У нее было старинное красивое имя, но подруги называли ее Тали, и ей нравилось это звонкое, как весенняя капель, слово. Она легко и хорошо училась, но случались и тройки , и тогда она улыбалась : "Переживем!" . Улыбалась она и усталой , вечно спешащей учительнице. Но Анну Сергеевну совсем не трогали ее улыбки.
--Какая легкомысленная эта Ваша Тали,--с раздражением говорила Анна Сергеевна Нине Дмитриевне, классной руководительнице 10 "Б".--Я вчера рассказывала про теорию Раскольникова, а она улыбалась!
--Ну, не теории Раскольникова улыбалась, --мягко возражала Нина Дмитриевна. --Задумалась о чем-то. Неординарная девочка! Мечтает о фотожурналистике.
--А что она умеет фотографировать? Щенят ? Новые прически подружек?
--Пройдет время, повзрослеет, появятся новые темы...
Анна Сергеевна с сомнением покачала головой... Ей вспомнился солнечный осенний день . Анна Сергеевна спешила в школу ко второму уроку. Кленовые листья, как кружевные вееры , летели ей навстречу.
Анна Сергеевна думала о своём. Лёвушке три года, с ним становится непросто...А мама стала уставать. Нужно поберечь ее и отводить Лёвушку в садик, хотя бы на три дня в неделю. Начнутся больничные, а значит, и замечания на работе. А у нее выпускной класс...
Белый шерстяной комок со звонким лаем подкатился к ногам Анны Сергеевны. "Арто, назад!" --позвали со школьного крыльца.
Анна Сергеевна увидела Тали и ее подружек. " Какой хорошенький! Какой хорошенький!" --вопили девчонки , а Тали нажимала кнопку своего "Фэда" .
--Анна Сергеевна! Здравствуйте! С Новым годом! --закричали девочки.
Анна Сергеевна не удивилась этим словам. Всем известно, что у учителей Новый год начинается в сентябре. Она приблизилась к своим ученицам.
--Почему не в школе? --строго спросила Анна Сергеевна.
--А у нас урок отменили!--сияя улыбкой , сообщила ей Тали . --Полине родители подарили пуделя. Такой славный !
Понятно. Устроили фотосессию пуделю. Конечно, славный. Такого снимать легко и приятно. А почему бы Тали, если она мечтает стать фотожурналистом, не сделать репортаж об одиноких , бездомных собаках, вон их сколько в Иркутске! Впрочем, чтобы сделать такой материал, нужны усилия души...
Анна Сергеевна уже хотела пройти в школу. Но Тали все с той же блаженной улыбкой предложила :
--А можно мы Вас сфотографируем ? На фоне школы? Улыбайтесь!
Мало им пуделя !
--Спасибо. В другой раз, --сухо сказала Анна Сергеевна.
Наступила неловкая пауза. Тали , широко раскрыв глаза, с удивлением смотрела на учительницу. Анне Сергеевне захотелось сказать этой легкомысленной девчонке, что человек не пудель! И не может быть готов к съемкам в любую минуту. И улыбаться по заказу тоже не может.
Но тут звонкий мальчишеский голос позвал кого-то по имени. Тали обернулась на этот крик...
Быстро промчалась осень . Наступила зима, а в жизнь Анны Сергеевны пришли испытания. Попала в больницу мама...Анна Сергеевна теперь сама по утрам отводила Лёвушку в садик. Рано утром она начинала звонко кукарекать и приговаривать : "Дети, в садик собирайтесь, петушок пропел давно!" . Лёвушка не хотел в садик. Он делал из одеяла сугроб и прятался там, но поиграть с мамой так, как с бабушкой он не мог...Мама спешила...
Упаковав Лёвушку в комбинезон и положив тетрадки в рюкзак , Анна Сергеевна отправлялась в путь. До садика они доходили быстро, но потом начинались сложности. Дверь в Лёвушкину группу была закрыта. Воспитательница Зоя Викторовна появлялась поздно. Анна Сергеевна начинала нервничать : она опаздывала на работу.
--Вы не могли бы приходить на 15 минут пораньше? --спрашивала Анна Сергеевна Зою Викторовну. --Я на работу опаздываю.
--Чего это ради Вас одной я должна раньше приходить?--недовольно фыркала Зоя Викторовна.
--Но ведь Ваш рабочий день начинается с семи утра, --возражала Анна Сергеевна.
--Ваш рабочий день может начинаться хоть с четырех утра! --язвительно говорила воспитательница. --А я буду приходить как мне удобно!
Анна Сергеевна молчала. Ее рабочий день и так начинался в 4 часа утра : вечером на проверку тетрадей не хватало ни времени , ни сил. Она наспех раздевала Лёвушку, хватала свой рюкзак и начинался марш -бросок. Сокращая путь, Анна Сергеевна бежала через сугробы, через железнодорожные пути, через стройку... Уроки начинались в 8.30, а Анна Сергеевна влетала в школу в 8.35. Сердце колотилось где-то в горле. Еще на первом этаже она слышала крики пятаков ( именно так в школе называют пятиклассников). Она забирала ключ из шкафчика , взбегала на пятый этаж...Из соседнего кабинета , цокая каблучками, выходила молодая математик Светлана Марковна. Она долгим насмешливым взглядом смотрела на встрепанную коллегу , а один раз даже погрозила ей наманикюренным пальчиком...
--Ну, голубушка, долго это будет продолжаться ? --спрашивала завуч Ольга Самсоновна. --Долго школа будет по утрам слушать вопли Ваших учеников? Выговор ждёте?
--Ольга Самсоновна, поменяйте мне, пожалуйста, расписание. Я могла бы приходить ко второму уроку и не опаздывать.
--Ради Вас менять расписание всей школе? Вы понимаете, как это сложно?
Анна Сергеевна понимала . В школе все в одной связке. Конечно, можно было попросить кого-то из учителей брать ключ и впускать пятаков в класс . Шуму бы было меньше . Но... Кабинетов в школе не хватало, и Анна Сергеевна, словесник , вела уроки в классе биологии. Самым ценным предметом там был скелет , дорогое наглядное пособие, приобретенное школой. "Аня, ты за этот скелет отвечаешь головой. И зарплатой!"--предупредил ее директор. Если пятаки останутся одни в кабинете, они непременно начнут разбирать скелет...И марафон Анны Сергеевны продолжался.
Как-то раз она , как обычно опаздывая, вбежала в школу...Тишина... Анна Сергеевна рванула дверцу шкафчика--ключа не было. " Они в кабинете. Разбирают скелет ", --в отчаянии подумала Анна Сергеевна. Не помня себя , она взлетела на пятый этаж , вбежала в кабинет... Скелет был цел. Пятаки, в своих аккуратных формах похожие на пингвинов, сосредоточенно сопя, записывали тему урока. Тали улыбнулась навстречу учительнице , забрала у нее тяжелый рюкзак с тетрадками ,отдала ключ... "Спасибо тебе ", --удивленно и растроганно поблагодарила Анна Сергеевна. Тали опять улыбнулась и вышла из кабинета : и у нее шли уроки.
С этого дня Анна Сергеевна уже не бегала по сугробам . У нее появилась надежная помощница. А там и маму подлечили и выписали из больницы. Жизнь вошла в привычную колею.
В последний день июня Анна Сергеевна спешила на выпускной к 10 "Б" и думала ...Многие догадывались , что ей трудно, а пришла на помощь только Тали , сероглазая улыбчивая девочка с мальчишеской стрижкой . Конечно , опаздывала на свои уроки, получала замечания... Надо сегодня на вечере подойти к ней, поблагодарить , пожелать доброго пути...И Анна Сергеевна ускорила шаг.
Но среди нарядных , как бабочки, выпускниц Тали не было. Анна Сергеевна поинтересовалась у Нины Дмитриевны, где она.
--Ушла с друзьями в поход на Байкал, --улыбнулась Нина Дмитриевна .--Утром забежала за аттестатом. Хочется все успеть...Юность. И юность ее спешит, --почему-то с грустью добавила старая учительница.
--Вот как, на Байкал! Не прийти в такой день! Не проститься с одноклассниками, с учителями...Что за легкомыслие!
--Не торопитесь судить. Каждый из них как задача с двумя неизвестными. Только в математике такие задачки решаются легко, а в жизни...Иногда и жизни не хватает, чтобы понять...
Но Анна Сергеевна не любила математических параллелей .
--Здесь как раз всё понятно! --ответила она Нине Дмитриевне.
Прошло десять лет. В августе Анна Сергеевна возвращалась из Москвы, куда ездила по делам. До поезда оставалось еще несколько часов, и Анна Сергеевна не спешила . Она решила побывать на фотовыставке "Дорогами Афганистана" .
Задумчиво бродила Анна Сергеевна по залам Нового Манежа и рассматривала снимки. Колонна танков, идущих по пустыне. Военный аэропорт...Горы, ущелья. Фотографии наших солдат . Молодые лица, совсем мальчишки... Сколько их не пришло с войны. Кто же сделал такие содержательные снимки? Наталья Аркадьевна Иванова. И фамилия в траурной рамке. Что ж , и журналисты гибли...Анна Сергеевна вдруг остановилась посреди зала. Иванова.... Нет, не может быть. Это не она... Да мало ли в стране Ивановых! И имя у нее такое редкое. Тали... И в школьных журналах они писали Тали...
И вдруг Анна Сергеевна вспомнила тот яркий сентябрьский день 1979 года. Она тогда спешила в школу. Тали во дворе фотографировала пуделя. Её кто-то позвал. И Анна Сергеевна явственно услышала детский голос : "Наташа!". Тали обернулась на этот крик. Это позвали её! Наташа-Натали-Тали...
--Вам плохо ? --подошла к ней смотритель зала. --Я открою окно ?
--Нет, спасибо , --через силу улыбнулась Анна Сергеевна. --Здесь есть фотография этой журналистки?
--Да, конечно, --ответила смотрительница. --Пройдите в последний зал.
Вот она, в полевой форме-афганке, в круглой военной шапочке, напоминающей детскую панамку , с фотоаппаратом через плечо. И знакомая улыбка... "Будут и другие снимки", --сказала тогда Нина Дмитриевна. Но кто же мог подумать ,что эта девочка будет фотографировать войну...
Поезд подходил к Иркутску , мелькали за окном знакомые пейзажи, а Анна Сергеевна вспоминала ...Как часто ученицы упрекали в ветрености Наташу Ростову! И всегда Анна Сергеевна говорила, что легкомыслие Наташи --лишь неуёмная жажда жизни...Приводила примеры ,рассуждала. Почему же она не разглядела необычность этой девочки? Даже когда реальность подкидывала ей доказательства. Ведь если бы не помощь Тали тогда, в тот тяжелый февраль, выговора, а может , и увольнения ей бы не избежать. Как это сказала Нина Дмитриевна? "Каждый из них--задача с двумя неизвестными..." . Задача с двумя неизвестными, которую она, умный, взрослый человек, решила слишком поздно...
Прошли годы. Анна Сергеевна продолжает вести уроки в школе. Силы уже не те , и у нее только один пятый класс. Постаревшая, но все такая же аккуратная , подтянутая, каждое утро Анна Сергеевна идет по школьному двору. А вокруг нее кипит жизнь. Мальчишки катаются на самокатах. Девочки, расчертив мелом асфальт, играют в классики. О чем-то спорят пятаки. Юность спешит.