Найти в Дзене

Ураган не повод отменять шоу, в колонии тоже весело: удивительные истории из жизни клоунов

    Клоун должен уметь все. Фото: Владивостокский государственный цирк
Клоун должен уметь все. Фото: Владивостокский государственный цирк

Кто-то их боится, а кто-то при одном только виде заливается от смеха. Представители этой профессии стали кем-то вроде музы для писателей книг ужасов. Их одновременно любят и ненавидят. Речь идет о клоунах. Мы поговорили с братьями Денисом Банниковым и Денисом Ющенко, которые выбрали этот творческий путь. Они поведали нам о стереотипах, связанных с этой работой, забавных случаях с представлений, как совмещать работу и семью, чем отличается приморская публика от заграничной.

ОТ УЧИЛИЩА ДО ИТАЛИИ И ДАЛЬШЕ

Провести интервью с артистами решили прямо во Владивостокском государственном цирке, они проводили корреспондента в самое сердце - к манежу и строго-настрого запретили садиться к нему спиной. Нельзя - примета плохая. Без грима, в простой одежде и тапочках (такими вы их никогда не увидите на представлении), так по-домашнему рассказали про свою яркую и необычную работу.

- Поделитесь вашей историей, как вы решили стать клоунами?

Денис Ю: Отец постарался, цирковая история началась с него. Он работал коверным, то есть клоуном, а мы, так сказать, рожденные в опилках, последовали за ним и продолжаем его дело уже 22 года.

- И неужели не тянет в другую профессию?

Денис Ю: Радовать зрителей можно всю жизнь, главное, чтобы ты был востребован. Нужно как можно чаще менять свой репертуар. Мы обновились недавно, полтора города (да, вы не ослышались. У артистов время измеряется городами) назад. Перед тем как приехать во Владивосток, наша труппа выступала в Кемерово и Новосибирске.

Денис Б: Нам очень сильно нужна была другая реприза. Директор предложил сделать патриотичный номер, родилась идея столкнуть между собой героев, которые решают под какую музыку танцевать круче русскую или зарубежную. Спойлер: балалайка победила.

- Где можно отучиться на клоуна?

Денис Б: Например, в Московском цирковом училище имени Румянцева (Карандаша).

Денис Ю: Папа наш начинал работать с Румянцевым. А когда Юрий Никулин снимался в «Бриллиантовой руке», отец вместе с Михаилом Шуйдиным отрабатывал «никулинские» репризы. Заменял его, пока Юрий был на других съемках.

Денис Ю: Хочу рассказать предысторию. Когда наш отец был в Риме, он загадал желание у фонтана де Треви - побывать здесь еще раз, но уже со своими сыновьями. Работать всей семьей. Все сбылось. Когда он поделился с нами этим прямо на том самом месте, у нас мурашки прошли по коже.

Да и у нашего корреспондента тоже от таких историй. Артисты рассказали, что проработали в Италии два года, затем вернулись в Москву, добились своего и все-таки получили дипломы, а потом устроились в Российскую государственную цирковую компанию.

Денис Б: Мы проходили обучение именно в этом училище, но не закончили его буквально на последнем курсе, уехали с отцом работать в Италию. Нам даже довелось встретиться с Папой Римским.

    Денис Ющенко. Фото: Владивостокский государственный цирк
Денис Ющенко. Фото: Владивостокский государственный цирк

ЦИРКОВАЯ РОМАНТИКА

- Отличается ли русский зритель от иностранного?

Денис Ю: Почему-то иностранцам больше «заходят» пошловатые шуточки. Побить, ударить - очень сильно с этого смеются. Наш зритель, как мне кажется, более искушенный.

- Как клоуны устраиваются на работу? Вряд ли тут достаточно показать диплом?

Денис Ю: Нужно записать на видео свою работу, отправить кадры московской комиссии и ждать ответа.

- Переходим к плюсам и минусам профессии. С чего начнем?

Денис Ю: Предлагаю обобщить. В молодости одни плюсы. Путешествия, новые знакомства, интересы, зрители, огромное количество впечатлений. Из минусов - упаковка и распаковка реквизита, а также личных вещей. А я человек семейный, сына тоже нужно собрать в дорогу.

Денис Б: Когда ты становишься старше, хочется стабильности, а постоянные переезды тебе этого дать уж точно не могут. Но плюсы перебивают минусы в любом случае. Да, из-за ограничений и санкций стало меньше поездок в Европу, зато мы объездили всю нашу красавицу Россию. А во Владивостоке мы уже четвертый раз, город все краше, как и цирк.

    Денисом Банников. Фото: Владивостокский государственный цирк
Денисом Банников. Фото: Владивостокский государственный цирк

СТЕРЕОТИПЫ

- После романа «Оно» американского писателя Стивена Кинга, клоун стал ассоциироваться не только со смехом, но и кошмаром. Вы сталкивались с подобным стереотипом?

Денис Ю: Мы за всю карьеру не слышали никогда, что нас боятся. Понятное дело, если на представление родители придут с полугодовалым малышом, он может заплакать. Но уж точно не из-за нас. Ведь цирк - это шум, музыка, яркий свет, большое количество людей. Мое мнение - такие детки еще не готовы к подобным представлениям.

Денис Б: Знаете, говорят: «Кто в армии служил, тот в цирке не смеется». Это я к чему, мы даже военных веселим, но уж точно не пугаем. Нас приглашали в госпиталь к нашим бойцам, все остались довольны, смеялись. Хотя, казалось бы, зачем им цирк после СВО, но мы нашли контакт. А что касается работы с юными зрителями, мы к этому подходим с осторожностью, не хватаем их за руки, не тащим на сцену, все по желанию.

    Дети артистов не боятся. Фото: Владивостокский государственный цирк
Дети артистов не боятся. Фото: Владивостокский государственный цирк

ТАКОЕ МОГЛО ПРОИЗОЙТИ ТОЛЬКО В ЦИРКЕ?

Клоун - профессия не из простых. Эти люди - разножанровые артисты, которые должны уметь все. Жонглировать, ходить по канату, делать трюки и так далее. Более того, нужно правильно настроиться на работу. Тут у каждого свой подход. Это серьезный труд, не получится просто выйти, помахать руками зрителям и улыбнуться. Бывают случаи, когда они выкладываются на полную и не получают отдачи из зала, это тоже немного выбивает из ритма. Но как ранее говорили артисты, все-таки ярких воспоминаний куда больше. Денис Банников поделился одним из них.

- Это случилось в Риме. Мы отрабатывали акробатический номер, тут поднялся ураган, а мы, чтобы вы понимали, находились не в помещении, а в шатре. Люди повставали с мест, побежали сломя в голову, а мы продолжали представление. Мне это напомнило сцену из Титаника, когда шикарный лайнер шел ко дну, а музыканты продолжали играть до последнего.

БОЛЬНИЧНЫЕ КЛОУНЫ

Да уж, на какой работе еще придется улыбаться под шатающимся из стороны в сторону шатром из-за урагана? Но по словам братьев, есть все-таки в их работе моменты, которые даются именно морально тяжелее - выступления в больницах перед онкобольными детьми.

Денис Ю: Это специализация не наша, в принципе. Для такого труда есть именно больничные клоуны - профессионалы своего дела. Когда мы столкнулись с этим, поняли, что не готовы плотно работать в подобной сфере. К тому же репертуар у нас не самый подходящий, он для большой сцены.

Денис Б: Кстати, удивлю вас, но мы когда-то ездили с цирковой программой даже в колониях. Достаточно необычный опыт.

ВЫ ИЗ ЦИРКА?

- А как реагируют новые знакомые. Когда вы рассказываете, кем работаете?

Денис Ю: В основном удивляются. Но был у меня случай, мне нужно было поменять права, я пошел на прием к психологу. Он смотрит в медкарту, потом на меня, опять в карту. «В цирке работаешь?» - спрашивает, отвечаю - да. Объяснил свою реакцию тем, что впервые у него на приеме кто-то из этой сферы. «А какое направление?», - следует вопрос. Клоун. Ну тут он и залился смехом. Ничего не сделал, а настроение человеку поднял.

- Когда клоуны выходят на пенсию?

Денис Б: Как и все, после 60. Но, если это гимнастика и акробатика, чуть раньше.

- Клоуны на самом деле грустные люди?

Денис Ю: Это все очень индивидуально. В молодости я был настоящий весельчак. Сейчас более серьезный.

Денис Б: Наш папа всегда говорил, что клоун - это не профессия, а состояние души. И мы, когда выходим на манеж, выкидываем из головы все лишнее. Наша главная задача на время представления - нести радость людям.

Автор: Екатерина МАКСИМОВА