Найти в Дзене
Ирина Зуй

Что общего между Моцартом, Штраусом и Брэмом Стокером?

Начинаю новую старую рубрику - адвокат о прекрасном🤓 Сегодня нашёлся повод вывести в общество с большим трудом найденное мной интересное дизайнерское украшение из восьмидесятых годов - самое кинематографичное колье в мире - ни одно украшение, помимо этого колье, не снималось в добром десятке вампирских саг, начиная от «Дракулы Брэма Стокера» (там его носила Моника Белуччи в одном из эпизодов) до «Академии Вампиров».  Выбор мой на сегодняшний вечер не случаен - в концертном зале Чайковского Государственный академический камерный оркестр России под началом дирижера Филиппа Чижевского исполнит самые, на мой вкус, «тёмные» произведения - Симфонию номер 38 (Пражская) Моцарта и моцартовский же Концерт номер 14 для фортепьяно с оркестром, и, под занавес, 23 этюд Штрауса «Метаморфозы».  Музыка «тёмной стороны бытия» - очень особенный жанр, захватывающий и восхитительный, как образы средневековой Праги или Румынии, но и мрачный этаким майринковским пониманием эстетики.  Нет ничего прекрасней

Начинаю новую старую рубрику - адвокат о прекрасном🤓

Сегодня нашёлся повод вывести в общество с большим трудом найденное мной интересное дизайнерское украшение из восьмидесятых годов - самое кинематографичное колье в мире - ни одно украшение, помимо этого колье, не снималось в добром десятке вампирских саг, начиная от «Дракулы Брэма Стокера» (там его носила Моника Белуччи в одном из эпизодов) до «Академии Вампиров». 

Выбор мой на сегодняшний вечер не случаен - в концертном зале Чайковского Государственный академический камерный оркестр России под началом дирижера Филиппа Чижевского исполнит самые, на мой вкус, «тёмные» произведения - Симфонию номер 38 (Пражская) Моцарта и моцартовский же Концерт номер 14 для фортепьяно с оркестром, и, под занавес, 23 этюд Штрауса «Метаморфозы». 

Музыка «тёмной стороны бытия» - очень особенный жанр, захватывающий и восхитительный, как образы средневековой Праги или Румынии, но и мрачный этаким майринковским пониманием эстетики. 

Нет ничего прекрасней этих переливов тёмных холодных камней в пражской мостовой, сводчатых средневековых подвалов с огромными открытыми жаровнями, но и страшная история гуситских войн, Яна Жижки с натягиванием на барабан человеческой кожи - это тоже Прага. Вот и в моцартовской симфонии именно так - свет и тьма перетекают из одного в другое, играют со слушателем, дескать, попробуй-ка отличи одно от другого! 

Концерт номер 14 Моцарт выдержал в немного тягучих и томных интонациях, напоминающих диалоги графа Дракулы и Мины Харпер, бывшей в прошлом воплощении, согласно Брэма Стокера, графиней Дракула и переродившийся вновь. Три века граф искал свою возлюбленную и нашёл - вот в таких эмоциях выдержан концерт 14. 

23 этюд Рихарда Штрауса, созданный во время бомбардировок Дрездена, весь наполнен болью и отчаянием. 

В этом произведении появляются тристановский мотив Рихарда Вагнера, мотивы-намеки на Моцарта и Баха, автоцитаты. В финале Штраус прямо цитирует Траурный марш из Третьей симфонии Людвига ван Бетховена и снабжает тему пометкой в партитуре: In memoriam. И все же в «Метаморфозах», интонации скорби сплетаются с мотивами надежды и просветления после окончания войны… 

-2

#моцарт #штраус #прага #vampire #дракула #музыкапротиввойны #филиппчижевский