Land Rover – внедорожники с богатой историей и сильными традициями.
На сегодняшний день марка широко известна и любима многими, но всё началось с маленького внедорожника, ставшего известным по всему миру.
Появившись весной 1948 г. как «промежуточный» вариант в компании Rover, простой автомобиль для нужд фермеров и армии, названный Land Rover Series I, в том же году сравнялся по объёму выпуска с легковыми автомобилями Rover, а в 1949 количество внедорожников вдвое превысило количество выпускаемых «легковушек». Автомобиль имел открытый кузов с тентованным верхом аналогично Willys, однако это был первый серийный гражданский полноприводный автомобиль с дверьми на нем и доступной жесткой крышей. В конструкции использовалась полностью сварная алюминиевая рама, кузов автомобиля также был выполнен из алюминия ввиду послевоенного преизбытка этого металла.
Серия 1 выпускалась с 1948 г. по 1957 г. и имела свои необычные версии. Так, например, помимо автомобилей со стандартной колёсной базой длиной 86 дюймов выпускались автомобили с длиной колёсной базы 80 дюймов. Также был предусмотрен пикап, однако самым интересным в серии 1 был универсал «Тикфорд».
«Тикфорд» имел деревянный кузов, рассчитанный на семь человек, и был хорошо оборудован относительно стандартного спартанского оснащения Land Rover: кожаные сиденья, обогреватель, цельное ламинированное ветровое стекло, жестяная крышка запасного колеса. Это была первая попытка сделать из простого автомобильчика удобный и по-своему шикарный автомобиль. В дальнейшем, идея такого автомобиля приведёт к созданию Range Rover.
В 1958 г. был представлен Land Rover Series II.
Он явился скорее модернизацией первой серии, нежели принципиально новой моделью. Были доработаны двигатели и трансмиссия. Главным изменением в дизайне стали перенос запаски на капот, а также появление "плечей".
Благодаря особенностям английского законодательства появилась 12 местная версия. По налоговому законодательству Великобритании транспортное средство с 12 и более местами классифицировалось как автобус и было освобождено от налога на покупку и специального налога на транспортные средства, что сделало версию с 12 местами крайне популярной.
При этом 2 серия была богата на спец. версии и модификации. Часть машин выпускал сам Land Rover, другие же делались сторонними фирмами в сотрудничестве с компанией. Одним из таких автомобилей явился Land Rover «Forest Rover».
Эта машина была создана по заказу Министерства лесного хозяйства компанией Roadless Traction, которая занималась модернизацией тракторов и оснащением их полным приводом.
За основу взяли пикап с колёсной базой длиной 109 дюймов, заменили стандартные оси на элементы от грузовика Studebaker, установили колёса радиусом 28 дюймов вместо стандартных 10 дюймовых и шины от трактора. В результате автомобиль стал шире на 14 дюймов (35,6 см), приобрёл клиренс в 17 дюймов (43,2 см) и имел максимальную скорость в 30 миль/ч (48 км/ч). При этом автомобиль создавался в сотрудничестве с Land Rover, и поэтому имел заводскую гарантию на все оригинальные элементы.
Всего было построено 8 автомобилей, часть из которых существует и по сей день.
Также для любителей бездорожья существовала возможность установки на автомобиль гусеничных траков, выпускаемых компанией Cuthbertson. Такой комплект мог быть смонтирован и снят с автомобиля без особых переделок. Также, он не влиял на заводскую гарантию автомобиля.
Компании было что предложить и путешественникам.
Так, в линейке присутствовал Land Rover Dormobile – уникальный кемпер на базе 5-ти дверной версии автомобиля. Его главной особенностью была крыша, открывающаяся в сторону на манер книги.
В откидывающейся сверху секции находились спальные места. Помимо этого автомобиль оснащался съёмным столиком, установленным на задний борт, кухонным модулем, сиденьями, раскладывавшимися в ровную плоскость для возможности сна, а также такой милой деталью как занавески на окнах. Учитывая внедорожные возможности, простоту и надёжность конструкции, автомобиль получился удобным как для выездов с семьёй на пикник, так и для полноценных серьёзных путешествий.
Ещё одной крайне интересной модификацией являлось сцепное устройство, которое монтировалось на раму вместо кузова пикапа.
К сожалению, найти информацию об изготовителе данных устройств мне не удалось, полагаю, их выпускали различные фирмы. Однако такими автомобилями широко пользовались как на заводе Land Roverдля перевозки деталей, так и частные лица для перевозки автодомов, либо же мелкие предприниматели для доставки объёмных, но не тяжёлых грузов.
Что интересно, автомобили, которые использовал сам завод для межцеховых перевозок, базировались на короткой версии, однако задняя подвеска была усиленной, от версии с длинной базой.
Также было выпущено множество модификаций для нужд армии, пожарных, и других служб.
А в 1962 г. компания ударилась в эксперименты и выпустила Land Rover IIA FC, что расшифровывалось как Forward control, так как водитель сидел перед передним мостом автомобиля.
Автомобиль задумывался как небольшой полноприводный грузовичок, способный перевозить 1,5 тонны груза. На стандартную раму от 2 серии с базой 109 дюймов приваривали подрамник, на котором монтировалась тентованная грузовая платформа. Также могли устанавливаться самосвальный кузов, буровое оборудование и другие надстройки. Относительно стандартного Land Roverон имел увеличенные до 16 дюймов колёса. В качестве силовой установки использовался 4-х цилиндровый двигатель объёмом 2,25 литра или 6-ти цилиндровый двигатель объёмом 2,6 литра, появившийся в гамме Land Rover в 1962 г.
До 1966 года было произведено 3188 автомобилей, после чего на смену ему пришёл Land Rover IIB LWB. Индекс LWB, что означает длинную колёсную базу, был присвоен ему, т.к. автомобиль получил колёсную базу в 110 дюймов (2,79 метра). Это решение добавило стабильности и устойчивости на прямых. Легковым внедорожникам Land Rover рама с такой колёсной базой станет доступна лишь в 1985 г. Выпускался он с 1966 по 1972 г.г., всего было произведено 2305 экземпляров.
В 1971 году проходит очередная модернизация и на свет появляется Land Rover Series III. Это снова была эволюция, на автомобиле остались те же двигатели, однако была установлена новая, полностью синхронизированная коробка передач. Также был подкорректирован дизайн экстерьера и интерьера автомобиля.
Но раз автомобиль не менялся, то и новых модификаций не появилось?
Как бы не так! В 1979 году появляется Stage One V8. Автомобиль был призван конкурировать с Land Cruiser и Patrol, так как те имели более современные на тот момент 6-ти цилиндровые двигатели, в отличие от 4-х цилиндровых у Series III.
Автомобиль использовал коробку передач и двигатель, а также постоянный полный привод от Range Rover. Двигатель имел объём 3,5 литра, но по сравнению с Range Rover был дефорсирован со 135 л.с. до 91. Производился автомобиль в основном с колёсной базой в 109 дюймов (2,76 метра), однако было выпущено 24 автомобиля с колёсной базой 88 дюймов (2,23 метра).
На родине автомобиль не получил большого распространения, однако был востребован на зарубежных рынках.
Впоследствии на базе Stage One V8 компания Laird решила построить проект полугусеничного тягача для военных. Так как у них уже был опыт работы с автомобилями Land Rover, то они решили скрестить его с танком «Скорпион». В результате получился Land Rover Centaur.
Было построено 8 опытных образцов, переданных военным для всесторонних испытаний. Автомобиль удовлетворил заказчика, однако в силу изменений внутри страны в 1980-х, заказ так и не был сделан и в результате проект свернули.
В 1983 году в свет вышел Land Rover Defender.
Он стал логичным развитием Land Rover Series III, однако получил достаточно изменений, чтобы считаться новой моделью.
Во-первых, теперь длина колёсной базы в дюймах скрывалась в названии автомобиля. Во-вторых, была увеличена колёсная база всех версий (88-90, 109-110). В-третьих, была представлена модификация четырёхдверного пикапа с колёсной базой 130 дюймов.
Также, автомобиль получил новый дизельный двигатель, постоянный полный привод, и пружинную подвеску вместо рессорной.
Одной из интереснейших модификаций новой машины явился представленный в 1984 году пожарный автомобиль Land Rover Fire Truck.
Автомобиль имел двигатель V8 мощностью 160 л.с. и привод на все 6 колёс.
Вообще, шестиколёсная модификация использовалась не только на спецавтомобилях, но и в гражданских целях.
Также, были модификации плавающего автомобиля. Плавал он за счёт крепившихся по бокам автомобиля понтонов.
Начиная с Series I и заканчивая Defender, Land Rover всегда стремились к созданию автомобилей, способных выполнять максимум задач в самых тяжёлых условиях. Эти автомобили показали миру, что такие внедорожники могут быть универсальны и популярны в различных сферах. Их успех положил начало созданию Range Rover, как линейке комфортабельных внедорожников, о которых мы поговорим во второй части «уникальных автомобилей».
Я постарался собрать самые интересные модификации этих автомобилей, но если я что-то забыл – пишите в комментариях, буду рад почитать.
Спасибо, что прочитали эту статью, надеюсь, мне удалось познакомить вас с чем-то новым и интересным. В мире ещё много инженерных шедевров, и я постараюсь рассказать вам о них как можно больше!
А если вы подпишитесь на канал и поддержите меня лайком, я буду знать , что моя работа не прошла даром и мой материал кому то интересен. До новых открытий, друзья!