Текст был написан несколько дней назад, чтобы отметить Озон за развитие сервиса вертикальных видео “Моменты”. Увы, вышла новость что с 1 февраля Озон закрывает “Моменты”, которые смотрели 15% пользователей маркетплейса. Фатальная ошибка.
Почему? Давайте разберемся.
Итак, что же такое ванхун-экономика и как на ней зарабатывают миллиарды?
Телемагазин или “магазин на диване” набрал большую популярность в США в 1980-е годы. Приятные ведущие лучились от счастья, когда показывали функционал обычных бытовых предметов с якобы необычными функциями. Чудо терки, пароварки, домашние тренажеры и многое-многое другое хорошо продавалось телезрителям - скучающим домохозяйкам. “Заказывайте прямо сейчас по специальной цене, со скидкой!”
Развитие социальных сетей вывело продажи на новый уровень. Вдруг оказалось, что популярный блогер или инфлюенсер может очень неплохо продавать. В принципе, никакого феномена тут не было. На первый взгляд. Ведь популярные спортсмены, актеры или музыканты издавно подписывали контракты на рекламу с солидными брендами. Бренды как массовые вроде Адидас, Найк, так и дорогие - Луи Витон, Гуччи итд. Круг селебрити был узок, попасть в него человеку с улицы было почти невозможно.
Но развитие некой социальной сети с фотками привело к тому, что стать популярным блогером мог почти любой. Поначалу, бренды просто растерялись. Как так? Что с этим делать? Раньше победительница какого-нибудь Фитнес Бикини, т.е. профессиональная спортсменка, заключала контракты с ведущими производителями спортивного питания, витаминов, специальной одежды и прочего инвентаря. На продажи работало имя (победитель того и этого), специальные фото (выполненные на пике формы), известность в профессиональной среде. Главный упор - на глянец, т.е. на журналы. Именно так заработал свои первые сотни тысяч долларов Арнольд Шварценеггер - еще до карьеры в кино. А теперь есть некая девушка, из тех кто живет по соседству, занимается фитнесом, худеет, меняет фигуру. Обычный человек, а не профи на фарме. И вот, у нее более миллиона подписчиков, контракты. А небольшая контора по спорт.питу, которая с ней начинала работать - превратилась в концерн.
После 2015 года технический прогресс еще больше ускорился. Мобильные операторы увеличивали скорость, покрытие и доступность интернета. Производители смартфонов тоже не отставали - высокое качество съемки видеороликов стало доступно и на аппаратах в массовом сегменте - за $150-200.
Уже в 2017 в Китае появились первые фабрики блогеров-продавцов со своей специализаций - стримами. Задача у блогера одна - продавать товары. Блогер показывает товар, зачастую на себе, рассказывает про его плюсы. Тут же, во время прямого эфира, можно сделать заказ. Таких блогеров в Китае - более 12 миллионов.
За 2022 объем продаж через таких стримеров превысил 180 млрд долларов. Прогноз на 2023 год - рост в несколько раз.
А теперь про лидеров.
Austin Li (он же Li Jiaqi , он же «Король губной помады»). 30-и летний блогер с 60 млн подписчиков на Taobao. Главный рекорд - Li Jiaqi За 12-и часовый стрим на китайский праздник “День холостяков” продал помады на 1.7 млрд долларов. 250 млн зрителей наблюдало за этим стримом.
Второе место у Viya (Хуанг Вэй), которая за 14-часовой стрим продала на $1,25 млрд.
Стримеры-продавцы работают из специальных офисов, из магазинов, коворкингов и даже на улице. Каждый год приходят новые желащие попробовать себя в стримах, но это рынок с очень сильной конкуренцией.
Фишку с вертикальными видео в 2022 году подхватил и Озон. Смотреть ролик можно только на смартфоне, из приложения Озона.
В ролик можно было вставлять ссылки на разные товары, прямо или косвенно связанные с видео. Предполагалось, что это ускорит продажу товара. В октябре подключили монетизацию, причем двойную - от количества просмотров и процент от проданных товаров, заказанных по ссылкам. Необходимо было выполнить два условия - минимум 10 видео, от 5000 просмотров всех видео.
Перспективы направления - огромные. Уверен, что дошли бы и до популярных стримов с продажами, появились бы свои звезды и в целом повторили бы опыт Китая. С учетом российской специфики, конечно.
Увы, с 01 февраля Озон закрывает "Моменты"
Как думаете, почему?