Посланец арабского халифа в 10 веке оказался на Волге и запечатлел обряд погребения знатного руса, который отразился даже в мировом кинематографе.
Командировка на Волгу
Аббасидский халиф ал-Мукта-дир в 921−922 годах отправил посольство на Волгу к правителю Булгарии для переговоров о торговых отношениях и о помощи халифата в строительство крепости. Среди посланцев был Ахмад ибн Фадлан, чиновник, который приехал для консультирования местного царя по вопросам истинного отправления мусульманского религиозного культа. Именно в это время он начал писать свою «Записку» или «Книгу» — своеобразный отчёт о поездке.
Карта путешествия Ахмада ибн Фадлана, Швеция. (wiki.commons)
В предисловии говорилось: «Это книга Ахмада ибн Фадлана ибн ал-Аббаса ибн Рашида ибн Хаммада, клиента повелителя верующих и клиента Мухаммада ибн Сулаймана ал-Хашими, посланника ал-Мукта-дир биллаха к царю булгар, в которой он рассказывает о том, чему был свидетелем в стране тюрок, хазар, русов, булгар, угров и других [народов] и [приводит] различия в их вероучениях, рассказы об их царях и расклады во всех их делах».
Встреча с русами
Ибн Фадлан встретил северных людей на берегу реки Итиль, которая позднее стала называться Волгой. В основном — это были купцы, которые прибыли в другую страну со своими товарами. В тексте своих записок он описал их внешний вид. «Я не видел среди них толстых, они подобны пальмам. Они светловолосы и светлокожи. Они не носят ни курток, ни хафтанов, вместо этого их мужчины носят одеяние, которым они закрывают половину туловища, так что одна из рук остается обнажённой. У каждого из них — топор, меч и нож, — они не расстаются со всем упомянутым. Мечи их широкие, с долом, франкской [работы]. У некоторых из них от кончика ногтя до шеи — собрание деревьев, фигур и прочего такого же».
Сбор дани русами. (VK)
Арабского чиновника удивляет нечистоплотность гостей с севера. «Они самые грязные из созданий Аллаха. Они не очищаются ни от кала, ни от мочи, не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды. Они подобны бродящим ослам». Но, всё-таки, у варваров были водные процедуры, которые всё-таки вызывали недоумение у арабов: «У них есть обычай каждый день умывать свои лица и свои головы самой грязной и самой нечистой водой, которая только бывает. Это происходит так: девушка приходит каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит ее своему господину. Он моет в ней обе руки, лицо и все волосы, вычесывая их гребнем в лохань. Затем он сморкается и плюет в воду, всю свою грязь он оставляет в этой воде. Когда он заканчивает свои нужды, девушка переносит лохань к сидящему рядом, и тот делает то же самое, что делал его товарищ». Ибн Фадлан отметил, что северные торговцы оставляли свои корабли на якоре и строили большие дома из брёвен на берегу. Также он описал довольно своеобразные порядки этих торговцев. «У каждого [дома] из них — скамья, на которой он сидит, и с ним девушки-рабыни для купцов. Каждый совокупляется со своей девушкой, а его товарищ смотрит на него. Иногда собирается толпа из них в положении друг напротив друга. Иногда к ним приходит купец, чтобы купить у кого-нибудь из них девушку, и застает его сношающим ее, а этот рус не оставляет [своего занятия], пока не удовлетворит свое желание».
Похороны знатного руса
Ахмад ибн Фадлан довольно детально описал похоронную церемонию северян на Волге. Он проявил не дюжий интерес к этому процессу, когда узнал, что среди пришельцев умер их предводитель. Богатый человек уходил в мир иной и его имущество делилось на 3 части: первая — его семье, вторая и третья — уходили на погребальные мероприятия. Была изготовлена погребальная одежда, а также подготовлены запасы горячительных напитков и еды. Путешественник также отмечал, что «они страстно любят крепкий напиток, они пьют его ночь и день». Порой русы умирали в руке с кружкой.
Религиозный ритуал скандинавов. (wiki.commons)
Далее шло избрание невольников для сопровождения покойника в мир богов, за которыми внимательно следили до финала погребальной церемонии. Родственники устанавливали порядок посещения покойника, подготовки его погребальной одежды и всего того, что нужно для похорон. Избранная наложница пила алкогольные напитки и всячески веселилась. В случае Ибн Фадлана основные действия происходили вокруг судна, на котором прибыли северные люди: «В тот день, когда [покойник] и его рабыня должны были быть сожжены, я прибыл к реке, где [находился] его корабль. Я удивился, увидев, что он был [вытащен] на берег и [установлен] на четырех досках из березы и других [видов древесины]. Вокруг [всего] этого были возведены [деревянные конструкции] наподобие мостков. Затем корабль протащили по [этим] доскам и [поместили] на вершине [деревянных конструкций]". Рядом с некрополем происходили жертвоприношения. Сначала был собака, которую разрубили на две части. Далее таким же способом отправили к покойнику двух жеребцов, двух коров и петуха с курицей. Также были и пикантные ритуалы: «В это время рабыня, которая хотела [последовать за покойником], входила и выходила [посещая] одну палатку за другой. Каждый [хозяин] палатки имел с ней близость и говорил ей: ‘Передай своему господину, что я сделал это из любви к нему'".
Погребальная ладья. Рисунок. (VK)
Рабыню затем приводили к сооружению наподобие ворот и её поднимали на руки мужчины. Женщина что-то говорила в тот момент, когда мужчины её поднимали. «Я спросил переводчика о том, что она делала, и он ответил: - Когда они подняли ее в первый раз, она сказала: «Да, я вижу [там] моего отца и мою мать». Во второй раз она сказала: ‘Да, я вижу [там], что все мои родственники умерли, они сидят». В третий раз она сказала: ‘Да, я вижу [там] моего господина, сидящего в Раю. Рай прекрасен и зелен. Вместе с ним его люди и его юноши-рабы. Он зовет меня, передайте меня ему'." Этот эпизод очень ярко передан в голливудской кинокартине Джона Мактирнана и Майкла Крайтона «Тринадцатый воин» 1999 года, в котором роль Ибн Фадлана исполнил Антонио Бандерас.
Антонио Бандерас в образе Ахмада ибн Фадлана. (wiki.commons)
После ряда подготовительных ритуалов и убийства избранной наложницы, ближайший родственник покойного подходил с горящим деревянным поленом и поджигал корабль. Далее остальные участники церемонии брали факела и палки для завершения ритуального сожжения. «Поднялся страшный ветер, и пламя поднялось очень высоко и сильно разгорелось. Один из русов стоял рядом со мной, и я слышал, как он говорит [что-то] переводчику. Я спросил [переводчика] о том, что он сказал. Переводчик ответил: - Он сказал: ‘Вы, арабы, полные дураки!' Я спросил: - Почему [это]? Он ответил: - Потому что вы нарочно берете того, кто вам дороже всех и кого вы цените выше всех и бросаете его под землю, где его съедает [сама] земля, гады и черви, тогда как мы сжигаем его в огне, чтобы он немедленно попал в Рай. Затем [этот рус] громко и надолго засмеялся. Я расспросил его [о вхождении в Рай] и он сказал: - Это из-за любви, которую мой Господь испытывает к нему. [Это он] послал ветер, чтобы взять его в течение часа. Поистине, прошло меньше часа, пока корабль, дрова, рабыня и ее господин не сгорели в тончайший пепел».