История ставит много вопросов, на которые практически невозможно найти логичный ответ. К этим вопросам относятся наши Аскольд и Дир. Не понятно миф или же правда.
Возникновение государственности у восточных славян. К началу Х в. у большинства племен оставались свои правители, которые вели междоусобную борьбу. Через какое то время, постепенно большую силу стал набирать Новгород под правлением Рюрика (862-879). Рюрик был родоначальником династии, после его смерти преемником стал Олег Вещий (879-912), который захватил Киев, убив местных князей Аскольда и Дира. Давайте разбираться кто же такие Аскольд и Дир.
Официальная версия:
Принято считать, что Аскольд и Дир были варягами. Они не имели родства с правящим князем Рюриком. Информации о них достаточно мало, но однако о них упомянул Нестор в "Повести временных лет", в 862 году два варяга Аскольд и Дир вместе со своими дружинниками отправились в Константинополь, проплывая по Днепру они увидели небольшой городок, это оказался Киев. Они сильно впечатлились городом, что решили отказаться от дальнейшего путешествия. Остались в Киеве при этом приглашая остальных варягов, после чего стали владеть землями племени Полян. Согласно "Повести временных лет" в 866 году Аскольд и Дир совершили поход на Константинополь. Приплывшие русы разорили окрестности Византии. Однако буря разбила суда о прибрежные скалы. Немногим удалось спастись и вернуться домой. Современные исследователи считают, что этот рассказ заимствован из византийских источников, причем имена Аскольда и Дира русские летописцы присоединили к нему позже. В 882 году Новгородский князь Олег, приехавший в Киев, убил Аскольда и Дира, после чего захватил город и перенес туда столицы. Подчинил племена Радимичей, Северян, Древлян. Олег считался родственником Рюрика. Летописные сведения об Аскольде и Дире давно уже являются спором между историками. Они расходятся в определении происхождения имен князей. Одни ученые считают имена Аскольд и Дир скандинавскими, другие — что это имена местных князей, связанных с династией легендарного Кия.
Кто такой Кий?
Кий - легендарный лидер восточных славян. первый князь и основатель Киева. Опираясь на "Повесть временных лет" Кий, живший на днепровских гора вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедь, построили город на правом берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. Легенды об обосновании города являются этимологическими мифами, признанных для объяснения названий Киевских местностей. Исторические свидетельства о Кие: фрагмент "Повести временных лет"
Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.
И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане...
Противоречия в источниках
Аскольд и Дир являются варяжскими дружинниками известного новгородского князя Рюрика. Вместе с ним они и отправились в поход на Царьград (Константинополь). Если же верить Никоновской летописи, они являются врагами Рюрика и устраивают восстание против князя. Смерть Рюрика застала всех врасплох. Опекуном же его сына стал Олег, который вместе с этим тем самым стал и главой Новгорода. Он открыто заявлял о своей вражде к хазарам, а уже в 882 году им был организован поход на Киев, чтобы навсегда сместить власть самозванцев. Город этот тогда переживал не лучшие времена, поэтому для отпора нужно было предпринимать срочные меры.
В свой поход Олег взял и наследника Рюрика Игоря, которого он планировать посадить на киевский трон. Он обманом выманил Аскольда и Дира из-за стен надежной крепости, указав в разговоре с ними, что последние не являются князьями и тем более не принадлежат к знаменитому роду. На престол должен был сесть наследник Рюрика. Аскольда и Дира при этом было убито.
Польский историк Януш Длугош, который в основном занимался пересказами древнерусских летописей, утверждает, что Аскольд и Дир были наследными правителями Киева. Он уверен, что они были прямыми потомками Кия, основавшего город. Тем самым он хотел доказать, что Киев имел польские корни. По его мнению, Кий был наследником польской династии. Как гласит летопись, Аскольд был похоронен на высоком правом берегу Днепра, где собственно он и был убит. Что же касается Дира, его могила находилась за Ирининским монастырем, что немного странно. Соправители государства или даже братья, которые погибли в один день, были захоронены в 3 километрах друг от друга.
Существует ряд исследователей, которые предполагают, что Аскольд и Дир были князями киевскими в разные годы, другие же утверждают, что Аскольд и Дир является одним и тем же лицом.
Если рассматривать древнескандинавский вариант имени «Huskuldr», здесь указывалось лишь одно оно, о князе Дире не было и слова. В византийских же источниках, которые описывали поход на Константинополь, говорилось лишь про одного военачальника, однако имя его не упоминается.
По мнению историка Рыбакова, личность Дира остается загадкой, а его существование и вовсе под вопросом. При описании различных сведений в летописях всегда указывается одиночное число при упоминании Аскольда и Дира, поэтому вполне вероятно, что был всего один князь.
Именно эти князья или князь вызывают наибольшие противоречия у историков. В разных летописях излагаются факты, которые не имеют ничего общего между собой, поэтому верить в их достоверность бессмысленно. Что же касается археологии, она также не может сегодня помочь составить полную картину того, что происходило во времена Руси. Скорей всего, еще будут интересные находки и факты, однако большинство информации все же потеряно, ведь с того момента прошло более тысячелетия.
Итог
До сих пор не известно. существовали ли на самом деле Киевские князья Аскольд и Дир. В "Повести временных лет" о них написано, как о "боярах", живших при Рюрике.