Найти тему
Meduznik

Синдром эмоционального выгорания - ближе, чем кажется

Оглавление
Высокие результаты требуют большого труда. Чем выше мы хотим забраться – тем больших усилий нам это стоит. Термин «выгорание» все активнее входит в нашу жизнь. Зная симптомы и факторы, приводящие к этому состоянию, мы можем справиться с ним. Давайте вместе разберемся в этом интересном вопросе, что бы иметь возможность помочь себе и близким, попавшим в трудный жизненный период.
Высокие результаты требуют большого труда. Чем выше мы хотим забраться – тем больших усилий нам это стоит. Термин «выгорание» все активнее входит в нашу жизнь. Зная симптомы и факторы, приводящие к этому состоянию, мы можем справиться с ним. Давайте вместе разберемся в этом интересном вопросе, что бы иметь возможность помочь себе и близким, попавшим в трудный жизненный период.

Синдром эмоционального выгорания

Несколько десятилетий назад – сложно было встретить человека, который бы знал, что такое «выгорание». Сегодня этот синдром является проблемой современности.

Понятие эмоционального выгорания ввел в психологию Г. Фрейденгейбер (американский психолог, немецкого происхождения) в 1974 году, определив его как «состояние умственного и физического истощения, вызванное профессиональной деятельностью». Фрейденберг один из первых, кто описал симптомы и провел всестороннее исследование «выгорания». Он использовал данный термин для описания характеристик здоровых людей, которые в своей профессиональной деятельности, находятся в интенсивном общении с клиентами или пациентами, в эмоционально богатой атмосфере. Стандартным справочником по данному явлению можно назвать его книгу, которую он вместе с Д. Ришелсоном опубликовал в 1981 году – «Выгорание: высокая цена высоких достижений. Что это такое и как это пережить».

Герберд Фрейденберг.
Герберд Фрейденберг.

Чаще всего страдают от синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) врачи, работники интеллектуальных, творческих и «помогающих» профессий (менеджмент, маркетинг, ИТ, продажи, социальный сектор и так далее). К выгоранию также предрасполагает работа, связанная с «тяжелыми» больными, а также с пациентами, имеющими зависимости.

Отечественные ученые трактуют термин эмоциональное выгорание как психологический процесс, который носит негативный характер и вызывает эмоциональное истощение у человека. Они так же подчёркивают, что данное явление возникает в те моменты, когда человек на протяжении длительного времени тратит свою эмоциональную энергию, не имея возможности ее своевременно восполнять [12].

М.В. Агапова в своей работе трактует СЭВ как следствие нарушения процессов самореализации и самоактуализации личности. Автор отмечает, что люди со слабой тенденцией к самоактуализации склонны к сопротивлению, конфронтации с неблагоприятными средовыми факторами и всей профессиональной ситуацией в целом. В то время как самоактуализирующаяся личность обладает высокой устойчивостью к выгоранию, за счет понимания своего места и роли в жизни других людей [2].

Американский социальный психолог Х. Маслач в 1976г. опубликовала свою первую статью по эмоциональному выгоранию. В ней автор охарактеризовала данный синдром как дезадаптивность человека к рабочему месту, ввиду неадекватности межличностных отношений и высокой рабочей нагрузки[8].

-3

Так же автор подчеркнула, что СЭВ — это особое состояние человека, которое включает в себя:

· ощущение эмоционального истощения;

· симптомы деперсонализации;

· негативное восприятие самого себя;

· утрата сотрудником профессионального мастерства [7].

Главными узнаваемыми признаками данного синдрома считают: отрицательные чувства и эмоции по отношению к пациенту (если это врач); низкая самооценка, зачастую с ярким негативным компонентом; ощущение полного или частичного эмоционального истощения.

Фазы развития синдрома эмоционального выгорания по Селье:

  • 1 фаза – напряжение, это запускающий механизм, период, когда человек сильно поглощен работой и отказывается от потребностей, с ней связанных, забывает о собственных нуждах. Если эти старания активно поддерживаются и оцениваются в высшей мере, то синдром не развивается. Но может происходить ситуация, когда эти старания обесцениваются, тогда его представления рушатся, и это запускает выгорание.
  • 2 фаза – рецистенция, когда человек пытается снизить давление внешних факторов.
  • 3 фаза – истощение, нервная система ослабевает, снижается энергетический тонус.

M. Burish выделяет шесть основных фаз развития СЭВ:

1 фаза – предупреждающая,

2 фаза – снижение уровня собственного участия,

3 фаза – эмоциональные реакции,

4 фаза – деструктивное поведение,

5 фаза психосоматические реакции,

6 фаза – разочарование.

Б. Пельман и Е. Хартман представили динамическую модель СЭВ, которая включает в себя 4 стадии:

  • Первая стадия - напряженность. Она обычно связана с добавочными действиями и усилиями для адаптации к рабочим требованиям. Причины возникновения напряжённости авторы разделили на две группы: напряженность, возникающая, когда специалист не соответствует профессиональным требованиям; несоответствие рабочего процесса ожиданиям и потребностям специалиста.
  • Вторая стадия – переживание стресса и возникновение ощутимых негативных эмоций. Не все стрессогенные обстоятельства пробуждают подобные переживания, так как происходит осознание своих возможностей и необходимых требований рабочей ситуации.

Переход от первой стадии к последующим зависит от ресурсов личности, и от его статусно-ролевых переменных.

  • Третья стадия – появление реакций на стресс.

Авторы выделили три индивидуальных вариаций эмоций: физиологические, аффективнокогнитивные и поведенческие.

  • Четвертая стадия – переживание психологического стресса, которое определяется эмоциональным выгоранием. Этот процесс характеризуется наличием физического и эмоционального истощения на фоне переживаний, а так же дискомфорта в профессиональной реализации [10].

В принятом международном классификаторе болезней СЭВ описан как состояние полного истощения.

-4

В мае 2019 года Всемирная организация здравоохранения включила профессиональное эмоциональное выгорание в Международную классификацию болезней (МКБ-11), тем самым признав это настоящим заболеванием.

С выгоранием можно и нужно работать! Даже, если оно уже наступило, его не стоит бояться, нужно обратиться за помощью к специалистам (психологам, психотерапевтам), параллельно пересматривая свой рабочий процесс. Важны и превентивные меры, например физическая нагрузка.

Вовлеченность в работу и производительность работы – являются важными прогностическими параметрами благополучия, которое связанного с работой [12].

В Японии в 2018 году провели исследование [6] среди взрослого работающего населения, целью этого исследования было изучение взаимосвязи между вовлеченностью в работу, производительностью и, по самооценке, сидячем поведением взрослых японцев. по результатам которого выявлена прямая связь между вовлеченностью сотрудников на работе и количеством времени, которое они проводят сидя.

В этом исследовании приняли участие японцы в возрасте 20–59 лет. Были оценены их демографические характеристики, характеристики, связанные с работой, и сидячий образ жизни. Данные были проанализированы с помощью логистической регрессии.

По результатам исследования была выявлена прямая связь между вовлеченностью сотрудников на работе и количеством времени, которое они проводят сидя.

Другие последствия малоподвижного образа жизни
Другие последствия малоподвижного образа жизни

В результате установлено: что сокращение малоподвижного образа жизни, связанного с работой, может улучшить вовлеченность и производительность работников.

В своих трудах В.В. Бойко выделяет четыре группы симптомов эмоционального выгорания:

  • Симптом «эмоционального дефицита», характеризует себя как эмоциональная невозможность помогать субъектам своей деятельности. Проявляется в не состоянии сопереживать и соучаствовать. Так же в профессиональной деятельности происходят ситуации, которые усиливают волевую, нравственную и интеллектуальную отдачу, в ответ на это у субъекта усиливается данный симптом и положительные эмоции проявляются все меньше.
  • Симптом «эмоциональной отстраненности». При наступлении данного симптома, субъект практически полностью вычёркивает эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Такого человека мало что интересует, он как бы находится в эмоциональном панцире на рабочей территории, при этом в других сферах человек испытывает эмоции. Реакция без чувств и эмоций является самым ярким проявлением данного симптома, и негативно сказывается на субъекте общения, который переживает за безразличие в свою сторону.
  • Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации», ярко заметен в полной или частичной потере интереса к субъекту профессионального действия. При этом возникает деперсонализированный антигуманистический эмоционально-волевой защитный настрой, при котором человек утверждается во мнении, что работа с людьми не доставляет удовлетворения и не интересна.
  • Симптом «психовегетативных и психосоматических нарушений». Он наблюдается на уровне психическогои физического самочувствия, а также образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Даже мысль о субъектах профессиональной деятельности или какой-либо контакт с ними провоцируют отклонения в психических или соматических состояниях. Они проявляются в плохом настроении, чувстве страха, обострении хронических заболеваний [4].

На фоне тревог и волнений наши жизненные силы могут быть исчерпаны, проснувшись в понедельник уже уставшим, в один прекрасный день Вы можете столкнуться с синдромом эмоционального выгорания.

Известный американский психолог Фрейденберг, сравнивал «выгорание» с выгоревшим изнутри домом, порог и фасад может быть в порядке, но стоит открыть дверь и заглянуть внутрь, сразу все становится ясно. Синдром часто сопровождается деперсонализацией – черствостью к своим клиентам, если вы менеджер, либо к своим пациентам, если вы врач. Большую часть своей жизни люди проводят в профессиональной деятельности. Важным фактором для развития личности являются условия и специфика, в которой профессиональная деятельность осуществляется. Анализируя исследования последних лет, можно заметить, что тип профессии «человек-человек» наиболее часто подвержен такой профессиональной деформации как эмоциональное выгорание [5].

-6

Деперсонализация в данном случае проявляется холодным и отдаленным отношением к клиентам, иногда даже негативным. Редукция персональных достижений выражается в тенденции к заниженной самооценке, как профессиональной, так и в личной, недовольство своей работой, снижения чувства компетентности в работе. Дальше наступает профессиональная деформация, что затрудняет профессиональное и социальное функционирование. Поэтому важно обратить внимание на диагностику, когда нет четких ее критериев и активных жалоб пациента.

Профессор Утрехтского университета в Голландии, В. Шауфелли представил двухкомпонентную модель эмоционального выгорания, в которую он включил эмоциональное истощение и деперсонализацию. По мнению автора, первый компонент проявляется в жалобах на здоровье, 10 неважном самочувствии, утомлении и нервном напряжении. Второй фактор деперсонализация, автор трактовал как установочный, просматривается в измененном отношении к себе и к окружающим. В. Шауфелли вместе с Д. Энзманн предложили и обосновали классификацию симптомов эмоционального выгорания. Далее в своих работах ими были выделены 132 симптома, которые впоследствии они разделили на пять групп: аффективные; когнитивные; физические; поведенческие; мотивационные.

По мнению авторов, симптомы выгорания просматриваются на трех уровнях: индивидуально-психологическом, межличностном и организационном [9].

Характерной чертой работы современных компаний стало объединение вакансий, когда полномочия двух-трех сотрудников ложатся на одного, при этом существуют временные ограничения исполнения поставленных задач. Работая в таком режиме, многие сталкиваются с неуспеванием, работой вне рабочего времени или по ночам. Вследствие такой профессиональной занятости, симптомы СЭВ дадут о себе знать достаточно быстро, в зависимости от индивидуальных особенностей.

Стоит отметить, что большинство исследований эмоционального выгорания направленно на такие профессии, как врачи, психологи, педагоги, социальные работники и т.д. Однако данный феномен встречается и в других сферах деятельности, например, связанных с риском для жизни или регулярном взаимодействии с людьми, а так же применимо и к любой другой профессии. Например, у сотрудника имеются тревожные мысли, которые касаются возможных неудач на работе: «я не справлюсь, у меня не получится». Будущее представляется неясным и тревожным, в нем все будет хуже, чем сейчас. Появляется чувство опустошенности, что все, что раньше нравилось, стало неинтересно. Или же наступает физическая усталость, когда сотрудник начинает чаще болеть, потому что тело пытается отдохнуть. Излишняя раздражительность, апатичные состояния, нежелание контактировать с другими людьми, потому что это тоже трата энергии. Здесь так же начинает проявляться негативная оценка себя: сотрудник считает, что он бесполезен, ни на что не способен, испытывает обреченность из-за этого. Таким образом, симптомы нарастают один за другим, и сотрудник плавно попадает в состояние эмоционального выгорания.

-7

Изначально о выгорании заговорили именно в отношении представителей помогающих профессий. Но на сегодняшний день ученые едины во мнении, что какой бы профессиональной деятельностью не занимался человек, он вкладывает свои собственные ресурсы, которые на фоне стрессовых факторов постепенно снижаются.

В США, согласно отчету Gallup за 2018 год, 23% работающих американцев ощущали себя выгоревшими [3].

После пандемии проблема выгорания стала беспокоить больше людей — это заметил не только я, но и другие исследователи. Например, в России в марте 2021 года было проведено исследование среди 2500 россиян. Почти половина ощущает опустошение и работает на автомате, испытывают истощение, каждый второй чувствует тревогу на работе.

А в США, по данным опроса Flexjobs и Mental Health America за 2020 год, 75% опрошенных говорят, что когда-либо испытывали симптомы выгорания на себе. Данные таких социологических опросов показывают реальное наличие проблемы.

В июле 2020 года в РФ опубликовали исследование, в рамках которого провели опрос 120 медицинских работников из НИИ скорой помощи Н.В. Склифосовского. Средний и высокий уровень был выявлен у 50% опрошенных, отмечающих эмоциональное истощение и редукцию профессиональных достижений. Хотя, если обратиться к шкале деперсонализации, этот показатель составляет 93%. Медицинские работники используют отстранение от происходящего как защиту от нервно-психического истощения.

«Полученные данные показателей психического неблагополучия в целом соотносятся с международными: 8,3% обследованных демонстрируют симптомы депрессии средней и выраженной степени тяжести по шкале депрессии Бека; 6,7% отметили наличие суицидальных мыслей; 29,3% — симптомы тревоги, умеренной и выраженной тяжести по шкале тревоги Бека; у 35% зафиксирован высокий уровень эмоционального истощения согласно данным опросника профессионального выгорания Маслач. Тем не менее полученные данные свидетельствуют о большем психическом благополучии сотрудников НИИ СП им. Н.В. Склифосовского по сравнению со смешанной выборкой специалистов, обследованных в марте–апреле. Указаны ограничения такого сопоставления, связанные с различиями в организационной принадлежности и составе специалистов. Наиболее часто в качестве важного фактора дистресса во всей выборке из 120 человек назывались беспокойство за членов семьи (отметили 54,7%) и страх заражения (отметили 38,3%). В качестве наиболее значимых факторов-протекторов (снижающих уровень дистресса), отмеченных более чем половиной сотрудников, были выделены: информация со стороны руководства о текущей ситуации и задачах, поддержка семьи и коллег, материальное поощрение и возможность делать перерывы для отдыха. На основании данных регрессионного анализа делается вывод о важности проведения мероприятий по психологической разгрузке, обеспечению персонала средствами защиты, снижению уровня физического дискомфорта, связанного с использованием средств индивидуальной защиты и нехваткой сна, объяснения персоналу смысла всех предпринимаемых мер и решений и коллегиального обсуждения организации работы. Качество поддержки со стороны близких, коллег и администрации способствует сохранению у медицинского персонала чувства значимости своей профессии и самоуважения к себе как профессионалу»[11].

-8

Методы коррекции, лечения и профилактики СЭВ

Психотерапии отводиться ведущая роль в решение проблем, связанных с эмоциональным выгоранием. Прежде всего, необходимо определить и изменить вызывающую выгорание ситуацию (рациональная психотерапия). В тех случаях, когда нельзя повлиять на вызывающую выгорание ситуацию, применяет научить регулировать свое эмоциональное состояние (методики психической саморегуляции – прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону, аутогенная тренировка, дыхательные упражнения, методы телесно-ориентированная терапии).

Кроме того, применяются и методы поведенческой психотерапии, основное назначение которых — выявление неправильных (иррациональных) установок клиента и изменение их на более правильные (рациональные), которые будут помогать ему более гибко реагировать на вызывающие эмоциональное выгорание факторы;

— медикаментозная терапия. При коррекции состояний, связанных с эмоциональным выгоранием ей отводится лишь второстепенная роль;

— правильное питание;

— прогулки на свежем воздухе;

— регулярная физическая нагрузка;

— сон;

— соблюдение режима дня.

Для помощи важны: оптимизация обстановки на работе и улучшение условий труда, улучшение взаимоотношений с коллегами и семьей, выработка адаптивных форм поведения и лечение клинических проявлений.

! Важно подключить не только психологов и психотерапевтов, а также врачей соматических специальностей.

Методы психологической саморегуляции

  • аутогенная тренировка – обучение методам аутосуггестии, формируются связи между самоприказами и психофизиологическими процессами в организме;
  • идеомоторная тренировка – мысленно, последовательно напрягаем и расслабляем мышцы;
  • сенсорная репродукция образов – например представить себя на прогулке в лесу.

Для определения СЭВ – предлагаю пройти тест в приложении 1.

Заключение:

Феномен эмоционального выгорания рассматривается отечественными авторами как специфическое явление, которое проявляется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.

Ранее считалось, что понятие эмоционального выгорания характерно только тем сотрудникам, которые регулярно взаимодействуют с людьми в сфере профессиональной деятельности работника. Сейчас его относят к любой деятельности.

Так же отмечено, что отследить первые признаки выгорания достаточно затруднительно, так как состояние меняется постепенно.

Проблеме эмоционального выгорания важно уделять внимание, так как негативные последствия выгорания влияют как на отдельного взятого специалиста, так и на деятельности организации в целом. Специалисты, находящиеся в эмоциональном выгорании, чувствуют ощущение напряжения, утомление, нарушение сна и раздражение при взаимодействии с другими людьми.

Если знать основные факторы, а также особенности проявления синдрома эмоционального выгорания, можно в самые ранние стадии помочь человеку. Профилактика должна быть комплексной и вестись в разных направлениях. Главное знать, что такое СЭВ а также самоконтроль.

Список литературы:

1) Абрамов В. А. Исследование синдрома эмоционального выгорания на этапе мета обзоров. Ч. 1 / В. А. Абрамов, И. С. Алексейчук, А. И. Алексейчук // Журнал психиатрии и медицинской психологи. 2008. – № 1 (18). – 117 – 123с.

2) Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализация личности: Дис. канд. психол. наук. – Ярославль. 2004. – 46с.

3) Бен Вигерт и Сангита Агравал. Выгорание сотрудников, часть 1: 5 основных причин // Журнал «Рабочее место 12 июля 2018 г.

4) Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Речь. 2003. – 87 с.

5) Гордеева М.А. Эмоциональное выгорание государственных служащих // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. 43-45 с.

6) Исии, Каори, Шибата, Ай, Ока, Коичиро. Вовлеченность в работу, производительность и самооценка малоподвижного поведения, связанного с работой, среди взрослых японцев// Журнал медицины труда и окружающей среды. 2018 г. — том 60 — №4. — С. 173–177.

7) Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. М.: Изд-во «Эксмо», 2005.-39 с.

8) Маслах, К. и Лейтер // Предотвращение эмоционального выгорания и повышение вовлеченности: Полная программа организационного обновления. Сан-Франциско, Калифорния. 2000г.

9) Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. 85-95 с.

10) Усанина С.В. К вопросу синдрома эмоционального выгорания / С.В.Усанина, В.ЮСлабинский // Позитум. – 2002. – № 3. – С. 63–67.

11) Холмогорова А.Б., Петриков С.С., Суроегина А.Е., Микита О.Ю., Рахманина А.А., Рой А.П. Профессиональное выгорание и его факторы у медицинских работников, участвующих в оказании помощи больным COVID-19 на разных этапах пандемии // Журнал им. Н.В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь» –2020 – №9 (3) – С. 321 - 337.

12) Шауфели В. Б., Тарис Т. В., ван Ренен В. Трудоголизм, выгорание и вовлеченность в работу: три вида или три разных вида благополучия сотрудников. 2008 – №2. – С. 173 – 203.