Пожалуй, самой влиятельной фигурой в ближайшем окружении Толстого с середины 80-х годов и до самой смерти писателя был его «духовный душеприказчик» Владимир Григорьевич Чертков. Его часто называют «демонической фигурой», приписывая и влияние на разрыв отношений Толстого с церковью, и создание внутрисемейных проблем, и даже странное помешательство писателя. Во всем и везде будто бы виноват именно Чертков. Но ведь было в его действиях и что-то симпатизировавшее. Каково было настоящее влияние Черткова на судьбу Льва Николаевича и нашу с вами?
Чертков был выходцев из петербургской аристократической семьи, имевшей даже близкие связи с императорской фамилией. Молодость свою он провел как типичный представитель высшего круга, а вот к 27 годам полностью разочаровался в привычном образе жизни. Сам он называл случившееся духовным переворотом. После этот Чертков занялся благотворительностью и помощью крестьянам Воронежской губернии (там находилось его родовое имение).
В 1883 году в жизни Черткова произошло еще одно значимое событие - он встретил первого, по его словам, полностью разделявшего его взгляды человека. Как вы понимаете, им был Лев Николаевич Толстой. Писатель тоже высоко оценил моральные качества и убеждения Черткова. Общность мировоззрения положила начало дружбе, продлившаяся и укрепившаяся в последующие 27 лет. За это время Чертков стал главным адресатом писем Толстого - их было отправлено порядка 900 -, а в ответ получил еще больше.
«Чертков очень полюбился Льву Николаевичу, и так до конца он любил его и высоко ценил его искреннее, глубокое почитание всего, что писал и думал Лев Николаевич», – писала жена писателя Софья Андреевна в автобиографии «Моя жизнь». При этом ей самой совсем не нравилось такое сильное присутствие Черткова в жизни Толстого. Она открыто говорила, что их дружба затрагивает толстовские внутрисемейные интересы, но препятствовать никак не могла.
Чертков был не только другом и духовным товарищем Толстого, он также сделал многое для сохранения рукописного наследия писателя, издания и распространения его произведений и популяризации его идей. В 1885 году Чертков основал издательство «Посредник», выпускавшее и распространявшее по доступной для народа цене художественную и нравоучительную литературу. Конечно, немалую часть там занимали книги его друга или особо им почитаемые.
В 1897 вместе с семьей Чертков более чем на 10 лет уехал в Англию, где учредил издательство «Свободное слово» и издательскую фирму «The Free Age Press» и занялся публикацией переведенных на английский язык произведений Толстого, в том числе тех, что были запрещены российской цензурой. Писатель предоставил ему монополию на эту работу, направляя рукописи еще до издания в России. Так что фактически Чертков стал полноправным литературным представителем Толстого в Европе и именно благодаря нему многие западные люди познакомились с творчеством российского автора. Также Чертков сумел сформировать имидж Толстого «как выразителя общественного мнения России и Европы», а его идеи преподнес как настоящее учение. Любопытно, что ни Толстой, ни Чертков за все это время не заработали ни копейки.
Время от времени Чертков делал копии рукописей Толстого, в том числе черновики и личные письма. Себе он всегда оставлял один экземпляр. В дальнейшем Чертков также смог получить и дневники писателя, хоть это и привело к большому конфликту с его семьей. Для их хранения на своей английской вилле он оборудовал целое хранилище.
Отличительной особенностью Черткова было то, что он с самого начала всегда точно «попадал» в душевное настроение Толстого. Это и предопределило странную, на первый взгляд, зависимость Толстого от Черткова. Хотя поначалу интимность отношений с «милым другом» (так, с первого письма, обращается к Черткову Толстой) самого писателя слегка настораживает. Его явно не греет мысль взять на себя полноту духовной ответственности, как это делают в монастырях старцы, за странного молодого конногвардейца. Толстому это не нравится, но и отказать Черткову он не может и не хочет, так как при первом же знакомстве подпадает под обаяние этого удивительного и столь похожего на него молодого офицера. В дальнейшем в одном из писем Толстой жалуется дочери на ненависть жены «к самому близкому и нужному мне человеку».
Чертков сыграл решающую роль и в составлении завещания Толстого. Согласно последней воле писателя, все его бумаги были завещаны его младшей дочери Александре. Толстой намеревался сделать свои произведения общественным достоянием, однако завещание без указания наследника не имело бы юридической силы, а Александра из всех детей сильнее поддерживала идеи отца. А рукописи по завещанию получил Чертков, обязующийся заняться их изданием. Дочь писателя в 1911-1912 годах издала принадлежавшие ей «Посмертные художественные произведения Льва Николаевича Толстого», куда вошли не публиковавшиеся ранее сочинения. Редактором этого издания выступил Чертков.
Он стал автором многочисленных статей о Льве Николаевиче, а также книги «Уход Толстого».
Уже после революции Чертков при помощи своих связей и средств вызволял из тюрем «толстовцев» и дочь Толстого Александру.