Предлагаю вашему вниманию перевод статьи Кена Роквелла о семи типах фотографов и фотографическом искусстве в целом. Да, я убрал всё лишнее и где-то изменил текст, сделав его чище и современнее, чтобы усилить тот эффект, на который рассчитывал автор. Оригинал статьи по ссылке ниже.
В исходной статье был использован термин "Equipment Measurbator", не имеющий аналога в русском языке. Equipment - оборудование, a Measurbator - от слов Measure (измерять) и Masturbator (онанист). Я решил предложить в переводе термин "фотоонанист", что звучит на русском достаточно гладко. Его и вынес в название статьи. Роквелл имеет в виду тех фотографов, которых больше интересуются техническими параметрами их оборудования, чем фотографией, как искусством.
Чтобы с ходу не быть намертво привязанным к категории фотоонанистов, иллюстрировал статью некоторыми собственными фотоработами. Да, на моём канале есть примеры моих фоторабот, обязательно выполненных на старые цифровые фотокамеры - смотрите в подборе "Фотоработы". Это не шедевры, а скорее - кадры с фотокамер для демонстрации некоторых их возможностей. Часто эти статьи сопровождаются ссылкой на оригинальные файлы RAW или JPEG. И да - я не подписываю снимки. Я ненавижу это ;)
Более того, я пытаюсь донести до людей мысль о том, что совершенно неважно, какая камера у вас в руках. Важно то, каким вы видите мир и как умеете транслировать это в свои работы.
Художник: Наивысший уровень ("рай")
Художник передаёт своё настроение и видимый им образ в форме фотографии. Он тонко чувствует настроение места или человека, реального или воображаемого, умеет передать эти ощущения на своей фотографии таким образом, что зритель откликается на эти чувства и понимает их.
Превращая фотографию в искусство, художник выходит за пределы обыденности, поскольку его дух устремляется навстречу тому, что он запечатлевает. Художник отлично владеет инструментарием для создания фотографии. Но когда художник творит, его камера становится продолжением его разума. Никакой сознательной мысли не тратится на технические вопросы, с которыми он виртуозно справляется при создании фотографий. Он теряется в страсти момента.
Никто никогда не видит работ художника, так как у него совершенно не развита способность продвигать себя, и, к сожалению, даже сами художники не всегда ценят свою превосходную работу. Те из них, что пытаются "быть как все", опускаются одним уровнем ниже. Это, к сожалению, означает лишь то, что вы никогда не увидите их настоящие работы, если не знаете человека лично. Хорошие художники обычно слишком смущены, чтобы показывать свои работы кому-либо, если вы не близки с ними, поскольку их работа — это отражение их души.
Художники могут использовать любые фотокамеры - это не принципиально.
Шлюха: Уровень 6
Шлюха — художник, который продал свою душу, став "наркоманом" (принимая деньги в обмен на своё творчество).
Опускаясь на этот уровень, художник вынужден идти на компромиссы со своим видением настроения места или человека. Заключая сделку, он вынужден выполнять условия контракта.
Если работы шлюхи многие годы оплачивают его счета, маловероятно, что какая-либо шлюха будет открыта для новых идей и тем. Шлюхе снова и снова нужны деньги, а значит - нужны контракты. Художники, имеющие авторитетных представителей (галерею или менеджеров, подобных сутенерам в секс-торговле) могут потерять это покровительство, если изменят свой стиль и перестанут приносить прибыль. Успешной проститутке чрезвычайно трудно изменить стиль после того, как он был принят и оплачен обществом.
Любитель: уровень 5
Любителями являются те, кто зарабатывает фотографией менее половины своего дохода. Что никак не связано с качеством их фотографий. Они просто любят процесс, наслаждаются созданием фотографий. Воодушевлённые любители могут подняться прямо вверх - на уровень художника.
Люди, которые, в качестве подработки, занимаются коммерческой фотографией - всё ещё любители. Они просто берут плату за свои фотографии. С другой стороны, любители, которые думают, что более дорогие и самые современные камеры улучшат их фотографии, рискуют опуститься до самого низкого уровня. Слишком много любителей были введены в заблуждение производителями камер, думая, что им нужны самые современные фотокамеры для создания отличных изображений. Эта мысль — яд для фотографии, как искусства.
Любители, которые теряются в страсти момента при создании великолепных снимков - на верном пути к просветлению.
Быть любителем — это хорошо; с этого уровня можно довольно легко подняться до уровня художника.
Стрелок: уровень 4
К этой категории относится большинство людей, использующих фотокамеру. Эти люди хотят запечатлеть мгновение, не интересуясь камерами или фотографией как искусством.
Стрелки, которые, по своей профессии, являются художниками-графиками, дизайнерами, архитекторами и т.п., часто делают фантастические изображения, впечатляющие всех. Эти стрелки — художники и даже не осознают этого.
Фотограф создаёт изображение, а не камера. Стрелки, как и художники, могут использовать любые камеры, чаще используя компактные фотоаппараты.
Профессионал: Уровень 3
Профессиональный фотограф – человек, который получает основной доход на продаже своих работ. Профессионалы не зарабатывают искусством на жизнь. Они создают изображения для бизнеса. Конечно, они знакомы с инструментами и могут создавать приличные по качеству фотографии. Профессионалы могут создавать отличные изображения, но в личное (свободное от работы) время.
Если вы не вращаетесь в этом бизнесе или не знакомы с кем-то из друзей, занятых в этом деле, вы никогда не услышите о профессиональных фотографах. Их коммерческие фотоработы не подписаны, они - собственность соответствующих компаний.
Профессионалы не имеют веб-сайтов, не ведут блогов и, как правило, не пишут о фототехнике. Этим занимаются любители.
Богатый любитель: уровень 2
Это любители, которые, имея достаточные средства, покупают так много дорогого оборудования, что может приводить к ограничению их свободы самовыражения. Богатые любители, в основном - мужчины, большинство из которых преклонного возраста или пенсионеры.
Богатые любители снимают на дорогие камеры типа Leica, Contax, Hasselblad и др. Это отличные камеры, но результаты такие же, как у более дешёвых камер. В своё время, богатые любители первыми покупали 2,7-мегапиксельные цифровые зеркальные фотокамеры, предназначенные для газет, такие как Nikon D1, только потому, что те стоили 5000 долларов. Технически эти камеры давали худшие результаты, чем пленочные аппараты того времени, используемые фотографами. Дорого - не значит хорошо.
Некоторые из богатых любителей легко опускаются на самое дно, потому что слишком беспокоятся об оборудовании. Другие сразу же начинают создавать произведения искусства, так как не беспокоятся об оборудовании, думая, что владеют лучшим. Как ни странно, мало кто из богатых любителей делает обычные снимки. Либо отличные, либо отстой.
Фотоонанист: самый нижний уровень («ад»)
Фотоонанисты - мужчины (а они все - мужчины), не интересующиеся искусством или фотографией, потому что у них нет души. Не имея души, они не могут выразить настроение или чувство, поэтому их образы, если они когда-либо пытаются их создать - отстой.
Аналитически мыслящие паралитики, которые никогда и ничего не достигают.
Имеет ли какое-то отношение изучение тестовых изображений "под микроскопом" к фотографированию? Конечно, нет. Время, потраченное на все эти тесты - время, которое не было потрачено на изучение полезных аспектов фотографии, и, конечно же, время, которое лучше было бы потратить на собственно фотографирование. Проведите тестовую съёмку, чтобы узнать, на что способно ваше новое оборудование, а затем приступайте к реальной фотографии.
Фотоонанистов интересует исключительно оборудование ради него самого. Они могут часами болтать с вами о фототехнике, но, как только вы попросите показать их портфолио, бравада их исчезнет, или они решат, что вы хотите увидеть все их камеры.
Похоже, что большинство из этих мужчин связано с инженерией, компьютерами и науками. Эти люди так сильно беспокоятся о попытках дать числовую оценку вещам, что совершенно не обращают внимания на тот факт, что камеры или тестовые таблицы не имеют ничего общего с духом изображения. Поскольку они так сильно беспокоятся об измерении производительности камеры, мы можем назвать их «измерителями». К сожалению, многие из них забредают на сайт KenRockwell.com в поисках информации о производительности камеры.
Многие из фотоонанистов играют с аудиоаппаратурой, компьютерами или автомобилями. Они наслаждаются этими игрушками так же, как и своими камерами, но редко, если вообще когда-нибудь, используют их по прямому назначению.
Ни при каких обстоятельствах не связывайтесь с этими людьми, не разговаривайте с ними, не смотрите их каналы на YouTube, не читайте их веб-сайты и не спрашивайте у них совета по фотографии. Для невинных людей они кажутся кладезями знаний, однако их больные, безжизненные души хотели бы затащить вас в свой личный "Ад", чтобы ваш дух навсегда погряз в беспокойстве о том, насколько резкий ваш объектив. Если вы начнете беспокоиться об этом, вы никогда больше не будете фотографировать ничего, кроме кирпичных стен и тестовых таблиц.
Этих людей легко узнать. Если вы дочитали до этого места, вы, вероятно, видели их каналы или веб-сайты на YouTube. У них всегда есть масса информации об оборудовании и технике, но очень мало захватывающих дух фотографий. Остерегайтесь любой информации с любого веб-сайта, не содержащего фотографий, которыми можно восхищаться.
Мне пришлось удалить большую часть фотографий оборудования с моего сайта, потому что эти люди тратили больше времени на просмотр моего оборудования, чем на мои работы с него! Серверные мощности, за которую я плачу, съедалась этими идиотами, смотрящими на мои объективы, вместо того, чтобы смотреть фотографии в моей галерее, в чём и заключён весь смысл этого сайта.
Онлайн-эксперт: нулевой уровень
(эти ребята не фотографируют, поэтому они - не фотографы)
Этого уровня никогда не существовало до появления Интернета, потому что камеры никогда не были для мужчин такими захватывающими, как спортивные автомобили или ракеты.
Это стало совершенно очевидным, когда я получил электронное письмо от человека, который не считал, что опубликованный мной пример фотографии с резкого объектива был действительно резким. Я был сбит с толку, так как снимок был исключительно резким, поэтому я его и разместил в качестве примера. Когда я спросил читателя «не резкий по сравнению с чем?», он ответил, что «не такой резкий, как другой пример другого объектива», который он видел на каком-то другом веб-сайте.
Святая корова! Это был парень, у которого даже нет камеры! Он проводит свое время, исследуя их и распространяя свои неуместные мнения по всему Интернету!
Интернет пестрит этими ребятами. YouTube, форумы и Instagram загружены ими. У фотографов нет времени на YouTube. У нас больше фотографий, чем времени, чтобы делать это.
До появления цифровых технологий фотография не была достаточно удобной и простой, чтобы привлекать внимание мужчин без особой на то причины.
Раньше юноши изучали все возможные технические характеристики Corvettes и Ferrari. За 10 лет до того, как смогут получить водительские права, не говоря уже о том, чтобы купить собственные Феррари. Когда появилась цифровая фотография, те же говорящие головы на YouTube принялись изучать характеристики цифровых камер и болтать для причудливого развлечения. Конечно, они сделают несколько обязательно скучных снимков. Не слушайте их. Они любят говорить и исследовать, но они не фотографы и уж тем более не художники, поэтому их мнения ничего не значат. Им не хватает точки зрения, чтобы знать, что важно, а что нет.
© Ken Rockwell
Оригинальную статью вы можете найти по ссылке.
Надеюсь, мнение Кена Роквелла никого из вас не обидело. Собственные недостатки нужно признавать и думать над их исправлением. Тематика канала "Старые цифровые камеры" такова, что мы неизменно склоняемся к изучению технических особенностей камер и их функциональному (фотографическому) дизайну. Эти вопросу интересуют меня больше в рамках изучения новейшей истории цифровой фотографии и истории развития дизайна фотокамер. Это неизбежно приводит к описанному выше (во всех подробностях) фотоонанизму.
Бороться с этим явлением можно и нужно.
Публиковать больше фотографий со старых цифровых фотокамер с описанием процесса их создания. На канале есть подборка "Как фотографировать старыми камерами", но она достаточно скудна.
Самому пробовать новые жанры, выходя за рамки зоны комфорта. Я, например, терпеть не могу фотографировать людей, т.к. я терпеть не могу людей. Может быть, мне и не стоит этим заниматься, но нужно пробовать.
Мы знаем великие имена фотографов плёночной эпохи. Но мы мало знаем о художниках (в терминологии Кена), которые работают в цифре. Впрочем, как мы уже поняли, это непросто сделать, если они настоящие Художники. Тем не менее, там и здесь, можно что-то найти.
Не скажу, что изменения на канале будут сразу. Но с фотоонанизмом нужно будет завязывать. С этой мыслью в уме и продолжим работу ;)
Коллекция моих старых цифровых фотоаппаратов ЗДЕСЬ.
Приветствуется любая помощь проекту: информационная, материальная, аппаратная и объективная :D Сотрудничество и связь - ВКонтакте или ovch@me.com