20 ноября 1988 года в 18:45 по Первой программе Центрального телевидения состоялся премьерный показ фильма под названием "Собачье сердце". Фильм, снятый по повести, которая официально была запрещена в течение 52-х лет, вызвал волнения среди зрителей: одни были в восторге, другие писали в студию гневные письма.
Критики тоже отреагировали сразу. Совсем скоро после премьеры в газетах была напечатана статья примерно с таким (по словам режиссера Владимира Бортко) содержанием: "Такого д_ерьма, как "Собачье сердце", никто отродясь не снимал. Режиссёру за это надо отрубить не только руки, но и ноги и сбросить с моста".
Повесть Михаила Булгакова под названием "Собачье сердце" официально вышла в стране в 1987-м. Почти сразу после выхода по киностудии "Ленфильм" поползли слухи, что режиссер Владимир Бортко собирается экранизировать эту повесть. Никто тогда в его успех не верил и практически все сомневались, что из этой затеи получится что-нибудь стоящее.
"Встретив меня в коридоре студии в тот раз, Микаэлян протянул журнал. Я пришел домой, начал читать, дошел до монолога профессора и понял, что буду снимать и даже знаю, как. Это должно быть черно-белое кино…"
Сценарий Владимир Бортко писал вместе с женой Наталией. Чтобы раздвинуть рамки квартиры профессора Преображенского, для некоторых эпизодов они использовали не только саму повесть, но и несколько рассказов и фельетонов Булгакова.
Например, прорицательница в цирке мадемуазель Жанна - персонаж из одноименного рассказа Михаила Булгакова, а сцена с медиумом ("Дух императора, скажи, долго ли продержатся у власти большевики?") взята из рассказа "Спиритический сеанс".
"Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею."
Какие только актеры не пробовались на роль профессора Филиппа Филипповича Преображенского. Среди претендентов были Леонид Броневой, Юрий Яковлев, Владислав Стржельчик и Михаил Ульянов, но Бортко отдал предпочтение Евгению Евстигнееву.
По мнению режиссера, именно Евстигнееву удалось создать тот образ, каким его задумывал Булгаков.
Евгений Александрович до последнего сомневался, стоит ли ему соглашаться на съемки фильма, говорил: "Не хочу, лучше много маленьких ролей, чем одна большая, я очень устал, я уже наигрался".
В то время актер переживал непростой период. В 1986-м в семье Евстигнеева произошло несчастье - умерла его жена Лилия Журкина, а у самого актера случился второй инфаркт. К тому же незадолго до съемок, в 1987 году произошел раскол МХАТа и ссора с Олегом Ефремовым.
Проблема была еще и в том, что съемки должны были проходить в Ленинграде, а в Москве у Евгения Евстигнеева - молодая жена Ирина Цывина, с которой буквально недавно состоялась свадьба. В итоге, именно Цывина уговорила мужа сняться в "Собачьем сердце".
"Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его. Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены…" - вспоминал Денис Евстигнеев.
"Не надо играть Плейшнера! Надо играть Менделеева!"
Для Евгения Евстигнеева роль профессора Преображенского стала настоящим спасением. Но, несмотря на удачные пробы, проблема на площадке все-таки была.
Зимние уличные сцены из-за наступления весны приходилось снимать почти без репетиций. Именно тогда, в первых дублях, Бортко увидел в Евстигнееве профессора Плейшнера из телефильма "Семнадцать мгновений весны". "Походка интеллигента", как ее называл Евстигнеев, была придумана им еще во время учебы в школе-студии МХАТ и удачно сыграла в образе Плейшнера, но не здесь.
Режиссер был в ужасе. Он остановил съемку и, чтобы выйти из положения, посоветовал Евстигнееву играть не Плейшнера, а Менделеева.
"Он немного подумал и сказал: "Давайте снимать". Полетел снег, со скрипом открылась дверь магазина, и оттуда вышел... не Менделеев, не Плейшнер, а профессор Преображенский"
"Так свезло мне, так свезло... Просто неописуемо свезло!"
Именно этими словами, по признанию Владимира Толоконникова, можно было описать его чувства, когда он получил приглашение на кинопробы в "Собачье сердце".
К началу съемок "Собачьего сердца" у Евгения Евстигнеева было больше 100 ролей, а в фильмографии Толоконникова не было еще ни одной крупной работы (только 3 маленьких эпизода). Хотя ему к тому времени исполнилось уже 45 лет. А здесь такая возможность: съемки на "Ленфильме", да еще и на одной площадке с известными актерами. Правда, Владимир Алексеевич сам до конца не верил в свой успех.
За роль Полиграфа Полиграфовича Шарикова боролись многие известные актеры. Среди них были Николай Караченцов и Алексей Жарков, но никого из них в этой роли Владимир Бортко не видел. Отчаявшись, он попросил актерский отдел "Ленфильма" найти ему актера, похожего на собаку.
На "Ленфильме" о существовании такого актера, как Владимир Толоконников никто не подозревал. Его фотография случайно была найдена в общей картотеке. Ее-то и показали режиссеру.
В то время в Алма-Атинском театре, в спектаклях которого играл Владимир Алексеевич, репетировали новую постановку - "Собачье сердце". По странному стечению обстоятельств, именно Толоконников исполнял роль Шарикова.
Поначалу кандидатуру Владимира Толоконникова художественный совет "Ленфильма" воспринял в штыки. Они были убеждены, что провинциальный артист не потянет такую роль, да и попросту ее недостоин. Бортко едва не сдался под натиском руководства, но все-таки решил провести кинопробы.
"Володя убил меня в тот же миг, как сделал глоток водки. Он так убедительно хмыкнул, так хищно дернулся его кадык, что я утвердил его, не колеблясь."
В "Собачьем сердце" Толоконников не только блестяще сыграл свою роль, но и озвучил своего "предшественника" Шарика.
Самый дисциплинированный актер на съемочной площадке, который не любил только гримеров.
До своего дебюта в кино дворняга по кличке Карай состоял на службе в милиции и к моменту съемок помог задержать 38 преступников. У Карая была очень запоминающаяся внешность: одно его ухо висело, а другое стояло. Именно этот аргумент стал решающем в выборе актера на роль Шарика, и Карай, обойдя 19 конкурентов, оказался на съемках.
"Это был умнейший пес. Он разве что по-французски не говорил. Все делал с первого дубля"
На площадке Карай был одним из самых дисциплинированных актеров и все команды режиссера выполнял с первого дубля. Для роли Шарика он обучился сидеть "зайчиком", ходить на задних лапах и несколько дублей подряд терпеливо ловил колбасу. Колбаса была очень соленой и после каждого дубля Караю приходилось бегать к ведру с водой - попить.
А еще Карай не любил гримеров. По сюжету профессор Преображенский подбирает уличного, никому не нужного пса с обваренным боком и взлохмаченной шерстью. Чтобы добиться эффекта "взлохмаченности" гримеры пробовали мазать шерсть Карая крахмалом, но, стоило псу побегать и поваляться в снегу, шерсть снова становилась гладкой.
Тогда гримерам пришла в голову идея намазать шерсть Карая размоченным желатином, а на "обваренный" бок добавили красной краски. Эффект оказался настолько убедительным, что от Карая шарахались все прохожие.
На площадке Карай был всеобщим любимцем. Особенно он подружился с Евгением Евстигнеевым, который ласково его трепал, а Владимир Толоконников специально пришел на съемочную площадку в свой выходной, чтобы познакомиться с Караем.
После съемок в "Собачьем сердце" талантливый Карай снялся еще в нескольких картинах, среди которых "Рок-н-ролл для принцессы" и "Свадебный марш".
Рожденный для роли доктора Ивана Борменталя
В отличие от своих предшественников, актер Борис Плотников был утвержден режиссером сразу. У Бортко даже не было сомнений, что именно Плотников должен сыграть доктора Борменталя.
"Я очень рад, что снялся в этом фильме с прекрасными актерами", - скромно говорил о своей работе в "Собачьем сердце" Борис Плотников.
Кинодебют Плотникова состоялся в фильме Ларисы Шепитько "Восхождение". Роль Сотникова сразу же сделала Бориса Григорьевича знаменитым и к моменту съемок "Собачьего сердца" он был молодым, но уже довольно опытным артистом.
Несмотря на свой опыт, оказавшись на съемочной площадке рядом с Евгением Евстигнеевым, Плотников очень робел и чувствовал себя не уверенно. Заметив это, Евгений Александрович сказал: "Мы с вами равны, коллега". Борис Плотников расслабился и смог раскрыть в этой роли весь свой талант.
"Чувствовал, что всё сделал правильно."
Да, после выхода фильма на экраны критики не стеснялись в выражениях и их слова съемочная группа воспринимала болезненно. Режиссер всех успокоил, сказав: "Подождите, время все расставит на свои места". Бортко оказался прав. Уже через два года после выхода, в 1990-м, режиссеру и исполнителям главных ролей вручили Госпремию, а сам фильм отметили призами в Италии, Болгарии и Польше.
Сейчас "Собачье сердце" является настоящей классикой советского кинематографа и идеальным примером экранизации, которая была разобрана на цитаты.
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Вам также может понравиться: