Казалось бы, слово знакомо всем. Но каждый вкладывает в него свой смысл и использует в разных контекстах – положительных, отрицательных, нейтральных.
Авторитетом можно обладать и задавить, его можно уронить и поднять, потерять и восстановить, использовать и подорвать. Он бывает местным, личным и общепризнанным, серьёзным, крутым, бесспорным и дешёвым, дутым, а ещё моральным, криминальным.
Возможно, поэтому у термина существует множество определений, которые меняются в зависимости от источника, контекста, времени.
Современная энциклопедическая трактовка такова:
Авторитет – это влияние, которое оказывается на людей, их убеждения, мысли, поведение, поступки одной или несколькими личностями.
Он может распространяться на одного-двух человек или группу людей (семью, круг друзей, команду, образовательные, научные круги). И присущ авторитет может быть не только конкретной личности, но и тому или иному сообществу, источнику информации и т. д.
Степень влияния зависит от наличия качеств, которые признаются окружающими как особые.
Это могут быть:
• таланты, компетенции, образование, опыт, черты характера;
• статус, происхождение, сан, ранг, должность;
• возраст;
• достижения и др.
Как формируется подлинный авторитет.
Истинный авторитет – результат конструктивных действий личности. Он основывается на настоящем уважении. Не страхе, а именно уважении.
Сформировать его одновременно и просто, и сложно.
Когда у личности есть нужные качества, всё происходит естественным образом и, как кажется многим, без усилий человека.
Если же данные отсутствуют, нужно пройти определённую «перенастройку», включающую ряд действий:
1. Оценить себя с точки зрения окружающих.
2. Определить те качества, которые важны для формирования авторитета, и начать их развивать.
Например. К нужным для авторитета качествам кроме профессионализма и компетенций относятся честность, прямота, отзывчивость, позитивное мышление и такой же настрой, трудолюбие, уважительное отношение к людям и умение прощать их ошибки, строгость к себе, ответственность за свои слова, поступки.
3. Общаться с людьми, чтобы продемонстрировать свои качества.
4. Стать социально важным, полезным. Для этого нужно понимать интересы, цели окружающих и быть готовым пожертвовать собственными потребностями и интересами.
Виды авторитета и способы его завоевания.
✔️Ложный авторитет. Цель его во влиянии, чтобы манипулировать людьми и извлекать из этого выгоду. Такой человек завоёвывает авторитет при помощи манипуляций, лицемерия, интриг. Такой авторитет непрочен, не подкрепляется уважением. Он может разлететься, как карточный домик, от неправильного шага или слова. Он способен превратить своего обладателя в серого кардинала, но сделать реальным лидером – никогда.
Например. Зачастую всё работает по принципу «я начальник, ты дурак». Здесь нет места какому-то осмыслению, анализу или критике. Многим это удобно – просто «доверять» авторитету, а заодно перекладывать на него и свои проблемы, и их решение, и ответственность.
✔️Рациональный авторитет (истинный). Он базируется на логике, объективном анализе способностей, качеств, уровне знаний личности. Наше отношение к человеку имеет истинное внутреннее уважение, желание идти за человеко, прислушиваться к его мнению, подражать.
Например. Мы истинно испытываем уважение к конкретному коллеге. Он хорошо знает свою профессию, компетентен, успешен в деятельности и поэтому мы готовы прислушиваться к его рекомендациям и в чем- то подражать его поведению.
Удачи в осознании себя и формировании правильных отношений в обществе!
Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru