Найти в Дзене

Катастрофа в процессе взлёта

Сегодня в Жуковском день памяти. Один из очень многих. Такой у нас город.

41 год назад 28 января 1982 года почти сразу после взлёта с ВПП ЛИИ разбился Ту-95М-55 №8800601. Погибли все 10 членов экипажа.

Командир корабля Николай Кульчицкий, помощник командира корабля Виктор Шкатов, штурман Александр Шевцов, штурман-навигатор Александр Николаичев, борт-инженер Александр Жилин, борт-радист Игорь Горсткин, механики Хайдар Сингатуллин и Константин Макаров, электрик Виталий Амплеев и ведущий инженер Валерий Серман.

История этого уникального самолёта насчитывает несколько десятилетий. Ту-95 — турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, самый скоростной в мире самолёт с турбовинтовыми двигателями. До настоящего времени — единственный в мире серийный бомбардировщик и ракетоносец с турбовинтовыми двигателями. Являлся советским символом обеспечения военно-стратегического паритета в холодной войне, и до сих пор остаётся на службе как носитель крылатых ракет.

И в течение 70 лет — непрерывная (почти) модернизация, испытания и гибель испытателей.

-2

Всего было построено 274 самолётов, в т.ч. модификации Ту-142 - 100. И за 70 лет потеряно в катастрофах 28 самолётов, погибло 194 человека личного состава. Первая катастрофа произошла тоже у нас, в ЛИИ. 11 мая 1953 г. в 17-м испытательном полёте Ту-95/1 полностью погиб экипаж Перелёта. У них  произошло разрушение редуктора 3-й двигателя и возник пожар.

-3

В 1982 году, как пишут во всех источниках, одной из причин катастрофы стало «обледенение крыла и стабилизатора в процессе руления, в сочетании с некоторыми отступлениями от рекомендованной для данного типа самолёта методики выполнения взлета».

Эти фотографии сделаны ровно год назад, когда в в лицее №14 прошел урок памяти, посвященный этому событию. Чтобы рассказать кадетам об истории нашего города, вспомнить своих товарищей, в лицей пришли директор городского музея Сергей Мельников, ведущий инженер по лётным испытаниям ОКБ Туполева Сергей Авакимов, инженер конструкторского бюро Туполев Алексей Амелюшкин.

-4

Перед сценой на столах небольшая передвижная экспозиция городского музея Истории покорения неба. Здесь можно было посмотреть экспонаты из фондов музея – лётную книжку штурмана экипажа Ту-95К Александра Шевцова и памятные альбомы, посвященные ему и командиру экипажа Николаю Кульчицкому. ⠀

Алексея Амелюшкина я немного знаю лично и очень этому рада. Именно его называют ангелом-хранителем Ту-144 — он оберегал два борта, сохранившиеся на территории ЛИИ от окончательного разграбления и уничтожения. И только благодаря ему мы видим этот уникальный самолёт, наш самый большой городской «памятник», на улице Туполева

-5

«Никто из них не считал себя героем, они каждый день просто делали свою работу – испытывали самолёты.

Нация исчезает тогда, когда исчезает история. Сегодня мы собрались тут, чтобы вспомнить нашу славную историю. Знайте, нам есть что помнить и чем гордится. Желаю вам поменьше смотреть телевизор и побольше читать. И надеюсь тоже увидеть вас когда-нибудь в небе над Жуковским», — сказал школьникам Амелюшкин.

Почему памятное мероприятие проходило в актовом зале лицея? Директор лицея Екатерина Шевцова — младшая дочь Александра Шевцова, штурмана экипажа.

-6

Сергей Мельников, директор музея, рассказывает об экспонатах

-7

Вот такие альбом с личными фотографиями хранятся в музее. Командир экипажа Николай Кульчицкий похоронен на Химкинском кладбище

-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15

И документы Александра Шевцова

-16
-17

Сколько часов налёта, и днём, и ночью. Все это уже в ЛИИ

-18

Вот это самое поразительное. В полёте, испытательном, когда с самолётом происходит вообще что угодно — сидеть и методично записывать красивым почерком 0_0

-19

Родился Александр Шевцов в Якутии

-20
-21

Катя, Екатерина Александровна — младший ребенок в семье.

-22

А теперь у Александра Шевцова есть уже внуки и правнуки. И среди них Александр Шевцов младший.