Самая холодная неделя в крае не смогла сковать льдом незамерзающие бухты приморской политики. Депутаты ЗС ПК ужесточили муниципальный фильтр для кандидатов в губернаторы. Казалось бы - зачем? Горлышко входа в кампанию и так настолько узко, что, как говорится, уж легче верблюдам пенетрировать игольные уши…
Полпред Юрий Трутнев собрал глав ДВ-регионов на совещание по итогом того и задачам этого годов. Поручено, сказано и внушено было так много, что на 12 месяцев работы хватит. Еще один депутат-доброволец из Приморья отправился в зону СВО. А Госдума отменила для себя и коллег из регионов и муниципалитетов обязанность публиковать сведения о доходах. Чем не повод лишний раз за них порадоваться и восхититься.
Без фильтра не разберешься
В Приморье неожиданно повысили процент прохождения муниципального фильтра для кандидатов в губернаторы, внеся изменения в краевой Избирательный Кодекс. Теперь претендентам на высокий пост придется заручиться поддержкой восьми процентов от общего числа мундепов вместо предыдущих пяти.
Правда, в численном выражении этот показатель даже снизится — за последние десять лет пул народных избранников на низовых уровнях кратно сократился. Но мера все равно кажется избыточной - муниципальный фильтр находится в медвежьей хватке единороссов, и политическим силам для участия в губернаторской кампании так или иначе придется договариваться с партией власти. Что при 5, что при 8 процентах - такой доли мундепов нет ни у одной другой партии.
"Почему это предлагается? У нас уменьшилось в целом по края количество депутатов. Мы ряд мунобразований превратили в округа. В 2014 году общее количество было 2142. А на выборах 2023 году будет 637 депутатов. Даже 8 процентов — это всего 90 человек. Все-таки это губернатор. Количество подписей и поддержка должна быть намного шире", — прокомментировал законопроект депутат Сергей Ищенко.
По мнению Крайизбиркома, инициировавшей законопроект, повышение барьера "обеспечит наиболее оптимальное соотношение подписей в поддержку выдвижения кандидатов". По мнению экспертов, оптимальным это соотношение, может, и будет, но только для кандидата от ЕР.
"В безоблачной политической ситуации увеличивать объем муниципального фильтра было бы бессмысленно, да и сам этот фильтр был бы не нужен, — отметил политолог Вячеслав Беляков. — Мунфильтр в существующей системе — это в первую очередь средство отсеивания неудобных кандидатов, и, если это средство усиливается, значит власть видит возможность появления таких кандидатов. При этом существуют сомнения, что удастся их легко блокировать".
Эксперт напомнил, что на повторных выборах губернатора в 2018 году именно муниципальный фильтр отсек от участия экс-депутата ЗС ПК Андрея Ищенко, который в сентябрьскую губернаторскую кампанию вошел вполне системным оппозиционным кандидатом и получил необходимый набор автографов. Проблемы у кандидата начались после того, как он начал побеждать и чуть было не превзошел провластного кандидата Андрея Тарасенко во втором туре. Произошел большой скандал. Результаты пришлось отменять Центризбиркому. Голосование было переназначено, Ищенко до него уже не допустили, как и никого, кто бы мог составить хоть какую-нибудь конкуренцию вернувшемуся в край с Сахалина Олегу Кожемяко.
"Ужесточение муниципального фильтра необходимо рассматривать через призму грядущих губернаторских выборов, где ключевым претендентом считается Олег Кожемяко, — говорит политолог Павел Наливайко. — С точки зрения государственной системы, есть необходимость сделать эту кампанию максимально понятной и контролируемой по конкурентному составу. У федерального центра свежо в памяти то, что происходило в 2018 году.