Найти в Дзене
Русский мир.ru

Муза «Книготорга»

Помните яркий плакат Александра Родченко, рекламирующий издательство «Ленгиз», на котором девушка в косынке кричит: «Книги по всем отраслям знания»? На фотографии Лиля Брик – муза Владимира Маяковского. Плакат появился в 1925 году. И даже спустя десятилетия помогал продвигать книги в массы. Текст: Евгений Резепов В 1965 году в одном книжном магазине Саранска долго не могли продать тома Маяковского с письмами поэта. Тогда продавщица Надежда Лошадкина вырезала из бумаги манжетки, написала на них «Письма Маяковского Лиле Брик» и вставила их в книги. Тома моментально раскупили. Надежда повторила опыт с другими книгами. И снова сработало. Директор местного «Книготорга» Cофья Станишнева инициативу Надежды поставила в пример и перевела ее в главный книжный магазин города. Похвалой той Надежда Лошадкина гордится до сих пор и говорит, что идея пришла ей в голову потому, что «Станишнева заставляла читать книги, которые мы продавали»... Есть много советских плакатов, призывающих покупать и читать

Помните яркий плакат Александра Родченко, рекламирующий издательство «Ленгиз», на котором девушка в косынке кричит: «Книги по всем отраслям знания»? На фотографии Лиля Брик – муза Владимира Маяковского. Плакат появился в 1925 году. И даже спустя десятилетия помогал продвигать книги в массы.

Текст: Евгений Резепов

В 1965 году в одном книжном магазине Саранска долго не могли продать тома Маяковского с письмами поэта. Тогда продавщица Надежда Лошадкина вырезала из бумаги манжетки, написала на них «Письма Маяковского Лиле Брик» и вставила их в книги. Тома моментально раскупили. Надежда повторила опыт с другими книгами. И снова сработало. Директор местного «Книготорга» Cофья Станишнева инициативу Надежды поставила в пример и перевела ее в главный книжный магазин города. Похвалой той Надежда Лошадкина гордится до сих пор и говорит, что идея пришла ей в голову потому, что «Станишнева заставляла читать книги, которые мы продавали»...

Есть много советских плакатов, призывающих покупать и читать книги. Но особо мне запомнился тот, на котором девушка в красной косынке и мужчина в рабочей фуражке перебирают томики на прилавке, а продавщица в строгом деловом костюме протягивает им книгу. Надпись на этом плакате знакома всем, кто вырос в Советском Союзе: «Книгу – в массы!» Надежда Лошадкина считает, что его автор вполне мог бы «списать» продавщицу с Софьи Станишневой, а местом действия избрать улицу Саранска, который в советское время активно застраивался фабриками и учебными заведениями. Здесь в то время как никогда нужны были книги. И их распространители.

Таким плакатом начал рекламу книг в СССР конструктивист Александр Родченко
Таким плакатом начал рекламу книг в СССР конструктивист Александр Родченко

НЕУГОМОННЫЙ ДИРЕКТОР

Впервые имя Софьи Станишневой я встретил, когда читал старый отчет с пленума областного комитета партии, прошедшего в 1948 году. В нем сообщалось, что директор мордовского «Книготорга» Станишнева срывает планы поставки антирелигиозной литературы в республику. Проявляет в этом важном деле халатность. После такой оценки недалеко было до отстранения от должности.

Многие из тех, кто тогда присутствовал на пленуме, знали Софью Станишневу еще с довоенного времени. Она была красива, одевалась со вкусом, работала в книжных магазинах, с ней было интересно общаться. Но после критики на пленуме в ее сторону боялись даже взглянуть. Шагая в тот вечер по улицам Саранска, Станишнева хмурилась. Что будет, если ее уволят? Не за себя она боялась, а за двух маленьких дочерей и старенькую маму, которая жила с ними. Как понять, придется ли ей в ближайшее время сдавать дела или пугали ее для профилактики? Ведь секретарю обкома она регулярно представляла для просмотра все книжные новинки. И он прекрасно знал, что муж ее погиб на фронте, а сама Станишнева все свое время отдает работе и заменить директора «Книготорга» некем...

А призыв с этого плаката оказался среди тех, что нашли отклик в сердцах людей
А призыв с этого плаката оказался среди тех, что нашли отклик в сердцах людей

О том, как работала Станишнева, многие люди старшего поколения в Саранске помнят до сих пор. Как-то в послевоенную зиму Софья услышала, что в бараке на соседней улице печку книжками топят. Она отправилась туда, вызвала хозяев на крыльцо и стала громко отчитывать. Неважно, какие это были книги – старые, рваные, ненужные. И неважно, что время тяжелое и дров нет. Лучше бы ей в магазин книги принесли. Вечером она со слезами рассказывала об этом дочерям и старенькой маме, для которых это был привычный разговор. Сколько раз, вернувшись за полночь из поездок в отдаленные районы Марийской Республики, Софья сетовала на то, как в сельских магазинах портили книги, сваливая их в кучу с другим товаром – керосином, маслом, мануфактурой. Разве можно терпеть такое соседство с томиками Пушкина, Толстого, Чехова?

В такие моменты успокаивать Софью приходили даже соседи по коридору. Бывший помещичий дом был разделен на комнаты. Жили в нем работники книжной торговли – и уборщицы, и продавщицы, и грузчики. Во время войны сюда, а также в баню во дворе, поселили эвакуированных – тоже работников книжной торговли. Так что для соседей отношение Станишневой к книгам не было удивительным. Многие из них начинали работать книгоношами еще тогда, когда государство вело борьбу с неграмотностью. Книги доставляли буквально на своем горбу в отдаленные места и убеждали покупать их людей, которые читали вслух, водя пальцем по строчке. Так что коллеги, как могли, успокаивали Софью.

Место за книжным прилавком Надежда Лошадкина считает лучшим в жизни
Место за книжным прилавком Надежда Лошадкина считает лучшим в жизни

Спасала ситуацию бабушка. Она обвязывала голову Софьи мокрым полотенцем и отправляла внучек спать, хотя Галя и Римма были бы рады поговорить с мамой, внимания которой им явно не хватало. Рано утром Софья убегала на работу, возвращалась поздно. Это не мама, а бабушка проверяла домашние задания и запрещала внучкам рассказывать Софье о проблемах в школе и дома. А им так хотелось пожаловаться маме, что коза, которую им в голодный год подарили сердобольные люди, беспрестанно бодается, что бабушку на рынке опять обокрали и денег совсем нет. Софья только спустя годы узнала, что во время войны ее мать ходила собирать мерзлую картошку на поля...

Если мокрое полотенце и тишина Софье не помогали, то применялось последнее и самое верное средство. Бабушка доставала заполненные неровным почерком листки, хранившиеся между страницами книг. Эти письма писались то на пеньке, то на коленке, то на орудийном лафете в перерывах между боями. «Дорогая Софья! – перечитывала Станишнева письмо мужа с фронта. – Как мне хочется сейчас попасть в Саранск, хотя бы несколько минут побыть вместе с тобою! Но, увы, это невозможно. Я чувствую себя отлично, глаз по-прежнему меток, так что бью по немцам без промаха. Ты спрашиваешь, страшно ли на фронте? Как тебе сказать… Всякое бывает, человек, он ведь не железный, с жизнью расставаться никому не хочется. Однако чувство страха – такая штука, которую все же можно одолеть».

Коллектив мордовского "Книготорга". Софья Станишнева — в третьем ряду, крайняя справа
Коллектив мордовского "Книготорга". Софья Станишнева — в третьем ряду, крайняя справа

ВСЁ РАДИ КНИГ

Родители Вячеслава Станишнева были против его союза с девушкой, родившейся в далеком Иркутске в 1910 году. Отец Софьи был инженером, строил Западно-Сибирскую магистраль. Мать, портниха, руководила швейной мастерской. Оба любили книги и приучили к этому пять дочерей. Но случилась беда: отец тяжело заболел, оказался прикован к постели. Семье пришлось продать часть акций железной дороги, другая была пожертвована церкви с молитвами о выздоровлении. Но в 1913 году отец скончался, мать распродала имущество и перебралась с дочками в Бугуруслан. Там Софья окончила девять классов школы, работала учителем в башкирском селе, занималась в драмкружке. Ее общественная работа в комсомольской ячейке и приверженность идеалам Советской России вызвали неприятие со стороны родителей ее жениха, Вячеслава Станишнева, владевших в Нижнем Новгороде мастерскими и небольшими фабриками. Им пришлись не по душе кожанка и красная косынка будущей невестки.

Но молодые все же поженились в Бугуруслане. Софья перешла на работу в книжный магазин. В 1930-е годы супруги с маленькой дочкой Галей перебрались в Саранск, ставший тогда столицей Мордовской автономии. Вячеслав устроился на работу в «Мордовпотребсоюз». Семья Станишневых в Саранске привлекала внимание: у мужа были лучшие в городе охотничьи собаки и ружья, а у Софьи – лучшие наряды, которые шила ее мама. Вячеслав Станишнев пел и играл на аккордеоне. Софья любила декламировать стихи дореволюционных поэтов, особенно «Сумасшедшего» Алексея Апухтина. Станишневых часто можно было встретить в театре, на пикниках, велосипедных прогулках. Красавица Софья привлекала взгляды мужчин, что часто вызывало ревность супруга. Но она была неспособна к кокетству, в отношениях с людьми была прямолинейна, говорила то, что думала.

Пять лет Софья работала в городском бибколлекторе, в 1940-м была переведена в мордовский «КОГИЗ» («Книготорговое объединение государственных изданий», объединение книжных магазинов. – Прим. ред), а в следующем году ее назначили его директором. Затем возглавила местный «Книготорг». Ее непролетарское происхождение не помешало назначению, правда, она старалась не говорить о нем. Даже дочери долгое время были в неведении...

Вячеслав Станишнев погиб 21 февраля 1945 года под Гданьском. А его письма семья в Саранске получала еще целый месяц. Софья хранила их и перечитывала в самые трудные моменты жизни. А их было немало.

Магазин "Книжный мир" стал украшением центра Саранска
Магазин "Книжный мир" стал украшением центра Саранска

Дочки редко видели Софью, общались с ней записками. А когда, соскучившись, приходили на работу звать маму домой, то едва пробивались сквозь толпу народа и кучу книг. Софья вместе с работниками магазинов то разгружала литературу, то связывала книги в стопки. Дочерей отправляла домой: «Давайте лучше там поговорим!» Но обычно дочери ложились спать, так и не дождавшись маму.

В военные годы, когда весь транспорт был мобилизован, рабочий день Софьи нередко заканчивался на конюшне. Из всех транспортных средств у «Книготорга» в те годы имелась только лошадь. На ней развозили книги, на ней же возили дрова. Не раз морозной ночью Софья одна отправлялась в лес за дровами. Люди видели, как она правит лошадью, стоя в санях, и часто жалели красивую женщину, которая растит двух дочерей без мужа и вынуждена продавать его вещи: ружья, велосипед, одежду. И ладно бы работа у нее серьезная была. А так – книги развозит. Какой же это товар?

После окончания войны одной из главных забот Станишневой стало возвращение помещений «Книготорга», отобранных под нужды армейских и тыловых организаций. Помочь в этом деле ей никто не брался. Тогда книжные магазины не считались украшением Саранска, как, впрочем, и других провинциальных городов. «Какие книги? – говорили Софье в ответ на ее просьбы. – Они не портятся!» И тогда Станишнева написала в Москву – Вячеславу Михайловичу Молотову. Только после письма Молотова руководству Саранска «Книготоргу» начали возвращать помещения. Но все они были обветшавшими. Куда только не переносили склады «Книготорга»! И везде Станишнева видела старые сырые стены, дырявые полы, шаткие ступени, покосившиеся двери и окна. Еще одной проблемой были крысы, жадные до новых, пахнущих типографской краской книг.

Несмотря на все это, упрямая Софья продолжала свое дело. Она была очень требовательна к своим подчиненным, будто они работали не в сараях и подвалах, а в столичных книжных магазинах. Надежда Лошадкина вспоминает, что Станишнева не принимала на работу в «Книготорг» бывших сотрудников продуктовых или промтоварных магазинов. Говорила, что их уже не переделаешь. Предпочитала брать девушек, только что окончивших школу. Обучала их, давала направление на учебу в московский книготорговый техникум. А некоторым – в Ленинградский институт культуры.

Часто можно было увидеть такую сцену: в какой-нибудь книжный магазин быстрым шагом входит директор «Книготорга» Софья Станишнева. Продавщицы за прилавками дружно встают. «Сидите, матушки!» – с иронией говорит Станишнева девушкам, которые часто присаживались полистать книгу и поболтать. Софья считала, что этого делать нельзя даже в отсутствие покупателей, и требовала унести стулья. Но и неподвижно стоящий продавец не устраивал строгого директора. «Ну, что ты стоишь как памятник?» – говорила она и сама вставала за прилавок. Нередко Станишнева работала как продавец на книжных базарах, устраивавшихся на главной городской площади. Она учила продавщиц, как надо разговаривать с покупателями, как привлекать внимание к лотку. Каждое воскресенье она обязательно шла в городской парк им. А.С. Пушкина, где организовывалась выездная торговля книгами. А еще Станишнева поощряла своих подчиненных ходить в выходные дни по домам и скупать у населения книги.

Город рос, строились микрорайоны, и Софья требовала лучшие места для открытия новых книжных магазинов. В Саранске все они были открыты ее стараниями. Однажды на открытии нового книжного магазина хлынувшая толпа покупателей сорвала с Софьи шарфик, но Станишнева рассказывала об этом с радостью. К слову, сама она всегда выглядела аккуратно: туфли на высоких каблуках, прическа – волосок к волоску. Того же требовала от подчиненных.

Когда молодые продавщицы жаловались Софье, что летом в больших залах книжных магазинов прохладно или что на разгрузке книг они ломают ногти, она в ответ рассказывала, как во время войны развозили книги на лошадке и ютились в сырых подвалах. Ей не верили, считали, что директор агитирует.

Выездные автолавки в СССР имели популярность
Выездные автолавки в СССР имели популярность

КНИГИ БУДУТ ПОКУПАТЬ ВСЕГДА

Бурная деятельность Софьи Станишневой закончилась, как писали в старых романах, тривиально. Была у директора «Книготорга» слабость: она не хотела уходить на пенсию и просила называть себя Софьей, без отчества – хотела казаться моложе. До поры до времени начальство закрывало на это глаза. Но в какой-то момент кому-то из партийных начальников не досталась очередная модная книжная новинка. И Станишневой припомнили и возраст, и то, что у нее всего девять классов образования.

Выйдя на пенсию, Станишнева часто ходила в самый большой книжный магазин, чтобы, затерявшись в толпе покупателей, полюбоваться на забитые книгами полки, к которым тянется множество рук. Позже, когда у Софьи испортилось зрение, она просила своих дочерей пройтись по книжным магазинам и рассказать ей, как они выглядят и много ли там покупателей. Выслушав отчеты, она кивала и заключала: «Какие бы события в жизни ни происходили, а книги будут покупать всегда».

Также она часто просила дочерей почитать ей письма мужа с фронта. «Сегодня ночью почти не спал. Вся жизнь проходит в мыслях о вас… Не за горами наша победа, а с ней наша встреча и счастливая жизнь». С этими письмами Софья ознакомила писателя Ивана Пиняева. А тот включил их и описание подвига Вячеслава Станишнева в свою документальную книгу «Шла дивизия вперед», посвященную 326-й Рославльской Краснознаменной стрелковой дивизии, сформированной в годы войны в Саранске. Книга поступила в книжный магазин на главной площади города и была тут же раскуплена.

Этот огромный магазин с большими витринами напоминает о твердом убеждении Софьи Станишневой в том, что книжные магазины должны быть украшением города. Когда на первом этаже здания на Советской площади – центральной в городе – были выделены помещения под торговые залы, Станишнева, наверное, вздохнула с облегчением. Дочери ее вспоминали, что хождения по инстанциям ради этого помещения отняли у Софьи здоровье. Интерьер и планировку она продумывала сама. Сама же подбирала директоров и продавцов. Для многих поколений жителей региона этот магазин стал окном в книжный мир. Здесь был единственный на весь город отдел литературы на иностранном языке, открытый по специальному разрешению «Книготорга» СССР. Помимо обычных отделов в магазине был большой отдел по искусству. В музыкальном отделе стояло пианино: покупатели могли сами оценить незнакомую пьесу или песню. Все продавщицы были в синих халатах, на лацкане – значок в виде раскрытой книжечки. Общество книголюбов проводило здесь творческие встречи, на которые приезжали композиторы и литераторы из Москвы. Залы использовались для вернисажей местных художников.

Софья Станишнева предпочитала исключительно деловой стиль
Софья Станишнева предпочитала исключительно деловой стиль

Рядом с этим книжным находился дом, в котором жил известный мыслитель и литературовед Михаил Михайлович Бахтин. Самого ученого в магазине не помнят, а вот книги его здесь, конечно, продавались. «На полках они не залеживались, – говорит Надежда Лошадкина. – Но у нас частым гостем был ученик Бахтина, преподаватель местного вуза Юрий Басихин, который дружил с продавщицами и рассказывал нам о своем учителе».

Увы, сегодня из тех книжных магазинов, что были открыты Станишневой, остались лишь единицы. Большинство сменило профиль, теперь в них продают все, что угодно, но не книги...

Галина Вячеславовна – старшая дочь Станишневой, учительница русского языка и литературы одной из саранских школ – ушла из жизни зимой 2022 года. Галина Вячеславовна была так похожа на мать, что порой, когда она заходила в книжные магазины, старшие продавщицы принимали ее за Софью Станишневу. Между прочим, Галина Вячеславовна не посещала те магазины, которые перестали торговать книгами. Ведь она с детства видела, сколько сил ее мать потратила на продвижение книг в массы, и не желала мириться с действительностью, в которой книжные магазины закрывались под предлогом того, что книги не берут, покупателей нет, что все вытеснили электронные носители. Этот ее тихий, незаметный протест был данью памяти матери...

Эту фотографию, где она с деревянными счетами, Надежда Лошадкина хранит как память об ушедшей эпохе массового спроса на книги
Эту фотографию, где она с деревянными счетами, Надежда Лошадкина хранит как память об ушедшей эпохе массового спроса на книги

А ведь такие безвестные распространители книг, как Софья Станишнева, были в каждом советском городе, области, республике, в каждом захолустье. Биографии у них, конечно, разные, а судьбы наверняка похожие. Без их подвижнической деятельности мало что изменилось бы в нашей жизни, а плакаты с призывами «Книга – источник знаний» или «Книга – лучший подарок» скучно пылились бы на стенах. И не гордились бы мы тем, что СССР был самой читающей страной в мире.

...И пусть на том плакате с девушкой в красной косынке, рабочим и продавщицей образы, изображенные художником, условны и трафаретны. Но для меня та молодая женщина за прилавком – это Софья Станишнева, которая протягивает в вечность увесистый том и упрямо повторяет: «Книгу – в массы!»