

И все-таки есть что-то сложное, не поддающееся простым объяснениям в том, как выйти из бедственного положения фирмам вроде Goldman Sachs. Они привыкли быть "любимцами мира" с безупречной репутацией исключительности, которая всегда будет непоколебима, хотя все эти вещи абсолютно расходятся с реальностью. Наверное, единственное, что остается Goldman Sachs – это быть как никогда самокритичными, осознать, что мир уже не будет прежним. Хотя для вчерашних хозяев мира попытка настолько кардинально изменить мышление может стать самым сложным шагом даже за такую длинную историю существования.