Самым оригинальным по форме сочинением в христианской апологетической литературе раннего неофита считается «Разговор с Трифоном-иудеем» св. Иустина Философа. Апология построена по типу платоновских диалогов и весьма напоминает художественное произведение – философский роман. В центре апологии рассказчик-христианин (в нем без труда узнается сам Иустин) и Трифон – иудей, обрезанный в последнюю (иудейскую) войну. А также друзья Трифона.
Случайно встретившись в аллеях Ксиста, христианин и иудеи вступают в диалог, в ходе которого обсуждают ряд философских тем. Герои спорят о Боге, философии, жизни и смерти, душе, счастье, законе, пророках и, наконец, Христе. Спорят спокойно, как философы, оперируя не эмоциями, а аргументами. Спорят, прогуливаясь по аллее и изредка присаживаясь для отдыха на скамью. Их спор – это извечный спор христианства и иудаизма, веры и неверия. А сами герои – это собирательные образы людей, находящихся в кардинально противоположных отношениях ко Христу.
Друзья Трифона являют собой тип воплощенного неверия. Слушая Благовестие и не разумея его, они смеются на ревностью Иустина и Трифона к вере и отождествляют себя, на наш взгляд, с семенами, посеянным при дороге (Матф. 13:19). Трифон представляет тип человека честного, но колеблющегося, «полувера». Он с сочувствием принимает доводы оппонента, честно пытается понять позицию христиан. Но иудейское воспитание мешает герою диалога повторить слова евнуха, вельможи Кандакии: «что препятствует мне креститься?» (Деян. 8:36). В терминах притчи о сеятеле Трифон-иудей – это посеянное в терние, ибо забота века сего и иудейское обольщение заглушает в герое слово.
Сам рассказчик воплощает оригинальный тип странствующего мыслителя, который прикрывается в целях конспирации плащом философа (во II веке н. э. христианство все еще остается недозволенной религией, согласно рескрипту Траяна). Сила проповеди святого Иустина Философа заключается в его вере, в знании Писания, в остроте полемических аргументов и в подкупающе кротком методе убеждения. Иустин не только доказывает, он молит евреев поверить во Христа. Философ говорит:
«Прекрасно было бы, если бы вы поверили Писаниям и приняли обрезание жестокосердия вашего, а не то, которое имеете по утвердившемуся в вас мнению, потому что ваше обрезание было дано, как знак, а не как дело праведности <…>. Согласитесь с нами, не издевайтесь над Сыном Божиим и не ругайтесь, последуя наставникам вашим фарисеям, над Царем Израилевым, как начальники ваших синагог учат вас делать после молитвы. Ибо если касающийся людей, неугодных Богу, как бы касается зеницы Божией, тем более тот, кто касается Возлюбленного Его. А что этот есть Христос наш, достаточно доказано» («Разговор с Трифоном-иудеем»).
По мысли св. Иустина Философа, главным препятствием иудеев к вере во Христа становится их жестокосердие ("необрезанность"). Иначе говоря, привычка злословить, издеваться и ругаться над Сыном Божиим, который был распят на кресте. Поскольку автор "Разговора..." считает вполне доказанным факт воскресения Христова, иудеям не остается иного выхода, как поверить в Христа-Бога и давно ожидаемого иудеями Мессию.
Христос – подлинный Мессия, по Тертуллиану. Его имя славят во всех странах: Месопотамии, Армении, Фригии, Каппадокии и др. по слову пророка Давида, который говорит, что «все концы земли увидели Бога нашего» (Пс. 97:3). Время пришествия Христа предсказал Даниил. Между предсказанием и рождеством Спасителя ровно 70 седмин. О чудесном зачатии писал Исаия (Ис. 7:14). Давид предупреждал о волхвах (Пс. 71:10).
Напрасно, говорит апологет, иудеи соблазняются словами «проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» (Втор. 21:23). Ибо смыслу проклятия предшествует причина его. По закону проклинается не всякий человек, повешенный на древе, но повешенный за совершенные им преступления. Но «не таков Христос: Он не произносил Своими устами ничего коварного; Он говорил всякого рода правду и кротость». Христа распяли безвинно и вновь – согласно пророчествам Давида (Пс. 68:22).
Читайте также другие статьи:
5 интересных факто о святителе Спиридоне Тримифунтском
5 загадок святого апостола Андрея Первозванного
5 загадок в событии Благовещения
5 загадок таинственного праздника Успения Богоматери