Как бы ни менялся характер войны, пехота всегда оставалась «царицей полей», и кампания 1812 года тоже не представляла собой исключение.
И сколь бы ни была многонациональной Великая армия Наполеона, главной ее ударной силой являлись линейные полки Французской империи. В походе 1812 года, по официальным данным, приняли участие (в полном составе или отдельными подразделениями) шестьдесят пять линейных полков, которым и посвящен этот очерк.
113-й линейный полк
По данным интернет-ресурсов, пуговицы этого полка встречаются на территории современной Белоруссии и Литвы, что может доказывать факт участия офицеров и солдат 113-го линейного в кампании 1812 года в составе маршевых резервных бригад.
Из расписания на 1812 год известно, что 113-й линейный полк входил в 1-ю бригаду 34-й (Княжеской) дивизии дивизионного генерала барона Жана Франсуа К. Сен-Сира Одиннадцатого армейского корпуса.
Есть, правда, одна интересная легенда, которая периодически всплывает в западной и российской прессе.
При отъезде Наполеона из армии 23 ноября (5 декабря) 1812 года в Ошмянах, где император остановился на отдых, майор Лапи из 113-го полка, состоявшего практически полностью из пьемонтцев, недвусмысленно намекал своим офицерам-однополчанам на необходимость убийства Бонапарта с последующим переходом к партизанскому отряду Сеславина, находившемуся неподалеку от города.
Однако офицеры слишком долго колебались, не желая брать на себя ответственность за участие в подобном преступлении, и подходящий момент оказался упущен. Наполеон, сев в сани, умчался далее...
123-й линейный полк
Прежде чем приступить к описанию этого полка, следует пояснить, что в 1810 году в связи с ликвидацией независимости Голландии армия этого государства оказалась включена в состав вооруженных сил Французской империи.
И 123-й линейный полк был образован из личного состава 2-го и 6-го полков голландской армии.
В 1812 году 1-й, 2-й и 4-й боевые батальоны полка (68 офицеров и 1700 нижних чинов) под командованием полковника Антуана Авизара входили в 3-ю бригаду 9-й пехотной дивизии дивизионного генерала барона Пьера Ю. В. Мерлье Второго армейского корпуса маршала Удино.
Третий боевой батальон полка находился в 12-м временном полку пехоты 2-й бригады 31-й пехотной дивизии дивизионного генерала графа Жана Матьё Сера Одиннадцатого армейского корпуса.
123-й линейный участвовал в боях под Полоцком.
В расписании 9-й пехотной дивизии от 20 ноября при движении к Борисову числились все четыре батальона полка. Уже к началу декабря 1812 года в составе полка находилось не более 100 человек «под ружьем».
Эти остатки полка героически сражались в районе Стахова. Когда боеприпасы оказались на исходе, остатки 123-го линейного в составе дивизии предприняли попытку штыковой атаки с целью дать возможность безоружным, обмороженным и раненым переправиться на другой берег Березины.
Вот как эти события описывает А. И. Михайловский-Данилевский: «Французы лезли вперед с ожесточением, помышляя не о славе выигранного сражения и приобретении трофеев, но имея ввиду заслонить отступление десятков тысяч безоружных, находившихся еще на левом берегу».
После этого боя полк перестал существовать.
Стоит заметить, что на местах боев в Стаховском лесу встречаются в основном пуговицы с цифрой 123 и совсем мало голландских пуговиц из олова с цифрами 2 и 6. Отсюда можно предположить, что большинство солдат 123-го линейного носили уже французские синие мундиры, а не белые голландские.
124-й линейный полк
Полк был образован в 1810 году из подразделений 3-го и 7-го полков голландской армии. И именно голландские оловянные пуговицы с номерами 3 и 7 встречаются на местах боев.
В 1812 году 1–3-й боевые батальоны полка (66 офицеров и 1447 нижних чина) под командованием полковника Жака Ардио входили во 2-ю бригаду 8-й пехотной дивизии дивизионного генерала графа Жана Антуана Вердье Второго армейского корпуса.
Четвертый боевой батальон полка находился в 12-м временном полку пехоты 2-й бригады 31-й пехотной дивизии дивизионного генерала графа Жана Матьё Сера Одиннадцатого армейского корпуса.
В Русской кампании 1812 года полк участвовал в сражениях у Полоцка и Чашниках.
На Березине личный состав 124-го линейного, правда уже под командованием шефа 1-го батальона Аниа, вел упорные бои в районе Стаховского леса, находясь в первой линии своего Второго корпуса. К этому моменту в рядах полка оставалось только 5 офицеров и 180 нижних чинов, а еще 12 офицеров во главе с шефом 3-го батальона Мушелем, оберегая полкового орла, находились в знаменной группе.
В этом бою тяжелое ранение получил командир полка Аниа, а сам полк практически прекратил существование.
В кампании 1812 года были разбиты и уничтожены все три батальона 124-го линейного полка из 8-й пехотной дивизии.
125-й линейный полк
Полк был сформирован в 1810 году из подразделений 4-го и 7-го пехотных полков голландской армии.
В 1812 году 1–3-й батальоны полка (59 офицеров и 1417 нижних чинов) под командованием полковника Фредерика Анри Вагнера находились во 2-й бригаде 12-й пехотной дивизии дивизионного генерала Луи Партуно Девятого армейского корпуса маршала Клода Виктора.
А 4-й боевой батальон полка находился в 12-м временном полку пехоты 2-й бригады 31-й пехотной дивизии дивизионного генерала графа Жана Матьё Сера Одиннадцатого армейского корпуса.
Известно, что к июню 1812 года синюю форму французского образца получили лишь элитные роты первых трех батальонов полка. Остальные солдаты 125-го линейного продолжали донашивать белую голландскую форму с пуговицами белого металла из олова.
Именно поэтому, на местах боев встречаются пуговицы старого образца с цифрами 4 и 7.
В кампании 1812 года полк участвовал в сражениях при Смолянах и Борисове.
Видимо, болезни и дезертирство в 125-м линейном побило все рекорды, поскольку известно, что в Борисове 27 ноября в составе полка «под ружьем» находилось всего 280 человек.
Воспоминания Цезаря Ложье показывают нам то бедственное положение, в котором оказались солдаты дивизии: «Бесконечные переходы последних дней сделались гораздо затруднительнее вследствие усиливающегося холода, и все слабые силы вновь подверглись испытанию, так что количество солдат все уменьшалось, а количество беглецов прибавлялось...»
После упорных боев в районе Старого Борисова остатки полка разделили участь дивизии Партуно после полного окружения превосходящими силами русских регулярных войск, были вынуждены сложить оружие и сдаться.
125-й линейный прекратил свое существование.
126-й линейный полк
Этот полк был сформирован в 1810 году из подразделений 5-го и 8-го пехотных полков голландской армии.
В 1812 году 1–4-й боевые батальоны полка (84 офицера и 1940 нижних чинов) под командованием полковника Жана Демулена находились в 3-й бригаде 12-й пехотной дивизии дивизионного генерала Луи Партуно Девятого армейского корпуса маршала Виктора.
Полк этот продолжал носить белую голландскую форму с оловянными пуговицами у нижних чинов и посеребренными у офицеров, и только элитные роты 1–3-го батальонов получили новую форму французского образца с латунными пуговицами с цифрой 126.
Полк в составе всего корпуса Виктора прибыл на территорию Российской империи лишь в конце августа 1812 года. И даже побывал в Смоленске, но затем, опять же в составе корпуса, был отправлен на усиление корпусов Сен-Сира и Удино для участия в боевых действиях против П. Х. Витгенштейна.
Боевое крещение в русском походе полк получил лишь 23 ноября у деревни Узнацке.
Выдержка из рапорта Властова Витгенштейну: «Тогда пехота неприятельская, построясь в каре, была со всех сторон окружена нашей кавалерией, коей кричали, дабы опять сдались. Но они, видя, что бригада барона Белиарта приближается (саксонский легкоконный принца Иоганна. – Прим. авт.), вознамерились сопротивляться, тогда, сделав полные два залпа картечью, приказал я вдруг проситься кавалерии нашей со всех сторон и, невзирая на отчаянный отпор неприятеля, карея в виду целой неприятельской дивизии была смята и совершенно истреблена, которая состояла из 500 человек, по показанию командира оной 126-го полка полковника Деляплана Сент-Гиллера, который и взят».
Потери полка были огромны, выбыло из строя 28 офицеров и 550 нижних чинов.
Но самое главное, что был серьезно подорван боевой дух части. В районе Старого Борисова вечером 27 ноября в строю 126-го линейного оставалось 336 человек.
После упорных боев, продолжавшихся до полуночи, потеряв, по данным О. В. Соколова, 206 человек, полк вместе со всей дивизией утром 28 ноября сложил оружие.
Орел и знамя 126-го линейного были захвачены капитаном 23-го егерского полка, адъютантом генерала Властова.
В русской кампании 1812 года все батальоны полка, перешедшие Неман, были разбиты и уничтожены.
«Секретные материалы 20 века». Александр Королев, историк (Санкт-Петербург)