20 марта 1992 г. состоялась мировая премьера лучшего эротического триллера всех времен и народов режиссера Пола Верховена по сценарию Джо Эстерхази с Майклом Дугласом (детектив Ник Каррен) и Шэрон Стоун (писательница Кэтрин Трэмелл) в главных ролях. Фильм назывался «Основной инстинкт».
Слоганом фильма является фраза: «Flesh seduces. Passion kills» («Плоть совращает. Страсть убивает»), а ключевыми диалогами могут считаться:
- Кто-то должен умереть.
- Почему?
- Кто-то всегда умирает…
- Герой влюбился в злодейку.
- И что дальше?
- Она убила его…
Главный вывод фильма:
«Будьте осторожны с ножом для колки льда»…
…«и, кстати, о каком инстинкте идет речь»?
«Основной инстинкт» (или «первичный позыв»), согласно Фрейду, – господствующее в бессознательном стремление (влечение) вернуться в
первоначальное состояние. Этот инстинкт дуален и включает Эрос – влечение к жизни и Танатос – влечение к смерти.
Фрейд был сторонником дуальной теории инстинктов, полагая, что существуют лишь антагонистичные инстинкты, конфликты между которыми несут ответственность за невроз.
До 1920-х гг. это были инстинкты эго (эго-инстинкты самосохранения) и сексуальный (репродуктивный) инстинкт воспроизведения потомства.
В поздних работах Фрейда появилась дихотомия инстинкта жизни
(Эроса) и инстинкта смерти (Танатоса).
Впервые имя бога смерти Танатоса использовано Фрейдом для персонификации инстинкта смерти, как стремления к восстановлению неорганического состояния путем разрушения себя, в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920).
В переводах понятие «инстинкт» часто заменено терминами «позыв», «стремление» и «влечение»).
В «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) Фрейд пишет:
В одной богатой содержанием и мыслями работе, к сожалению не совсем понятной для меня, Сабина Шпильрейн предвосхитила значительную часть этих рассуждений. Она обозначает садистический компонент сексуального влечения как «деструктивное» влечение.
О Сабине Шпильрейн и инстинкте смерти:
https://zai-chen-ko.livejournal.com/14759.html
В «Я и Оно» (1923) Фрейд признается в том, что, в отличие от Эроса, который «значительно заметнее и более доступен изучению», «вскрыть второй род влечений стоило нам не мало труда».
Однако Фрейд считает необходимым предложить «гипотезу о влечении к смерти, задачей которого является возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние» и трактует Танатос как «потребность в восстановлении прежнего состояния».
В 1925 году в «Автобиографии» З.Фрейд отметил:
В своих последний работах (“По ту сторону принципа удовольствия”, “Массовая психология и анализ человеческого “Я””, “Я и Оно”) я дал волю долго подавляемой склонности к спекуляциям и предложил там, в частности, новое решение проблемы влечений. Я объединил самосохранение и сохранение рода понятием Эрос и противопоставил ему бесшумно действующее влечение к смерти или разрушению. Влечение в самом общем виде рассматривается как своего рода эластичность живущего, как стремление восстановить однажды возникшую ситуацию, которая была отменена внешней помехой. Эта, в сущности, консервативная природа влечения объяснялась явлениями необходимости повторения. Совместное и противоположное действие Эроса и влечения к смерти составляет для нас картину жизни.
Незадолго до смерти (1939 г.) З.Фрейд предложил следующую картину влечений:
...в психической жизни человека два основных инстинкта являются активными: Эрос, т.е. любовь в самом широком смысле этого слова, чью энергию мы назвали либидо, и второй инстинкт, который мы назвали, в соответствии с его конечной целью, инстинктом смерти. Инстинкт смерти представляется нам как импульс к разрушению. Он является противником Эроса, который всегда пытается создавать все большие и большие объединения, совместно связанные либидо. Оба инстинкта с самого начала одновременно наличиствуют в психической жизни и редко когда-либо проявляются в чистом виде, а являются, как правило, перемешанными в различных пропорциях. Поэтому то, что представляется нам мужественностью или женственностью, никогда не состоит из чистого либидо, а всегда несет с собой добавочный элемент желания нападать и разрушать. Мы предполагаем, что этот дополнительный элемент является намного сильнее в случае мужественности, чем в случае женственности. Позвольте нам еще раз подчеркнуть тот факт, что каждая загадка либидо приносит с собой некоторую долю агрессии и возвращение к Эдипову комплексу.
Жизнь, с точки зрения Фрейда, является «борьбой и компромиссом между указанными двумя стремлениями», а «на вопрос о смысле и цели жизни дается дуалистический ответ».
Концепция Танатоса развита в работах Мелани Кляйн, Пауля Федерна и Эдоардо Вейсса, Карен Хорни, Эриха Фромма, Карла Менингера.
И все же – инстинктов два, три или много? В настоящее время считается, что нет особой причины отдавать предпочтение дуальной теории инстинктов, а не, к примеру, тройственной или даже множественной…
…и есть ли инстинкт смерти?
Современная этология утверждает наличие, по крайней мере, семи инстинктов (врожденных паттернов поведения): пищевого, полового, борьбы, родительского, сна, территориальных отношений, ухаживания. Выделяются и другие инстинкты («ухода за поверхностью тела»), но ни в одной из схем не находится места инстинкту смерти.
Чарльз Райкрофт в «Критическом словаре психоанализа» пишет:
Несмотря на декларацию Фрейда о том, что гипотезу наличия инстинкта смерти он выдвинул «основываясь на теоретических, подкрепляемых биологиею, соображениях», концепция Танатоса вызывает острую критику в научных кругах прежде всего в связи с отсутствием биологических подтверждений его существования.
Эрнст Джонс в своём трёхтомнике «Жизнь и труды Зигмунда Фрейда»:
не было обнаружено ни одного биологического наблюдения, которое подтвердило бы идею инстинкта смерти – идею, которая противоречит всем принципам биологии.
Действительно, согласно классической аналитической теории, инстинкт как врожденное биологически детерминированное побуждение к действию, должен иметь биологический источник.
В связи с этим возникает вопрос: существуют ли свидетельства биологической детерминации стремления к саморазрушению.
Случаи нанесения себе физических повреждений, приводящих к летальному исходу, описаны у многих млекопитающих – мышей, крыс, макак, горилл, шимпанзе.
Но если согласиться с существованием инстинкта смерти, то своей максимальной выраженности он достигает именно у человека:
https://zai-chen-ko.livejournal.com/7366.html
У человека Танатос примеряет маски аутодеструктивного, аутоагрессивного, саморазрушительного и самоповреждающего поведения (писал о нём, например, здесь):
https://psyjournals.ru/nonserialpublications/psytel2009/contents/40833
Однако, самоубийство, как крайняя форма агрессивного поведения, направленного индивидом на себя, является наиболее яркой манифестацией инстинкта смерти.
Знал человека, у которого инстинкт смерти (если только он действительно существует), кажется, был доминирующим: