//«Высоцкий – отдельно стоящий жанр, в котором лучший и единственный представитель он сам»// ( d_b ©)
В бытность незабвенного Эха мы, эховцы, каждую неделю по четвергам слушали передачи замечательного Антона Ореха о Высоцком. Писали комментарии, делились впечатлениями. Эти четверги незабываемые. Антон не только великий знаток творчества ВСВ. Высоцкий был любовью его жизни.
В те славные эховские времена, т.е. несколько лет назад, я прочитала записки Георгия Юнгвальда-Хилькевича (1934 – 2015), советского и российского сценариста и кинорежиссера, о ВСВ, которого он снял в «Опасных гастролях» (1969). В общем-то, он почти повторил то, что уже говорили многие. Но он так эмоционально передал свои ощущения, восприятие, чувства от встреч с ВСВ, особенно от первой встречи, что его рассказ просто потрясает. Если совсем просто, без пафоса, Высоцкий, по его словам, - "это действительно уникальное, неповторимое, неизведанное, даже потустороннее явление, с которым мы встретились".
По словам Ю-Х, Высоцкий был для него не просто другом, он был для него всем. «Мир вокруг делился на две части: на одной — Володя, на другой — остальное человечество».
Встретился он с ним в Одессе в 60-х, когда были пробы на фильм «Вертикаль». Для знакомства пришёл нехотя, потому что терпеть не мог бардовскую песню. Спокойно относился только к Окуджаве.
И вот он описывает первую встречу: «Но проходя по коридору, услышал раздирающий душу фантастический голос, который нельзя описать словами, и замер. Я много хороших голосов слышал, и хриплых в том числе, в конце концов, еще жив-здоров был Луи Армстронг, но эта глотка меня потрясла! «Протопи ты мне баньку» он пел так, что это была фантасмагория какая-то!»
И дальше: «Когда я услышал — «Если друг оказался вдруг…», — меня перевернуло всего. Это одна из лучших его песен и исполнение, разрывающее селезенку. Я таких стихов вообще не знаю, может, у Маяковского есть что-то подобное. Это был шок, истерика, не описать словами то состояние глубокого потрясения, катарсиса, который не испытывал ни до ни после — ни от чего. <…..> Он всех и всё затронул в своих песнях и рассказал обо всем. В его поэзии каждое слово кровоточит. Я понял, что теперь хочу одного — снять фильм, и не просто с участием Высоцкого, а по сделанному специально под него сценарию».
Закончить я хочу следующими словами Ю-Х: «Чем ближе я узнавал Володю, тем больше мне открывалась его мягчайшая, чистейшая душа, необыкновенной, истинно христианской доброты. Вся повседневная жизнь его была посвящена друзьям, он беспрерывно решал чужие проблемы. Вот мы с ним садились в машину, и начиналась езда: кого-то он из милиции вытаскивал, кому-то квартиры выбивал, доставал лекарства»
Да, Владимир Высоцкий, был не только выдающийся поэт и артист – он был Человек