Кто бы мог подумать, что преуспевающие страны Евросоюза могут быть обязаны своим благополучием небольшому городку на севере Казахстана. Вместе с тем в петропавловской околоисторической среде такая версия обсуждается всерьёз. Почему так произошло, что связывает Петропавловск с Чехией, и при чём здесь золото Колчака, в материале Orda.kz
Транссибирская магистраль
Поводом для таких дискуссий стали драматические события столетней давности. Революция и гражданская война в России после поражения в Первой мировой войне затронули и северные области Казахстана. Сегодня, как и сто лет назад, через Петропавловск проходит главная связующая нить России – Транссибирская магистраль, вдоль которой практически на всём протяжении и развернулись основные поля сражений между большевиками и остатками царской армии.
Решающую же роль в этих событиях и вовсе сыграл застрявший на пол пути до Владивостока чехословацкий корпус, сформированный из бывших военнопленных австро-венгерской и германской империй.
26 марта 1918 года Советом народных комиссаров РСФСР было подписано соглашение, по которому гарантировалась беспрепятственная отправка чехословацких подразделений от Пензы к Владивостоку. Уже на следующий день, 27 марта, из Пензы на восток отправились 63 состава.
Опасаясь чешских войск, большевики попытались изменить маршрут их следования, перенаправив белочешские части с востока на запад. Кроме того, Лев Троцкий издал приказ разоружить чехословаков, а тех, кто будет против, просто расстрелять.
Однако такое предложение пришлось не по нраву самим чехам. Бывшие военнопленные приняли инициативу Советов за намерение выдать их немцам. При попытке разоружения вывозимых на восток чешских частей 50-тысячный корпус ответ восстал.
Начиная с 27 мая, всего за несколько дней, застрявшие вдоль Транссиба чешские части разгромили брошенные против них силы Красных, захватили Челябинск, Курган и Петропавловск, свергнув в них власть большевиков.
31 мая 1918 года в Петропавловске вспыхнул кровавый мятеж. Ожесточенные бои шли в разных частях города, но силы были неравными, и город оказался в руках мятежников. По данным историков, 10 июня 1918 года на окраине Петропавловска были расстреляны 22 партийных и советских работника. А лидера петропавловских большевиков, Исидора Дубынина, чешские легионеры и вовсе закопали живьём.
Царская казна
Примерно в это же время из-за ухудшающейся ситуации как на внешнем, так и внутренних фронтах, Владимир Ленин поручил подготовить к эвакуации золотой запас из Казани. Однако неразбериха и медлительность революционных властей привела к тому, что в августе 1918 года золотой запас Российской Империи был захвачен вошедшими в Казань белогвардейскими частями под командованием полковника Владимира Каппеля.
«Трофеи не поддаются подсчёту, захвачен золотой запас России в 650 миллионов…», – говорилось в радиограмме Каппеля после захвата Казани.
Отправленный в Сибирь по железной дороге состав с имперским золотом прибыл в захваченный чешскими войсками Петропавловск в конце августа 1918 года. Там он пробыл на станции до середины сентября, после чего поезд отправился в Омск.
Однако к ноябрю 1918 года оказать сколь бы то ни было серьёзное влияние на ход боевых действий золотые запасы уже не смогли. Германия потерпела поражение, а Красная армия, лишившись внешнего врага, окрепла и сосредоточилась на подавлении контрреволюционных элементов внутри страны. Спустя год отчаянного сопротивления Колчак был выдан Красным и впоследствии расстрелян в Иркутске. В обмен на сдачу мятежного адмирала чехам позволили покинуть территорию России через дальний восток.
А захваченное золото было передано в руки новых властей, однако не в полном объёме. Именно с этого момента и берёт своё начало одна из главных легенд северного Казахстана.
Два вагона
По неподтверждённым данным, именно во время стоянки в Петропавловске государственная казна Российской империи оскудела на 150 тонн золота.
Впоследствии народный комиссариат финансов РСФСР в июне 1921 года составил справку, из которой следует, что за период правления адмирала Колчака золотой запас России сократился на 235,6 млн рублей или на 182 тонны золота. В некоторых ящиках, где некогда хранились золотые слитки, оказались кирпичи и камни.
Владимир Карцев, предприниматель, и, как он себя называет, краевед-любитель, не раз выезжавший в экспедиции по истории северного Казахстана, убеждён, что история с золотым поездом не до конца раскрыта.
«Если бы не Петропавловск, такой страны как Чехословакия не было», – убеждён краевед.
По словам Карцева, в Петропавловске от колчаковского золотого поезда были отцеплены два вагона.
«Здесь же его давно ищут. И одиночки приезжали, и целые экспедиции, ещё с советских времён. Одни говорят, что закопали его под башней, другие рассказывают, что всё богатство увезли в район деревни Айыртау. Но, куда именно оно подевалось, за эти годы никому узнать так и не удалось. Но я почему-то считаю, что сейчас искать его бесполезно. Все, что пропало, увезли с собой чехи».
По словам Владимира, сразу после окончания гражданской войны и отправки домой легионеров, в Чехии открылось несколько банков, чьими учредителями как раз и стали бывшие солдаты чехословацкого корпуса, квартировавшиеся в Петропавловске.
Вместе с тем, среди конспирологов и искателей сокровищ ходит легенда, что золото из города так никто и не вывез, а всё похищенное по-прежнему находится здесь под одной из главных достопримечательностей – водонапорной башней.
О башне, о грабежах и легенде можно прочесть по ссылке. А если не хотите пропустить другие интересные истории, то подпишитесь!