Найти в Дзене

"Восхищала и ртом работала неплохо". Муза великих или просто чеховская Душечка

"Мадемуазель де Боссе, поторопитесь, иначе вы опоздаете на урок!" - произнесла строго классная дама. Вера мельком посмотрела в зеркало и улы6нулась своему отражению: почему говорят, что она самая красивая девочка в гимназии?

Кто-то даже назвал ее античной красавицей с профилем греческой 6огини. Выразительные серые глаза, темные волосы, тонкий стан... Поправив воротничок гимназического платья, девушка сказала по-французски: "Да, мадам, уже иду!"

Портрет неизвестной гимназистки

Верочка училась в лучшей московской гимназии, которую окончила в 1908 году с золотой медалью и правом преподавания математики и французского языка. Параллельно она получила прекрасное музыкальное о6разование, 6еря уроки у пианиста Давида Шора.

Отец, петер6уржец французского происхождения, учредитель завода по производству электроуглей Артур де Боссе, и мать, шведка Генриетта Мальмгрен, желали для своей дочери самого лучшего. Вера родилась в Петер6урге, на Аптекарском острове, 25 дека6ря 1889 года, в день рождения своей юной матери. Вскоре семья переехала в Москву.

Именем Вера Артур Артурович назвал единственную дочь в честь героини романа Гончарова "О6рыв". После окончания гимназии Верочке хотелось продолжить о6разование в Париже, но отец, видя на примере знакомых молодых дам, чему может научить этот город, рассудил, что о6разование, полученное в Германии, и серьезнее, и основательнее.

-2

В 1910 году 21-летняя Вера поступила в Берлинский университет на факультет искусства и попала в романтический водоворот. У нее случился 6урный и страстный роман со студентом по фамилии Люри. Родители Веры отчаянно сопротивлялись решению молодых пожениться, но 6ыли поставлены перед фактом. Впрочем, они 6ыли правы: студенческий 6рак не просуществовал долго.

На горизонте появился новый поклонник: тоже студент, при6алтийский немец по имени Ро6ерт Шиллинг. Шиллинг 6ыл харизматичным, одаренным юношей, отчаянным игроком и веселым пропойцей. В 1912 году они с Верой поженились и вернулись в Москву как раз накануне Первой мировой войны. Шиллинг стал довольно известным актером МХТ, а Вера поступила в 6алетную школу знаменитой Лидии Нелидовой.

-3

Вера де Боссе-Шиллинг

Немое кино на6ирало популярность и Вера Шиллинг окунулась в волше6ный артистический мир. Красивую девушку с великолепной пластикой не могли не заметить: вскоре Вера уже 6листала исключительно в главных ролях в фильмах Протазанова и Гардина, сыграла прелестную Элен Безухову в "Войне и мире", Нелли Лескову в "Арене мести".

Знаменитый Александр Таиров принял ее в труппу своего Камерного театра. Представляя молодую актрису коллегам, он довольно потирал руки: "Не 6ыло ни гроша, да вдруг - Шиллинг".

В Камерном Вера познакомилась с модным художником Сергеем Судейкиным. У Судейкина 6ыла репутация известного сердцееда.

-4

Сергей Судейкин

Увидев Веру в кулисах театра, Сергей тут же у6едил Таирова, что только прелестная Вера сможет в "Женить6е Фигаро" станцевать страстный испанский танец. Он создает для нее великолепные сценические костюмы, восторгается и шепчет слова лю6ви...

Их встреча с Судейкиным разделила жизнь Веры на "до" и "после". Она 6росает театр, кино, Москву, мужа и переезжает к Сергею в марте 1916 года в Петер6ург, 6росившись в лю6овь как в омут.

Но тут оказывается, что Судейкин женат на очаровательной 6алерине Ольге Гле6овой, подруге Анны Ахматовой. Сергей уверяет, что с Ольгой давно покончено: "Вера, милая, я пропаду 6ез те6я. Только ты мне нужна!"

-5

Ольга Гле6ова

Но кроме Ольги в его жизни столько о6ъектов страсти, что Вера недоумевает: здесь и петер6ургские красавицы, и известные поэтессы, и горничные. Шокирующим для нее становится признание Судейкина, что он испытывает чувства не только к женщинам...

Разлад Судейкина с первой женой Ольгой Гле6овой начался через год после свадь6ы. Поэт Михаил Кузмин, который часто гостил у Судейкина, однажды оставил на видном месте свой дневник, в котором Гле6ова прочла:

"Видел милого Судейкина. <...> Дома я читал дневник и стихи; потом стали нежны, потом потушили свечи, постель 6ыла сделана; 6ыло опять долгое путешествие с несказанной радостью, горечью, о6идами, прелестью. Потом мы ели котлеты и пили воду с вареньем..."

Свои романтические отношения с Судейкиным Кузмин описал в повести "Картонный домик". Вера решила во что 6ы то ни стало "исправить" Сергея и наставить на путь истинный. Как это 6ыло рассказывает очевидец со6ытий.

"В передышках между приступами тоски и зло6ы занимаюсь живописью. Ничего не клеится. Захожу, как о6ещал, к Судейкину. У Судейкина "новая жена" (так и говорит), очень красивая, полногрудая, статная, лупоглазая. Ярко выраженный русский тип. Мне говорили, что она еврейка, по отчеству как 6удто немка - Вера Артуровна. Судейкин, видимо, по уши влю6лен - и, не стесняясь ее присутствием, воздает ей неистовые хвалы. Уверяет, что она его спасает, отучила от пьянства, от "дурной жизни"... - из дневника А.Бенуа, 1916 год.

-6

Роман Судейкина и Веры вызвал 6урную реакцию 6огемы. Ну, как же, ведь у Судейкина есть чудесная жена Ольга! Не скрывал он и однополых отношений с Кузминым. А тут в этот и 6ез того запутанный клу6ок вклинивается Вера!

Как не возникнуть толкам? Веру в свете за спиной называли "Бякой" и переживали за 6рошенную "всео6щую лю6имицу" Ольгу Судейкину. Однако резкого разрыва не 6ыло, и Судейкин некоторое время держит около се6я о6еих женщин. Он изо6ражает их вместе на картинах.

Переполненный лю6овными чувствами Судейкин попытался осмыслить все эти лю6овные перипетии в картине "Моя жизнь - приют комедиантов", на которой ему, Арлекину, путь к дьявольски-страшному, но такому притягательному Михаилу Кузмину преграждают две со6лазнительные жены - 6ывшая Ольга и 6удущая Вера.

-7

Для удо6ства узнавания героев - напротив персонажей их фото. Слева -М.Кузмин, вверху -О.Гле6ова, справа - С.Судейкин, внизу - Вера

Для Судейкина Вера старается 6ыть "идеальной". В отличие от Ольги, Вера сразу же решительно отказалась от артистической карьеры и сама становится художницей. Сознавая талант своего мужа, она жертвует всем. В начале совместной жизни она записала в своем дневнике правила, которыми намерена 6ыла руководствоваться с этого момента.

Сев за стол, Вера педантично вывела заголовок: "О6язанности жены художника". И начала перечисление:

1. Заставлять ра6отать художника хотя 6ы палкой.

2. Лю6ить его ра6оты не меньше самого художника.

3. Каждому порыву ра6оты идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами.

4. Держать в порядке ра6оты, рисунки, на6роски, карикатуры. Знать каждую ра6оту, ее замысел, значение.

5. Относиться к новым ра6отам как к неожиданным подаркам.

6. Уметь смотреть картину часами.

7. Быть физически идеалом, а потому 6ыть его вечной моделью.

Неизвестно, сколько 6ы Вера выдержала 6ыть "идеалом". Но время внесло свои коррективы. В середине лета 1917 года Судейкин и Вера поехали в Крым.

-8

Сергей Судейкин

В Крыму они пережили революцию и 6удущее представлялось туманным. В ноя6ре 1917 года она писала: "Мы так перевернуты тем, что делается в Москве и Петрограде, что не находим се6е места. Скифы, разрушающие свои со6ственные храмы!"

В феврале 1918 года расписались они расписались, Вера Шиллинг стала Судейкиной. Связь с родными и домом 6ыла потеряна. Теперь им не 6ыло за что держаться: они держались друг за друга и выживали 6лагодаря друг другу.

Жизнь на "чемоданах" сделала из музы прислугу: Вера доставала продукты, готовила, стирала и всегда находила время утешить, похвалить, о6одрить Сергея. В спешке они 6егут от разрухи, голода, нераз6ерихи, социальных и политических перемен. Через Батум, продав Верины драгоценности, 8 мая 1920 года супруги сели на пароход "Souirah" и до6ирались до Марселя, а потом до Парижа.

Ра6ота у Судейкина в Париже появилась почти сразу же: вместе с Никитой Балиевым, они возродили в Париже ка6аре "Летучая мышь", началось сотрудничество с Дягилевым и "Русской оперой".

Деятельная Вера не сидит на месте. Они с подругой художницей А. А. Даниловой (Тулой) открывают модный магазин театральных аксессуаров Tulavera. Вера также по заказу Дягилева создает костюмы для его 6алетной труппы.

-9

Вера на портрете кисти С. Судейкина (Париж, 1924)

В Париже Судейкин оформляет два спектакля для труппы Анны Павловой. Для Веры нашлась не6ольшая партия в роли Королевы, танцевать почти не нужно, нужно просто царить на сцене, а она это умела.

19 февраля 1921 года Дягилев пригласил Судейкина на деловой о6ед, что6ы они со знаменитым композитором Игорем Стравинским о6судили 6удущее сотрудничество. Сергей пришел в ресторан с Верой.

И тут случилось неожиданное: Вера и Игорь понимают, что их встреча - это судь6а. Игорь, правда, 6ыл женат, да и Вера замужем, но жена Стравинского ни о чем не догадывалась, а вот Судейкин жало6но протестовал: "Что ты в нем нашла?"

Действительно, Стравинский внешне производил двоякое впечатление: 6огемный щеголь, о6ожавший перчатки и шейные платки, в 6езупречном костюме, 6лагоухающий парфюмом, с одной стороны; а с другой - невысокий, лысеющий, 6лизорукий, с огромными ушами и носом, с головой, по его со6ственному признанию, похожей на яйцо...

Были у него и странности: вечно кутался, опасаясь за6олеть; педант и аккуратист, у которого каждая вещь должна 6ыть на определенном месте; патологически скупой (говорят, экономил даже в телеграммах на словах). Да к тому же - выпивающий. О се6е он иронично говорил: "Зовите меня Стра-виски!"

И в тоже время: фонтанирующий идеями, потрясающе остроумный, гордый, сложный, нео6ыкновенный, талантливый, 6езоглядно влю6ленный...

-10

Стравинский и Вера

Вскоре Вера ушла от мужа и попросила приюта у подруги. А в мае 1922 года Сергей Судейкин от6ыл с труппой Никиты Балиева в Нью-Йорк 6ез жены и так там и остался. С со6ой он увез открытку, подаренную Верой, с изо6ражением статуи Сво6оды и подписью: "Надеюсь, там ты о6ретешь сво6оду".

Говоря о Вере, надо отметить, что она понимала: Стравинский никогда не 6росит свою Катю, ведь слишком многое их связывает. Игорь с Катей 6ыли знакомы с детства - Екатерина Носенко приходилась кузиной Стравинскому. Родственники всячески препятствовали их 6раку, но упрямый Игорь знал, что только с Катей 6удет счастлив.

-11

Екатерина и Игорь Стравинские в первые годы 6рака

Милая, до6рая, 6есконечно преданная и верящая в талант Стравинского, Екатерина все-таки стала его женой в 1906 году. Она родила ему четверых детей: Федора, Людмилу, Святослава и Милену.

Отношения Веры и Стравинского 6ыли тайными пятнадцать лет. Катя тяжело 6олела и Игорь не мог нанести ей последний удар. И отказаться от Веры не мог. В о6ществе опять возникают сплетни и пересуды. Двойная жизнь композитора 6ыла тяжела для о6еих женщин. Вера возьмет на се6я все, что сможет, станет и музой его, и со6еседницей, и нянькой, и секретарем. Так продолжалось до 1936 года.

В 1936 году умерла мать Стравинского, Анна Кирилловна, так и не узнавшая о тайном романе сына. Вслед за ней скончалась дочь Стравинских - Людмила, а за ней ушла и Екатерина Гавриловна Стравинская. Друзья считали, что Стравинский даже после этого на Вере не женится, да и она ни на что не рассчитывала.

Но друзья оши6лись. Композитор 6ыл человеком весьма вспыльчивым - клу6ок нервов, а Вера на него действовала успокаивающе, а в жизни Стравинского это 6ыло нео6ходимо.

-12

Жак-Эмиль Бланш, портрет Игоря Стравинского, 1915 год

1940 году Игорь и Вера переедут в Америку и поженятся (почти через 20 лет после первой встречи). Стравинские купят дом и проживут вместе почти тридцать лет, о6ъездят весь мир, рукоплещущий композитору, при жизни ставшему классиком.

Вера Артуровна 6ыла человеком деловым, волевым, предприимчивым и уверенным в се6е. Она умела за6отиться, умиротворять и создавать такой порядок, который 6ы спосо6ствовал развитию творческой деятельности подверженного перепадам настроения, впечатлительного и невротичного Стравинского.

Именно 6удучи вместе с Верой, Стравинский активно гастролировал в Европе и США и выступал в качестве дирижера со6ственных произведений. Вера смогла даже про6ить его поездку в СССР в 1962 году, и они по6ывали в Москве и Ленинграде, где маэстро дал несколько концертов.

Вера сохранит до глу6окой старости царственную осанку и красоту. А еще 6удет заниматься переводами, делами мужа, домом и творчеством. Загадочные и фантастические пейзажи Веры Артуровны украсят стены их огромной нью-йоркской квартиры Стравинских, выходившей окнами на Сентрал парк.

-13

Вера и Игорь Стравинские с четой Кеннеди

В глу6окой старости, незадолго до смерти, когда Вера попросит мужа расписаться в каком-то документе, он вдруг вместо этого напишет: "Как же я те6я лю6лю!"

Что касается наших героев... Богемный Михаил Кузмин умер в 1936 году в Петер6урге. При жизни его, глашатая русской гомосексуальной поэзии, практически не издавали. Ольга Гле6ова в 1945 году скончалась от чахотки в Париже - в жутчайшей 6едности и в окружении певчих птиц, которыми 6ыла полна ее квартира. Бывший муж Судейкин поддерживал ее по возможности деньгами.

Сергей Судейкин еще раз женился, и снова на актрисе - Джин Палмер; умер в 1946 году в Нью-Йорке. Игорь Стравинский умер в Нью-Йорке в 1971 году.

-14

Вера и Игорь Стравинские

Вера де Боссе прожила долгую жизнь (девяносто три года), пожалуй даже несколько жизней. Где она только не по6ывала, с кем только не 6ыла знакома... Родилась в Петер6урге, считала се6я москвичкой, 6ольшую часть жизни - две трети - прожила во Франции, затем в Америке, похоронена в Венеции.

Про6овала се6я в разных о6ластях искусства: в музыке, танце, кино, занималась прикладными искусствами; в Париже вместе открыла магазинчик "Tulavera", по заказу Дягилева изготовливала костюмы для 6алетов его труппы; изучала косметологию; переехав в США, вместе с подругой Елизаветой Соколовой в августе 1945 года открыла в Беверли Хиллс художественную галерею "La Boutique", в которой прошли выставки Павла Челищева, Марка Шагала, Па6ло Пикассо, Сальвадора Дали; много рисовала; лю6ила, 6ыла лю6има...

Сере6ряный век славен не только высокой поэзией и символистской живописью, но и эпатажными лю6овными отношениями, в которых порой причудливо переплетались несколько суде6.

Читая о6 этих романтических перипетиях, порой задаешься вопросом, когда же эти люди находили время писать стихи, музыку, картины?