Найти тему

Сравнили Уфу-2022 со снимками Прокудина-Горского столетней давности

В августе 1910 года основатель отечественной тревэл-фотографии Прокудин-Горский совершал путешествие по Южной Уралу. Начальным пунктом его поездки была Уфа, губернский город, развивавшийся тогда стремительно, но отчасти хаотично. Судите сами: по переписи 1897 года население нынешней столицы Башкортостана составляло 49 300 человек, а в 1913-м число жителей уже перевалило за 100 тысяч.

Прокудин-Горский путешествовал по России в специальном вагоне с фотооборудованием и создавал так называемую «Летопись Российской империи». Деньги на фотопроект ему выделил то ли из личной, то ли из государственной казны лично император Николай II. А уникальность проекта Мастера заключалась в цветных снимках. Прокудин-Горский разработал свой метод передачи цветного изображения, основанный на разделении цветов на три составляющие. Он снимал объекты одной черно-белой камерой три раза через три фильтра – красный, зеленый и синий. Получались три черно-белые пластины. Для последующего воспроизведения изображения он использовал трехсекционный диапроектор. Три изображения с трех пластин проецировались и совмещалось на экране одновременно, в результате чего зритель получал полноцветное изображение.

Русская Уфа была основана в 1586 году на месте старого башкирского поселения. И хотя чуть больше века назад город был преимущественно русским по составу населения, 10 % жителей принадлежала мусульманской общине. Прокудин-Горский в своих снимках постарался отразить это культурно-религиозное многообразие. В его снимках Уфы мы заметили еще одну интересную особенность. Как известно, в других российских городах фотограф старался запечатлеть церкви, дома, реки, людей в национальных костюмах, бытовые сцены, но в Уфе его привлекли именно панорамы. Они же привлекли и нас во время поездки в ноябре 2022 года.

Публикуем большую статью со сравнениями и рассказом о попавших в кадр объектах. Невероятно интересно было обратится к архиву Мастера. И очень надеемся, что наш интерес получилось передать текстом, заразить им.

Главная мечеть в Уфе со Случевской горы. Местожительство муфтия. 1910 год

Фото входит в альбом «Урал. Отдел III. Пермь». Прокудин-Горский комплектовал свои альбомы по географическому признаку. Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0553). Как и все наследие Мастера. Наследники продали уже после войны. Интересно, что до 1980-х эти кадры вообще не публиковались, а теперь – в свободном доступе.

Реставрация снимка Мастера выполнена братьями Константином и Владимиром Ходаковскими в рамках проекта издательства «Белый Город». Выше в карусельке фото приложили и страницу из альбома с черно-белыми оттисками.

Прокудин-Горский оставил комментарий: «В Уфе имел пребывание глава магометанского исповедания – муфтий. Мечеть построена в 1830 году арским 2-й гильдии купцом Мукминем Тагировым Хазмитевым. Современное местонахождение мечети – между улицами Тукаева и Салавата. В левой части снимка видна луковичная главка домовой церкви женского епархиального училища».

Первая соборная мечеть. Современный адрес: ул. Тукаева, 48.

Со старейшей в городе мечетью связано сразу несколько интересных фактов. Она была возведена в 1830 году не на средства магометанского духовного управления, а на пожертвования богатого купца. Вплоть до 1920-х годов минувшего столетия храм считался главной святыней мусульман страны и не закрывался даже во времена гонений на религию.

Здание мечети с 28-метровым минаретом долгие годы входит в число главных архитектурных памятников Уфы и даже изображалось на марке Почты России, выпущенной в 2001-м.

Удивительно, что Прокудин-Горский не боялся захватить на полкадра небо и его не смущало, что в кадре нет четко выраженного переднего плана, и вообще снимок мечети сделан не с парадного фасада, а сзади – с огородов. Современные фотографы бы его явно раскритиковали. А еще удивительно, что мы тоже обратились к этому же «непарадному» ракурсу, еще даже не видя снимка Мастера. Святыня отсюда предстает какой-то камерной, домашней.

Похожее описанием встречаем и в работе знатока тех мест Михаила Сомова. Уникальное «Описание Уфы» Сомова 1864 года было опубликовано в единственной газете, издававшейся тогда в Уфе – «Оренбургских губернских ведомостях» (тираж всего 200-300 экз.).

Ценность работы Михаила Митрофановича, как и снимков Прокудина-Горского, заключается в том, что город тогда только вступал в эпоху бурного развития, впереди будут резкое увеличение численности населения, строительство роскошных особняков, начало многоэтажной застройки вокруг Верхне-Торговой площади. Уфа шестидесятых годов XIX столетия – это тихий провинциальный городок. Благодаря Сомову до нас дошли очаровательные предания, сценки простой жизни уфимцев, обычаи и предрассудки горожан.

Центром объединения немногочисленной уфимской интеллигенции, сообщества первых краеведов, историков-любителей являлись «Оренбургские губернские ведомости», в неофициальной части которых публиковались разнообразные просветительские и статистико-экономичеcкие материалы. Редактором неофициальной части ОГВ в 1864 году служил инспектор уфимской гимназии, старший учитель законоведения Петр Николаевич Чоглоков (фамилия иногда писалась и как Чеглоков). Видимо, по его инициативе для читателей ОГВ был заказан очерк по истории и современному состоянию Уфы. <…> Материалы о медицине для очерка Сомова представил врач Николай Александрович Гурвич, только начинавший свой славный путь статистика-исследователя Уфимского края. А брат автора (скорее всего?) – коллежский секретарь Дмитрий Митрофанович Сомов, в 1864-м служивший в уфимской градской полиции (помощник пристава третьей части).

Рядовой учитель Сомов, выполнил работу весьма профессионально. Он использовал практически всю имевшуюся тогда литературу о крае, взяв за основу известные дневники Ребелинского. Получилось впечатляющее по объему исследование. В десятом номере ОГВ за 7 марта 1864 года увидел свет первый очерк Сомова, и лишь в № 52 от 26 декабря он закончил свое повествование. Подробно он останавливается на дорусском периоде истории, обращает внимание, что ставка ногайского наместника располагавшаяся на территории современной Уфы также именовалась Уфой (второй вариант Торатау – просто город).

Источник информации: проект «Ураловед».

Семинарская слобода. Уфа. 1910 год

-4

Фото входит в альбом «Урал. Отдел III. Пермь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0551). Реставрация снимка выполнена Сергеем Прохоровым.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский оставил свое пояснение к снимку: «Гора стала называться Семинарской по построенному здесь в 1828 году зданию Духовной семинарии. Пространство от семинарии в сторону реки звалось Семинарской слободой».

Семинарская горка (Семинарская гора) – старое название холма в Уфе в районе нынешнего стадиона «Динамо» и первых зданий улицы К. Маркса. Действительно названа по построенному здесь в 1828 году зданию Уфимской Духовной семинарии. Отрезок нынешней улицы К. Маркса от начала улицы рядом со спуском уфимских холмов в сторону реки Белой и до Пушкинской улицы назывался, соответственно, Семинарской улицей (уже позже длинная улица слилась и стала Александровской).

Скорее всего, свои виды Уфы Мастер снимал с места нынешней смотровой площадки, где установлен памятник национальному герою Башкортостана Салавату Юлаеву. Сейчас эта самая узнаваемая достопримечательность города. Но век назад все здесь было иначе. Торжественное открытие памятника, весящего более 40 тонн, состоялось не так давно в 1967 году. Это наша недавняя история.

Десятиметровая скульптура, отлитая из чугуна и покрытая бронзой, считается самой массивной конной статуей в России и на всем европейском континенте. Творение скульптора С. Товасиева, над которым он работал около 30 лет. На самом деле в нем чувствуется экспрессия, порой, кажется, что конь и всадник вот-вот сорвутся с 4-метрового гранитного постамента и понесутся вдаль по бескрайним башкирским степям. Особенно, если встать ровно у подножия.

А какие дали открываются со смотровой площадки у памятника - ммм...

Второе возможное место съемки Прокудина Горского – Сад Салавата Юлаева, он находится на соседнем от памятника холме. Адрес: ул. Набережная/ул. Воровского.

Это тихое место для уединенного отдыха. Парк располагается в историческом центре города. Главная его достопримечательность – висячий мост, где скрепляют свои сердца молодожены.

Отсюда так же рукой подать до мечети. Парк старинный, он был разбит, как минимум, с 1900 года, и пережил несколько названий: «Сад на Случевской горе», «Сад Николая Богдановича», «Сад Егора Сазонова», «Сад им. Н. К. Крупской». С его территории (возможно?) фотограф сделал сразу несколько снимков.

Чтобы читателям легче было ориентироваться в географии Уфы, покажем одну из старых карт города:

-7

Современная карта (стрелками указаны направления съемки Прокудина-Горского по нашим предположениям):

-8

Небольшой район в самом низу старинной карты, между реками Белая и Уфа, уже век назад (а на деле – горазд раньше) назывался «Старой Уфой». Вся остальная часть с прямой сеткой улиц – «Новой Уфой».

Общий вид на Старую Уфу. 1910 год

-9

Фото входит в альбом «Урал. Отдел III. Пермь». Оригинал хранится в библиотеке конгресса США (номер по каталогу 0556). Реставрация снимка выполнена Сергеем Прохоровым.

И для этого кадра тоже есть пояснение Мастера: «Снято со Случевской горы против течения реки Белой, в перспективе Усольская гора, на ближнем плане Оренбургский мост (Оренбургская переправа), слева на среднем плане Благовещенский женский монастырь».

На месте наплавной переправы теперь построен современный мост – Бельский. Но, повторимся, точно найти место, где стояла тренога Прокудина-Горского, нам не удалось. В 1910 году эта часть Случевской горы была голой – без деревьев и домов. А сейчас все эти места плотно застроены.

Вернемся к «Описанию Уфы» Сомова 1864 года. В этой связи обращает на себя внимание термин «Старая Уфа», уже в середине XIX века закрепившийся за районом города за речкой Сутолокой. Почему же именно там была «Старая» Уфа, ведь кремль и основная часть домов первопоселенцев находились у Белой, до Сутолоки. Тем более, что в 1860-е вокруг Нижне-Торговой площади (район современного Монумента Дружбы) сохранялась историческая, такая же «старая» застройка. Возможно, в появлении и локализации «Старой Уфы» на Усольской горе отразились почти не сохранившиеся до наших дней предания о ногайской ставке, которая располагалась на известном Чертовом городище на крутом берегу Уфимки, там же был Терегулов луг (по имени жестокого пастуха-ногая) – открытые пространства (район современной улицы С. Перовской), наиболее пригодные для кочевников-ногайцев.

Конечно, ногайская ставка – Уфа – вряд ли имела значительные постройки. Ногаи считаются «классическими» кочевниками с почти полным отсутствием городских центров и капитальных построек. Но, возможно, уфимцы еще полтора века назад находили какие-то следы их пребывания, и в памяти горожан земли к востоку от кремля, за Сутолку, в сторону Усольской сопки и Уфимки были связаны с неким (ногайским?) «старым» городом, Старой Уфой.

Источник информации: проект «Ураловед».

И напоследок еще один снимок Прокудина-Горского: «Железнодорожный мост через реку Белую близ Уфы». Его атрибуцию мы пока не нашли.

-11

Примерно так это выглядит в наши дни:

-12

Оставайтесь с нами! С нами интересно!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц