Инвалидность часто приводит к ухудшению финансового положения. Полностью или частично теряется трудоспособность, соцпособия не хватает на выплату кредитов, ипотеки и т.д. У человека накапливаются долги, справиться с которыми он не в состоянии.
На помощь приходит Закон «О банкротстве», гарантирующий полное избавление от долгов. При условии, что гражданин изначально действовал добросовестно (одалживал деньги без намерения «кинуть» банк или иного кредитора). Нужно быть готовым назвать в суде уважительную причину, которая привела к глобальным материальным потерям. И собрать подтверждающие это документы.
Физические лица с ограниченными возможностями проходят процедуру списания долгов в стандартном порядке.
Нюансы в банкротстве должника с инвалидностью всё же есть. И касаются они дохода и имущества.
Хорошая новость: должнику-инвалиду можно сохранить автомобиль, если транспортное средство ему жизненно необходимо.
В нашей практике есть успешные примеры, когда суд справедливо отреагировал на ходатайства и разрешил оставить машину должникам с ограниченными возможностями. Один из распространённых вариантов такого «чудесного спасения имущества»: инвалид официально работает водителем, может это подтвердить, в собственности есть недорогое авто – с большой вероятностью можно предполагать, что транспортное средство останется у банкрота.
Перейдём к вопросу о том, на какие средства живёт гражданин с инвалидностью, пока длится его процедура списания долгов.
Финансовый (он же Арбитражный) управляющий не должен оставить человека с ограниченными возможностями без средств к существованию. Ежемесячно должнику положен прожиточный минимум и прожиточный минимум на каждого иждивенца в семье (при наличии таковых). Если у должника серьёзные проблемы со здоровьем, необходимо ходатайствовать судье об увеличении ежемесячной выплаты.
Нужно понимать, что величина прожиточного минимума в каждом регионе России – своя. Где-то она составляет 12 000 рублей, а где-то и 24 000 рубля.
Но прожиточный минимум положен не всем.
Было бы сказочно удобно: ты нигде официально не трудоустроен, поленился встать на учёт в Центр Занятости, а тут в процедуре банкротства Арбитражный управляющий неожиданно начинает тебе каждый месяц деньги платить, по 20 000 рублей - из своего кармана.
Прожиточный минимум Финансовый управляющий выдаёт из денег, поступивших от работодателя должника, пенсионного фонда или соцзащиты.
Если должник-инвалид получает пенсию по инвалидности и официально работает, в таком случае в процедуре банкротства ему положены: прожиточный минимум по региону прописки + пенсия по инвалидности в полном объёме (+ прожиточный минимум на каждого иждивенца).
Если у гражданина только пенсия по инвалидности, то он и должен на протяжении всей процедуры банкротства получать её в полном объёме.
В ходе банкротства у инвалида нельзя изъять: единственное жилье, личные вещи и предметы домашнего пользования (кроме предметов роскоши), рабочие инструменты стоимостью ниже 10 000 рублей; семена, урожай, домашний скот и пастбища, которые не используются в коммерческой деятельности; транспортное средство, которое необходимо для передвижения, медицинские средства и приспособления для реабилитации.
Остальное имущество продадут, а вырученные средства направят кредиторам. После реализации имущества банкротство считается завершённым, оставшиеся долги аннулируются.
А теперь хочется рассказать о том, как должников-инвалидов обманывают в процедуре судебного банкротства, пользуясь их наивностью, неосведомлённостью в юридических вопросах.
В прошлом году нам довелось проявить посильное участие и восстановить справедливость в одном непростом деле.
Позвонил должник (клиент другой юридической компании). Хотел услышать профессиональное мнение других экспертов в области банкротства.
Мы часто сталкиваемся с подобным: какая-нибудь фирма а-ля «Адвокаты-Юристы» деньги с человека взяла, договор заключила и бросила на половине пути: мол, банкротом признали на первом судебном заседании, теперь «как-нибудь сам». А человек и знать не знал, что «признать банкротом» и «списать долги» - не одно и тоже. Чтобы суд принял решение списать долги, нашёл основания для этого, необходимо ждать несколько месяцев (а в некоторых случаях – даже год-два). У должника начинается паника: ведь обещали «быстро обанкротить».
Мужчина, обратившийся к нам за помощью, достаточно настрадался: несколько лет назад получил серьёзную производственную травму, работать в прежнем режиме физически не мог. Получил 2 группу инвалидности. Устроился «по - знакомству» на «минималку» архивариусом в НИИ, потому что на пенсию по инвалидности в Москве совсем не выживешь. В последние пару лет условия жизни стали совсем критическими: большой долг за коммунальные услуги, угрозы со стороны банков и коллекторов, арест счетов приставами и удержание половины и без того мизерных доходов (включая «инвалидские» выплаты).
В МФЦ в бесплатном внесудебном банкротстве отказали, потому что у должника имелся официальный доход и открытые исполнительные производства. С судебной процедурой банкротства, «через арбитраж», вызвался помочь один из тех самых «Арбитражных управляющих» - рекламных зазывал из Интернета. Видели, наверное: «Спишу долги за три месяца», «Ветеран банкротной практики», «Обращайтесь напрямую».
Обратился. Заплатил за юридическое сопровождение (друзья собрали денег на это полезное мероприятие). Дождался решения суда о признании банкротом. Прошло три месяца: никаких выплат нет. Финансовый управляющий говорит: «А чего ты ждёшь, дружок? Я тебе не кассир! Вас много, а я – один. Ну, карабкайся как-нибудь. У меня нет обязанности каждый месяц тебя снабжать деньгами. Приоритетная задача в том, чтобы твои кредиторы хоть что-то получили». Выдал должнику 5 000 рублей и на этом - всё.
Можно себе представить внутреннее состояние должника-инвалида после подобного пренебрежительного разговора.
Мы помогли мужчине: от его имени составили ходатайство судье об исключении из конкурсной массы «инвалидских денег» и суммы прожиточного минимума. И вот уже должник получает не жалкие крохи, а 32 000 рублей. А ведь раньше у него и этих денег не было – списывали приставы.
Финансовый управляющий был крайне раздосадован, пытался спорить с судом. Не вышло. Вероятно, рассчитывал на эти деньги. Пенсия по инвалидности 10 000 рублей в месяц, а за 6 месяцев процедуры набирается 60 000 рублей. Многие арбитражники присваивают подобные выплаты. Ведь должники не знают своих прав и верят на слово тому, кто ведёт процедуру банкротства.
Замечу, что и юристы /менеджеры, подписавшие с вами Договор на оказание услуг по банкротству, не всегда компетентны. Не все знают, что можно оставлять за инвалидом-банкротом положенные государством выплаты. Прожиточный минимум на несовершеннолетнего ребёнка должника тоже положен в полном размере, а не половина. А кому-то из называющих себя «экспертами по банкротству» просто плевать, что будет с вами в процедуре: получили деньги по договору и довольны.
Помните, пожалуйста: задача настоящего юриста – защищать своего клиента! Помогать должнику выйти из неприятностей с минимальными рисками, в максимально короткие сроки (если такое возможно).
Для банкрота – инвалида последствия процедуры незначительны:
- 5 лет нужно указывать о статусе в заявках на новые кредиты;
- повторное банкротство возможно через 5 лет;
- на время процедуры суд может ограничить выезд должника за границу;
- нельзя руководить компаниями в течение 3 лет, микрофинансовыми организациями и негосударственными пенсионными фондами - 5 лет, банками - 10 лет.
Всё это - ерунда по сравнению с освобождением от кредитной кабалы, верно? К тому же, если учесть сложное физическое и финансовое положение человека с инвалидностью.
Не ждите, когда финансовая ситуация выйдет из-под контроля. Как только становится понятно, что исполнять ранее взятые обязательства вы не в состоянии, уже можно банкротиться.
* Если хотите узнать, подходит лично Вам процедура банкротства или есть какой-то альтернативный выход из положения - мы рады помочь Вам ответить на вопросы. Консультация - бесплатно!
ЮК "Реальное Банкротство"
* Тел. / WhatsApp: +7(915)376-18-94, +7(977)817-64-59
* E-mail: rbankrotstvo@bk.ru
г. Москва, пр-т Вернадского, д.39, оф.627А