Артисты с черным цветом кожи считались в советском кинематографе такой редкостью, что недостатка в предложениях не испытывали. Правда, их роли в титрах удивительно однообразны: "негр", "слуга", "чернокожий раб" и снова "негр", "негр" ну или "негритенок"...
Вначале в театре, потом в эпоху немого синематографа и даже в годы кино звукового, когда возникала необходимость изобразить каких-нибудь темнокожих персонажей, белые артисты использовали жженую пробку или гуталин. Это практиковалось даже в тех странах, где с чернокожими проблем не было вроде США. Так зародилось понятие блэкфейс, обозначающее театральный грим, которым пользовались преимущественно комики для изображения негров. Мода на этот жанр сохранялась до 1960-х, блэкфейс винят в распространении неприятных для чернокожих людей стереотипов.
В 1930-е годы в СССР хлынул первый поток иностранцев, преимущественно американцев. Страна проводила индустриализацию, шла масштабная закупка западных технологий, покупались целые заводы и комбинаты, нужны были специалисты для установки, наладки, обучения советского персонала. В Советский Союз ехали охотно, ведь в США бушевала Великая депрессия, работу было не найти. Приезжали и просто сочувствующие идее более справедливого общества. Одним из них стал чернокожий артист Ллойд Паттерсон, прибывший в СССР в 22 года в 1932 году для съемок в фильме против расизма и оставшийся здесь до смерти. Он женился на художнице Вере Араповой, родившей ему троих сыновей, работал дизайнером зданий, диктором на радио, попал в 1941 году под бомбежку в Москве и умер от ее последствий в марте 1942 года в Комсомольске-на-Амуре. Ллойд в нашем кино не снимался, а вот его сын Джеймс стал звездой фильма "Цирк" Григория Александрова.
Зрители плакали от умиления, глядя на то, как очаровательного негритенка передают из рук в руки добрые советские люди, лишенные расовых предрассудков. Звезда фильма Любовь Орлова опекала Джеймса Паттерсона долгие годы. Парень больше не снимался, он окончил Нахимовское училище в Риге, потом еще два морских военных вуза, но на флоте карьеры не сделал - демобилизовался старшим лейтенантом. Потом снова отучился, на этот раз в Литературном институте, вступил в Союз писателей СССР, публиковался в "Огоньке" и "Советском воине". Когда его страна распалась, в 1994 эмигрировал в США, где и обитает до сих пор. Ему уже 89 лет, и пусть он живет еще очень долго!
А вот судьба исполнителя главной роли в фильме "Максимка" Толи Бовыкина, который так и не стал взрослым и солидным Анатолием Самойловичем, сложилась трагично. Его мама Александра Петровна познакомилась с будущем отцом Толи в Архангельске - он был матросом одного их арктических конвоев, доставлявших в СССР помощь по ленд-лизу. Они сблизились, но вскоре темнокожий мужчина исчез. Вероятно, он погиб во время нападения на конвой немецкой авиации.
8-летнего Толю позвали в 1952 году на главную роль мальчика-раба в фильм "Максимка" без проб благодаря его удивительному обаянию ну и цвету кожи, конечно. Киношники прочили парнишке большое будущее, так как перед камерой он держался раскованно, а всех членов съемочной группы просто очаровал. "Ты учись хорошо в школе, Толька, потом поступай во ВГИК, тебя возьмут", - говорили ему великие друзья Борис Андреев и Николай Крючков, партнеры по "Максимке". Увы, до ВГИКа Толя не дожил. В 15-летнем возрасте у него диагностировали водянку. Мама Толи рассказывала, что врачи так и не смогли вылечить ее сына. Похоронили мальчика в Архангельске.
Вместе с Толей в "Максимке" уже во взрослой роли снимался Роберт Росс, который вошел в историю, как первый чернокожий, получивший гражданство СССР. Произошло это еще в 1928 году. В нашей стране он работал в разных местах от спортивного тренера в Центральном институте физкультуры до лектора общества "Знание". За его плечами 19 кинофильмов, включая "Таинственный остров", "Насреддин в Бухаре", "Остров сокровищ" и "Черное солнце". Роберт умер от рака в возрасте 66 лет в Москве в 1972 году и был похоронен на Даниловском кладбище.
Росс был штатным "негром" "Мосфильма" наряду с Вейландом Роддом, которого также называли "главным негром сталинского кино". Родд прибыл в Крым в 1932 году с Ллойдом Паттерсоном для съемок в ленте немецкого режиссера Карла Юнганса "Черное и белое" про расизм в США. Однако проект закрыли, а Родд и Паттерсон решили остаться. И чернокожий артист поступил... в театр самого Мейерхольда, что было просто невероятным. Позднее работал на других площадках, закончил режиссерский факультет ГИТИСа.
В 1933 Родд сыграл первую роль в кино - в ленте Льва Кулешова "Великий утешитель". Были и еще работы, но мы все его запомнили по роли Геркулеса в популярном детском фильме "Пятнадцатилетний капитан", где заглавную роль исполнил юный Сева Ларионов, будущий актер Ленкома и мастер дубляжа. Во время войны Родд работал в составе фронтовых бригад. Здесь каждое его выступление перед советскими солдатами сопровождалось криками: "Эй, друг, скажи, когда будет открыт второй фронт!" Чернокожего исполнителя принимали за союзника из США.
Увы, жизнь артиста оборвалась в 52 года из-за упущенного врачами аппендицита. Его дочь Виктория в конце 1990-х эмигрировала в США, а вот сын Вейланд Родд-младший тоже снимался в "негритянских" ролях в советском кино, а также стал популярным джазовым певцом и мужем знаменитой певицы Ирины Понаровской.
А вот представителям более молодых поколений в СССР наиболее известен был Эрменгельд Коновалов. Вот уж удивительная биография. Официально он был сыном гастролировавшего в Свердловске в 1930-е годы темнокожего чечеточника Альберта Люци, который вскоре после рождения сына якобы расстался с его матерью. Правда, никаких сведений о таком артисте нигде обнаружить не удалось. Мать Эрменгельда вышла замуж за начальника цеха крупного завода Николая Коновалова. Он и дал мальчику свою фамилию, а также отчество. Эрменгельд окончил училище циркового искусства, работал в Москонцерте, стал успешным артистом пантомимы, встречался с великим французом Марселем Марсо.
Но советское кино не могло пройти мимо такого типажа, и Гелю (так его называли многие) начали активно приглашать сниматься. Дебютировал он в первом студенческом фильме "Убийцы" самого Андрея Тарковского, снятом по Хемингуэю! У Коновалова было много друзей, и особенно они любили ходить с ним в рестораны. Попасть в эти заведения вечером в СССР было делом безнадежным, даже в Москве. И когда какой-нибудь швейцар привычно отрезал проход компании словами: "Мест нет!", вперед выпускали Гелю Коновалова. Он покорно смотрел на стража ресторанных ворот и произносил: "Хорошо, белый хозяин, нам здесь нельзя есть, я понимаю". Услышав страшные слова, так явно укоряющие в расизме, бедный советский швейцар немедленно менялся в лице и пропускал всех в зал с извинениями. Иногда Геля выдавал себя за брата Пеле, чтобы пройти на футбольный стадион – тоже срабатывало. На почве его любимых розыгрышей случались и громкие скандалы, но Гелю прощали.
Коновалов был очень популярен среди женщин, у него был роман с народной артисткой СССР Ноной Мордюковой, которая красивых мужчин не пропускала (среди ее избранников Вячеслав Тихонов, Владимир Сошальский, Юрий Каморный). Поговаривают, что они даже состояли в официальном браке пару лет. А вот в кино Коновалова звали почти сплошь на эпизоды. Пожалуй, единственный раз актер не чувствовал себя "негром" среди белых в сериале "ТАСС уполномочен заявить", где он играл большую и интересную роль начальника полиции вымышленного африканского города Луисбурга в такой же вымышленной стране Тразиленде. Сериал снимали на Кубе, и многие маленькие роли здесь исполняли местные темнокожие артисты. "Негром" здесь уже ощущал себя Юрий Соломин, игравший советского разведчика Славина в Африке.
Коновалов активно снимался в кино, а в 1987 году стал актером театра "У Никитских ворот" Марка Розовского. Конечно, артист мечтал вырваться за пределы надоевшего амплуа "негра", даже написал собственный киносценарий о вьетнамской войне, но реализовать его не удалось. Коновалов умер еще совсем не старым - в 57 лет. Это произошло в декабре 1994 года. Похоронили артиста на Мытищинском кладбище.
Дорогие друзья! Подписывайтесь на канал, поддержите его существование и развитие!