Ветхозаветный иудаизм (или иудаизм Библии) – это одна из древнейших монотеистических религий в истории человечества. Он получил начало от откровения личного Бога (Яхве) Аврааму, жителю халдейского города Ур.
В основу ветхозаветного иудаизма легли два важных онтологических принципа. Первый – это вера в единого Бога, ведущая к святости (Быт. 17:1; Исх. 20:2; Втор. 4:23). Апостол Павел свидетельствует: «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3). Второй принцип – послушание, отсекающее всякое своеволие и гордыню. В Гераре, в земле филистимского царя Авимелеха Иегова одобряет и благословляет Авраама за то, что последний послушался гласа Его и соблюдал, что Им заповедано было соблюдать: повеления Его, уставы Его и законы Его (Быт. 26:5).
Если содержание религии древних израильтян вплоть до разрушения Второго храма оставалось неизменным (по крайней мере для ветхозаветных праведников), то форма этой религии – Закон (а именно: уставы, предписания, заповеди, обряды) – образовалась далеко не сразу, но постепенно, по мере развертывания периодов библейской истории.
Патриархальный период изобразил Священную историю Богооткровения. Он рассказал «миф», точнее, по выражению М. Элиаде, «поведал о том, что произошло in illo tempore» (в начале Времен). Период вождей дал Синайское законодательство, скинию и институт священства. Благодаря Моисею человечество получило подлинное (конечно, на тот момент времени) «учение о Боге и путях служению Богу». В период судей стало расцветать движение пророков. Последние возвещали иудеям «нежеланного Бога, который требует от сотворенных им людей их осуществления». В период царей был построен каменный храм (храм Соломона). Вавилонское пленение породило синагоги. Маккавейские восстания обнаружило новые религиозные праздники (Обновление).
Онтологический образ ветхозаветного иудаизма, как богооткровенной религии, обозначился вполне определенно уже в период царей (особенно в правление Давида и Соломона). Иудаизм понимался как учрежденная Богом вера, основанная на национальной исключительности в силу богоизбранности еврейского народа (Исх. 23:22; 1 Пар. 16:3; Пс. 104:6). Иначе говоря, адептами веры были только евреи, потомки Авраама (хотя прозелитизм не отвергался, он просто не был ведущим принципом).
Скриптуральной основой иудаизма выступил «Танах»: Тора (Пятикнижие), Пророки (Невиим) и Писания (Ктувим). Духовно-юридической базой религии стал заключенный на Синае Моисеем с Богом Завет, понимаемый как договор, пакт, конвенция. Этот завет предполагал торжественное двухстороннее соглашение (Втор. 7:12) Бога (Иеговы) и иудейского народа. Чада Авраама обязывались исполнять повеления Иеговы и подчиняться Ему, а Последний обязывался благоволить им (благословлять, умножать, наделять властью и богатством). Бог запрещал почитать что-либо иное, кроме Него (Втор. 6:13) и требовал приносить Ему различные жертвы.
В Израиле Иегова культивировал принцип теократии. Он правил израильтянами не прямо, но через «медиумов» – пророков и царей, которые «не суть цари земные, но Божьи первосвященники». Судебная власть попала в рки священства, потомков Аарона (Втор. 17: 8-11).
Таков был образ истинной и богооткровенной ветхозаветной религии... От ветхозаветного иудаизма, как справедливо замечает протоиерей Н. Малиновский, «нужно отличать религию позднейшего иудейства, известную под именем «новоиудейства» или талмудической, которая является религией правоверных иудеев и в настоящее время. Ветхозаветное (библейское) учение в ней искажено и обезображено разными видоизменениями и наслоениями. <…>. Однако это уже совсем другая история. И мы расскажем ее в следующей публикации.
Читайте также другие статьи:
5 загадок святого апостола Андрея Первозванного
5 загадок в событии Благовещения
5 загадок таинственного праздника Успения Богоматери