Краткая история моих взаимоотношений с плёнкой или почему этот полоумный, имея две полнокадровые тушки в рюкзаке страдает анахронизмом [Осторожно, длиннопост]
Вообще, если говорить именно за осознанную съёмку на плёнку, то я, можно сказать, из "новообращённых". Да, где-то в нулевые щёлкал на мыльницу, но с чисто бытовой точки зрения, point-and-shoot, как говорится. Освоить отцовский Зенит-Е помешало плоховатое зрение и отсутствие диоптрической насадки (которую неизвестно где надо было искать, на дворе нулевые, всяких авито ещё не было).
А вот перед самым выпуском из универа что-то меня побудило сменить свою пятилетнюю мыльницу Sony DSC-W30 на что-то более серьёзное и подойти к процессу с научной точки зрения. Этим "посерьёзнее" стал Canon EOS 600D. Комплект с двумя китами 18-55 и 55-250. Аппетит приходит во время еды и уже через год у меня появляется возможность взять себе Canon EOS6D и сразу к нему кит - 24-105 f/4L IS USM (и это единственное стекло, которое осталось у меня с тех времён), где-то в промежутке ещё купил Sigma 50/1.4 EX DG. А уже году в 2014, когда наша лаба переезжала в новое здание, я ухватил старый Зоркий-4, который в противном случае отправился бы на свалку за ненадобностью (раньше он использовался с приставкой к микроскопу, в лабе была тёмная комната, в которой до кучи обнаружилась бобина просроченной лет на 30 ч/б киноплёнки, впрочем, кем-то уже вскрытой и засвеченной). Коллега нашёл у себя Индустар-61, я радостно прикрутил его на камеру, купил ролик плёнки и попробовал. В то время (действие происходило в Новосибирске, в Академгородке) в местном ТЦ работала лаба, в которой и продавали и проявляли и сканировали, так что проблем не возникло. Меня довольно сильно удивил факт, что железка, которая чуть было не отправилась на помойку, оказалась способна снимать гораздо лучше мыльниц 90-х и 00-х.
Зоркий-4. Индустар-61, Fuji Superia 400, Скан на минилабе Noritsu.
Камера, впрочем, оказалась не без косяков по механике и через, буквально, пару месяцев на eBay был куплен Canon EOS 500N. Просто потому что обошёлся в 20 фунтов с доставкой и просто потому что у меня уже были объективы на Canon. Конечно, после общения с советскими камерами и цифровыми кэнонами я испытал лёгкий культурный шок. В том плане, что люди там, на Западе, в 90-е и 00-е снимали не на Зениты и Зоркие а вот на ЭТО.
Вот, кстати, параллельно появилась в коллекции Tokina 17-35 f/4. Классный ширик, кстати. Пусть с шумным моторчиком, но для сверхширика пойдёт, там фокусироваться-то не шибко много надо. В этом куске пластика (а это камера откровенно начального уровня - даже байонет пластиковый) был и адекватный экспонометр и автофокус с тремя крестовыми точками (в 6D - всего одна, кстати... из 11) и, в общем-то, всё что душе угодно. А User experience оказался не сильно отличным от камер цифровых. Появилась уверенность, что загружая катушку на 36 кадров, на выходе получишь 36 кадров. Только если сам что-то не зафакапишь.
Canon EOS 500N, Tokina 17-35 f/4, Kodak Ektar 100, Скан на Noritsu
Чуть позже, но в этом же году, прознал я про средний формат и про то, что плёнка позволяет его попробовать не расставаясь с миллионом-полутора рублей. На том же eBay за 200 баксов купил самую первую Mamiya 645 со стандартным стеклом 110/2, 8... Которое оказалось с плесенью (описание надо читать внимательно!). В итоге пришлось ещё отдельно заказать такой же объектив, но чтоб без плесени... и с довеском в виде 55/2, 8. 120 плёнки на обработку в ТЦ уже не принимали и пришлось обращаться в Lighthouse Studio. Там же, в Новосибирске.
Mamiya 645, Sekor C 55mm f/2, 8N, Fomapan 200, Скан не помню на что, тонировал в Lightroom.
Но ребята в Lighthouse работали в основном на коммерсов, которые бомбили свадьбы на плёнку и принимали заказы по всей стране. Поэтому получалось очень долго (плюс выбраться из Академа до центра - тот ещё подвиг) и ни разу не бюджетненько. Поэтому... я освоил ещё и самостоятельную проявку. Заказал химию и бачок, начал курить мануалы. После того, как всё было в сборе, остался на работе наподольше и там провёл таинство получения картинок. Ощущения, когда делаешь это в первый раз, достаёшь спираль после промывки, вытаскиваешь плёнку и... КАРТИНКИ! Никакой цифры, чистая химия! Восхитимся же теми людьми, которые всё это придумали (ибо если почитать теорию и историю, то голова закипать начинает - это ультрахитрожопая химия!)
Самый первый проявленный ролик) Тот самый кадр с мышью.
Потом там же, на работе, заметил, что в соседней комнате стоит сканер Epson V600. Как раз со слайд-модулем под 120 плёнку. Немедленно испросил разрешения попользоваться и заверте... Также освоил ручную проявку С-41. Это оказалось не так сложно, но за температурой надо следить.
Mamiya 645, Sekor C 110/2, 8N, Kodak Portra 160, Самопрояв, Epson V600. Фокус вышел из чата.
А потом я уволился из института и ушёл из аспирантуры. Поискал работу в Новосибирске. За это время разжился слайд-сканером Plustek Opticfilm 8200i и занялся оцифровкой домашних архивов, попутно расправляя пролежавшие скрученными по 20-40 лет плёнки в сливеры, да принимая подряды на сканирование от бывших коллег. Plustek, кстати, даёт разрешение на порядок лучше планшетников, типа Epson V600, в принципе сопоставимо с теми же Noritsu. А потом... продал и камеру (сестре своей хорошей подруги - она на кинооператора училась и им нужно было) и сканер... избавился от малого формата, так сказать.
Автор сих строк с отцом, совсем ещё шкет, год 94 или 95. Зенит-Е, Гелиос 44-2, плёнка - хз, скан на Plustek Opticfilm 8200.
Вернулся в родной Ярославль, нашёл новую работу и скатался на полгодика в командировку в Китай. По итогу сканера нет, но есть реактивы для ч/б... Попробовал переснимать негативы через макрушник EF 100mm f/2.8L IS USM. Самой сложной задачей оказалось равномерно подсветить плёнку. В итоге родилась монструозная конструкция с самопальным держателем, пилотной лампой для наводки на резкость и вспышки с софтбоксом в метре за держателем.
Mamiya 645, Sekor C 55/2, 8N, Ilford Delta 100, Пересъём с макрообъективом.
В 2017 году я был не особо активен в этом плане. Несколько плёнок я поленился обрабатывать и сканить сам (точнее переснимать), поэтому отправлял всё в лабораторию "Среда" в Москву. Там же с коллегой заказали оптическую печать одного из кадров с нашего пикничка. 30х40см. Это было очень дорого (рублей 700 за отпечаток), но оно того точно стоило!
Mamiya 645. Sekor C 110/2, 8, Portra 160, Скан лаборатория "Среда".
Mamiya 645. Sekor C 110/2, 8, Ilford Delta 100, Скан лаборатория "Среда".
Впрочем, надо было обретать полную самостоятельность, потому что опять же - пересылка, время на обработку и т.д. долго. Ну и сам процесс проявки и сканирования, на самом деле, не менее интересен, чем, собственно, съёмка. Так появляется ощущение полноты контроля над процессом. Поэтому, в начале следующего года я покупаю Mamiya 645 Pro с Sekor C 80/2.8 в довесок. Эта камера уже имеет полностью модульную конструкцию и сменные плёночные задники, коих у меня было два. Так что можно было держать одновременно заряженными 2 плёнки (например, цвет и ч/б), тогда же был куплен сканер Epson V550. В принципе, с учётом того, что малого формата у меня на тот момент не было, его было вполне достаточно - со среднего формата картинка получается вполне сносная. Ну и цвет... куда же без него. Реактивы также были закуплены.
Mamiya 645Pro. Sekor C 80/2.8, Portra 160. Самопрояв, Epson V550.
После 2018 меня стала одолевать работа, которой становилось всё больше и больше и стало как-то не до хобби... Кроме того, в 2019 году я сдал на права на мотоцикл и понеслось. О том, что фото и мото можно неплохо совмещать (в плане доставки себя на место съёмки) я ещё для себя не открыл. В общем... по итогу и эту камеру я в 2020 году продал. И остался совсем безплёночным на долгих три года, за которые успел жестко заработаться, выгореть и всё такое нехорошее. Апофеозом страданий стал 2021 год, разгар эпидемии, а я вакцины штамповал, торча на работе по 15 часов в день. Кончилось всё тем, что я опять сменил место работы. И страну до кучи.
Переехав в Германию в конце 2021 года я обнаружил, что тут, вообще-то, есть что посмотреть... и что поснимать. Ну и что о work-life balance забывать не стоит... хватит нам 2021 года. В общем, потихонечку снова начал снимать. На цифру, конечно же... шестёрка от меня никуда не делась. Потом, под конец года докупил R6MII. Камера просто бомбезная, способная сделать нормальный снимок с рук, буквально при свете свечи. В общем, инженерный шедевр. Но, видимо, на Рождество в Голландии я съел что-то не то и довольно быстро потянуло меня обратно в плёночную тему. Притом накрыло резко... возможно, после посещения комиссионки в Амстердаме, где за вполне приличные деньги удалось заполучить себе линзу, которую давно хотел, да всё руки не доходили: EF 70-200 f/4L. Там на витрине было много всего интересного.
В общем, сразу после нового года, немного обмозговал и стал смотреть, что можно прикупить. Конечно, хотелось бы средний формат. Так, что там, Mamiya 645Pro... Тыща евро с 80/2.8... Mamiya 645 AF... две линзы 80 и 55... 2 тыщи евро. Знаете... а что-то уже и не хочется средний формат... Сколько под него сканер стоит? Plustek 120... 2, 5 тыщи евро. Не, совсем что-то не хочется. Придётся жить с малым форматом. Ну, вроде как, на Canon 500 вполне себе приятно было снимать (да, конечно, объём кадра не тот... но, блин, дорого капец! Ценник за 5 лет в 2 раза подскочил!). Что там в малом формате? Смотрю на полку, на которой стоит 5 EF линз... выбор, в общем-то сделан. Это должен быть Canon EOS... в общем, там в самом начале поста спойлер был. EOS 3 я купил. Тоже, блин, за конские 300 евро. В 2018 их за 100-150 отдавали. Тут, правда, с бустером отдали. Бустер выполняет две вещи - позволяет расстреливать катушку плёнки за 6 секунд и, до кучи, питать камеру от обычных пальчиковых батареек (ажно от 8 штук). Первое нонче не требуется совсем (ну кто сериями стреляет на плёнку?), второе - да... но... с пристёгнутым бустером это такой кирпич! В общем, это была одна из последних плёночных моделей Canon. Фактически венец творения - до 7к/с (в зависимости от бустера), следящий автофокус, 45 точек фокусировки (5 или 7 - крестовые, этот модуль на первых цифровых копейках стоял, как и на последей про плёночной - 1V). Размеры и масса - как у цифрового пятака... или пядвака. Эргономика? Ну... на то, чтобы разобраться где что крутить у меня ушло целых 25 секунд. Логика управления и расположение основных органов управления на этих камерах перекочевали на цифру и там, в общем-то, не сильно за 20 лет изменились. Даже держа в руках R6MII преемственные черты заметны. Но о камере как-нибудь потом. С химией тоже довольно быстро разобрался - полчаса на амазоне и в течение трёх дней каждый вечер на пороге ожидает посылочка или две - плёнка, химия, набор посуды для проявки и, наконец, сканер - теперь Plustek 135i (постоянно упоминаю их потому, что их до сих пор делают). Приехала цветная химия, осталось дождаться точного термометра. В общем, вооружаемся, ждём нормальную погоду, весну... И вперёд!
Ну а первые опыты или, скорее, восстановление навыков получились такими...
Canon EOS3, EF 70-200 f/4L, Agfa APX 100, Plustek 135i.
Canon EOS3, EF 70-200 f/4L, Agfa APX 100, Plustek 135i.
Canon EOS3, EF100mm f/2.8L Macro IS USM, Agfa APX 400, Plustek 135i.
Canon EOS3, EF50mm f/1.8 STM, Agfa APX 400, Plustek 135i.
Также стоит отметить, что STM, IS объективы - всё работает корректно. Даже неродная вспышка под E-TTLII и та вполне чётко отрабатывает (но не все функции - HSS и передача фокусного расстояния для зуммирования вспышки не работают, а вот все поправки, значения диафрагмы и вторая шторка - работают).
Да, я не упоротый сектант (хотя, после прочтения всего вышенаписанного может сложиться такое впечатление), цифру я тоже котирую, вот, например...
Зустенпасс, Швейцария. Canon 6D, EF24-105 f/4L, панорама.
Читайте также.