Друзья! Сегодня я хочу поделиться с Вами своим восторгом от посещения одного очень древнего здания, находящегося в районе Вефа, буквально на задворках одной из красивейших достопримечательностей Стамбула мечети Сулеймание. Это здание бывшей византийской церкви, которая в настоящее время является действующей мечетью Вефа, или как ее еще называют Килиси джами.
Расположено здание на пересечении Molla Şemmsettin Cami Sk, Vefa Cd и Müşküle. Район, надо сказать, еще тот.
Развалины, стройки, сараи, ощущение, что находишься уж никак не в центре современного мегаполиса, да еще в самой старой и туристической части.
А вот эта картинка вообще так и просит фотошопа.
Мне очень хотелось подрисовать в окне какой-нибудь полупрозрачный силуэт. Вот так и рожаются байки о приведениях.
Ну а вот эта картина?
Такое ощущение, что компания котов что-то тут охраняет. А может это только для вида сарай, а?
Однако несмотря на такой колоритный вид место имеет-таки свое очарование, бродить здесь совсем нестрашно, и стоит только повернуть за угол, как тут же перед вами улица с вполне приличными отелями, экскурсионными бюро, сувенирными магазинами.
Для того чтобы написать эту статью мне пришлось наведываться сюда дважды. Когда я приехала в первый раз двери здания были наглухо закрыты. Я внимательно осмотрела доступную часть экстерьера, расстроилась, что, скорее всего, внутрь попасть не получится, и уже было собралась восвояси, но решила зайти в находящейся недалеко центр изучения иностранных языков. Дай, думаю, поспрашиваю местных жителей о том функционируют ли эта мечеть, и можно ли когда-то ее осмотреть. Особых надежд я не испытывала, ведь все выглядело таким «нежилым», а на минарете даже динамиков не было, поэтому, когда вся округа огласилась призывам к молитве, а в мечети так никто и не появился, я подумала: «ну все, закрыто всерьез». Так вот, зайдя в языковой центр, я спросила сотрудников о том знают ли они что-то о здании. Мне рассказали, что мечеть действующая, но открывается она только в определенное время, один из работников центра даже дошел со мной туда, за что ему огромное спасибо, не ожидала, такой отзывчивости, но видимо люди очень любят это место и ценят его, поэтому интерес к нему, был им приятен. Убедившись, что все на замке, мой провожатый порекомендовал приехать в пятницу, когда здесь точно проходят богослужения и можно попасть вовнутрь. Однако по пятницам я, как правило, бываю занята, поэтому случай представился аж через месяц. И вот вчера я наконец в это прекрасное здание попала и как следует его осмотрела. А посмотреть, поверьте, есть на что, как снаружи, так и внутри.
Но, обо всем по порядку.
Как всегда первейший источник сведений о том или ином византийском памятнике в Стамбуле для меня путеводитель Иванова. Мне тут как-то писали, что к этому источнику есть некоторые вопросы. Спорить не буду, но путеводитель один из немногих, где достаточно хорошо описываются объекты, связанные с ними события и люди.
Итак, по имеющимся сведениям, строительство здания завершилось в 20-х годах 14 века, однако основная часть здания была построена раньше, в 11-12 веках. Несмотря на то, что здание не сразу обрело свой конечный вид, смотрится оно внешне достаточно гармонично.
Т.е. тут подход, когда все внимание было только к внутреннему пространству, а внешне, «что выросло то выросло», не практиковался. Самый яркий пример такого планирования зданий это св. София.
Иванов пишет, что, скорее всего, это была главная церковь женского монастыря Богородицы Твердого Упования. Монастырь этот, говорят, имел совершенно особый статус, а его настоятельница пользовалась особыми привилегиями и была наделена особым статусом. Одна из его настоятельниц была августейшей особой, а другая, носившая имя Феодоры (может быть, в связи с этим до сих пор церковь называют то Федороской, то св. Федора, кстати, под последним названием здание фигурирует в гугл картах), так вот настоятельница Феодороа вообще не подчинялась патриарху, и даже могла на монахинь епитимьи налагать. Устав у монастыря был строг, монахини не могли выходить в город, и даже встречаться на территории монастыря с родственниками могли только в особом порядке и в определенное время.
Начнем осматривать экстерьер здания с крыльца и фасада экзонартеса.
Надо сказать, что в настоящий момент здание полностью отреставрировано, расчищена кладка, отчетливо видны мраморные панели с изображением христограмм и крестов,на фасаде, также можно любоваться резными капителями полуколонн справа и слева от входа.
А между тем, судя по фото в сети, еще несколько лет назад все было совсем иначе. На этих фотографиях здание было не в самом лучшем виде. Но теперь все выглядит очень ухожено. Не попадая во внутренний двор, получится осмотреть только фасад экзонартекса и более-менее подробно кусочек южной стороны.
В остальном же обзор перекрыт ограждениями. Тем не менее, даже при условии такого обзора здание выглядит просто игрушечным, эти волнистые куполочки, очень хорошо вписывающейся в общую картину минарет. Я все гадала как так его смогли сделать настолько гармоничным по отношению к общему виду здания, а оказывается это бывшая колокольня, немного перестроенная. А почему отсутствуют динамики я поняла, когда попала во внутрь, и рассматривала экзонартекс бывшей церкви, пока внутри проводили богослужение, так вот, дело в том, что в этой мечети не включают запись и не пользуются микрофоном, а служитель призывает верующих так, своим голосом. И, честно говоря, звучало очень красиво.
Архитектура здания по стилю очень напоминает монастырь Пантократора, или Гуль Джами, все те же ниши и полуколонны. Во дворе видимо еще продолжаются раскопки, здесь находятся руины каких-то строений, видимо оставшихся от построек монастыря, а также мраморные обломки, капители.
Именно со двора можно отлично рассмотреть восточную часть здания.
С юга во дворе находится фонтан для омовений,
а под навесом на крыльце можно увидеть вот такие осколки плит и базы колонн.
Теперь давайте наконец войдем вовнутрь. Самое интересное находится именно в экзонартексе. И это интересное- мозаики палеологовского периода в двух куполах и софитах окон.
Но сначала предлагаю рассмотреть планировку и элементы помещения. Здесь имеется два ряда окон,
а также помещение украшают мраморные ранневизантийские колонны, в северной части находится пристройка к основному зданию,
имеющая второй этаж, лестница конечно закрыта.
На первом этаже пристройка остеклена и через нее можно рассмотреть двор, правда стекло сильно треснутое.
Вход в пристройку обрамляет вот такая «коробка» из зеленого мрамора между двух колонн.
На входе в нартекс также установлены колонны и мраморное обрамление ворот, на сей раз белого цвета. Как видите все колонны по стилю разные.
Под вторым радом окон, также как и с наружи, на плитах имеются изображения.
Теперь перейдем к уцелевшим мозаикам.
Самый полный цикл их сохранился в южном куполе экзонартекса.
Здесь изображена Богоматерь с Младенцем в центре и Библейские Цари над окнами в куполе, также хорошо сохранились орнаменты в софитах окон и на куполе.
А на окне с южной стороны сохранились и мозаичные украшения софитов. Очень красиво!
На более ранних фотографиях изображения еще не были так хорошо очищены, а сейчас ими можно любоваться.
Переходим к центральному куполу в экзонартексе.
Здесь мозаики не сохранились в таком полном виде, однако фигуры святых вся равно видно,
да и радужный круг в центре очень красивый, а когда светит солнце он просто играет!
Какое же чудо, что мозаику удалось извлечь, пусть даже и в таком виде.
В третьем куполе, к сожалению, сохранились только кусочки орнамента в софитах окон.
Теперь заглянем в нартекс, здесь стоит мраморная емкость для воды.
А из нартекса попадаем в основной зал мечети.
Здесь из первоначального убранства практически ничего нет.
Поэтому можем рассмотреть только конфигурацию помещения.
В аспиде видим заложенные окна, все те же ниши и арки, что в Пантократоре.
Центральный купол сидит на невысоком барабане, в софитах его окон также сохранилась мозаика.
Вот такой я увидела Килиси Джамии, бывшую церковь Твердого Упования.
Скорее всего туристу, с ограниченным временем пребывания в городе, в это место попасть будет проблематично, но, если будете где-то рядом, очень рекомендую осмотреть здание хоть снаружи, получите удовольствие.