Как школьнику правильно определить маршрут дальнейшего самоопределения в жизни? Как осознать свои интересы, способности, цели, мотивы во время профессионального выбора?
На эти и другие вопросы в сфере профессионального самоопределения школьников помогают найти ответы психологи, литература профориентационной направленности, специализированные сайты и интернет - сообщества.
В настоящее время предложено немало методов и средств для того, чтобы помочь подросткам сделать верный шаг в сторону будущей профессии. В виртуальных ресурсах существуют огромные системы тестирования по профориентации, в печатных изданиях предлагается многообразие упражнений для оценки личных интересов и склонностей, психологической службой образования разрабатываются программы, курсы, занятия по профориентации школьников. Не остаётся в стороне и Служба занятости населения, которая, в свою очередь, также работает с подростками и выпускниками школ в этом направлении посредством консультирования, организации экскурсий на различные производства.
Между тем, психологические исследования показывают, что более 50% выпускников школ не знают, кем хотят стать в будущем. Проблема профориентации усложняется с каждым годом. Рынок труда обогащается новыми профессиями, а многие, давно привычные, специальности утрачивают свою востребованность. Определиться с выбором профессии в подростковом возрасте непросто, и это зависит от многих факторов: интересов, склонностей, мотивов, окружения и др.
Поэтому перед родителями и педагогами встаёт задача - помочь детям в выборе будущей профессии. Причём родителю в этом вопросе важно не навязывать свои профессиональные представления ребёнку, а помочь раскрыть его желания и таланты.
Как определиться с выбором будущей профессии? Для поиска конструктивного решения в заданном направлении я предлагаю родителям и педагогам устраивать дискуссии с детьми, предлагая поразмышлять над следующими вопросами:
- Что для тебя наиболее интересно в жизни? Каковы твои интересы?
- Чей жизненный и профессиональный пример тебя вдохновляет?
- Какие профессии тебе нравятся? Почему?
- Как ты думаешь, какими качествами обладают представители этих профессий?
- Что у тебя получается лучше всего? Любишь ли ты общаться с людьми? Что чувствуешь при общении с незнакомыми тебе людьми? Нравится ли тебе делать различные записи? Проводить время за компьютером? Быстро переключаться с одного дела на другое?
- Каковы, на твой взгляд, твои сильные стороны?
- Какие свои навыки ты хочешь развить в будущем?
- Чего ты хочешь достичь в своей жизни?
- Где бы ты хотел работать? На улице или в помещении? Среди людей или в одиночестве?
- Сколько ты хочешь зарабатывать в будущем?
- Где бы ты хотел учиться? В колледже, в университете, на обучающих курсах? В своём или чужом городе?
Такой диалог может помочь подростку принять решение о направлении будущей карьеры. Важно помнить, что подростки часто меняют свои интересы, поэтому рекомендуется разговаривать с ними регулярно, через определенный промежуток времени. Например, дважды в год. Несмотря на изменение интересов у подростков, можно заметить, что в выбранных и интересных профессиях часто имеется что-то общее. Это могут быть творческие профессии, склонность к решению сложных технических задач, профессии, связанные с общением и взаимодействием с людьми. В этом случае круг привлекательных профессий может заметно сузиться.
Психологи не рекомендуют принудительно склонять ребёнка к тому или иному направлению. Часто родственники таким образом пытаются помочь подростку, что в итоге ещё больше запутывает его. Взрослые лишь иногда могут немного корректировать процесс самоопределения. Выпускник должен сделать самостоятельный выбор, так как только ему предстоит учится, ходить на работу и жить выбранным когда то делом. Поэтому детям необходимо давать максимальную свободу выбора. Подросток должен иметь возможность реализовать себя самостоятельно в своих интересах. Ведь только полностью погрузившись в то, что интересно, можно выявить позитивные и негативные стороны.
Современные подростки уже в средних классах школы могут выбирать конкретные направления и специальности, предметы для углублённого изучения, курсы, связанные с будущим профессиональным выбором. Важно как можно раньше найти то, к чему есть предрасположенность, и начать развивать эти навыки. Родителям в этой ситуации необходимо обеспечить адекватную помощь и дружескую поддержку своим детям.