Как по инициативе губернатора и распоряжению царя куряне создавали первый в городе музей
Считается, что уровень цивилизованности общества определяется отношением к музеям. Если руководствоваться этим критерием, то в Курске уровень цивилизованности резко повысился 120 лет назад, когда был открыт краеведческий музей. С тех пор процесс не прекращается, и даже в нынешнее непростое время поступают сообщения, свидетельствующие о дальнейшем росте цивилизованности: в Обояни в музее открылся планетарий, в Курске будет создан театральный музей. В юбилейный год впору вспомнить, как всё начиналось.
Николай II осчастливил Курск
Пролоббировал создание первого музея в Курске губернатор Николай Гордеев. Увидев в статистическом комитете в кабинете исторических редкостей уникальные экспонаты, он сразу же загорелся идеей создать губернский музей. И не стал откладывать дело в долгий ящик, а обратился к царю. Вот как он сам рассказывал об этом на заседании Курской архивной комиссии:
«В бытность мою в Петербурге я имел счастие всеподданнейше представить на благовозарение Государя Императора свои предположения об устройстве в Курске историко-археологического и кустарного музея, связанного с памятью о последнем историческом событии губернии – пребывании здесь Его Императорского Величества в 1902 году. Государю императору благоугодно было сочувственно отнестись к этому предположению и повелеть отпустить десять тысяч рублей на первоначальное оборудование музея».
«Кустарный» значило в те времена – «ремесленный». В России тогда была такая тенденция: популяризация и всякого рода помощь в развитии самых разных промыслов.
После доклада губернатора архивная комиссия отправила в Петербург две телеграммы. В первой выразила благодарность императору за щедрый дар «на первоначальное оборудование в Курске историко-археологического и кустарного музея».
Вторая телеграмма являлась просьбой «осчастливить Курск дозволением наименовать музей»: «Курский историко-археологический и кустарный музей, учреждённый в память посещения Его Императорским Величеством государем императором Николаем Александровичем города Курска в 1902 году».
Напомним, что в 1902 году Николай II руководил в Курске масштабными военными манёврами. Царь, конечно же, осчастливил, и дело закрутилось. Между прочим наш музей был единственным из провинциальных, который удостоился такой чести и внимания.
О том, насколько серьёзно занимался сам губернатор делами музея, свидетельствуют воспоминания краеведа Анатолия Танкова, опубликованные в 1910 году в «Историческом вестнике»: «И вот пошёл у нас ряд заседаний в губернаторском доме, где обсуждались вопрос за вопросом по музею. Сам Николай Николаевич Гордеев, вооружённый большими серьёзными знаниями, опытом, начитанный в высшей степени, вкладывал всю душу в предпринятый им подвиг.
Без него в здании музея не делалось ничего более или менее важного. Каждая подробность, каждая деталь устройства научного хранилища, обсуждалась с членами учёной архивной комиссии. Николай Николаевич выслушивал своих коллег самым внимательным образом, возражал. При этом делались сопоставления с другими музеями: столичными и провинциальными. Засиживались иногда до двух часов ночи. Достав свой хронометр, губернатор Гордеев, обращаясь к присутствующим, говорил: «Господа, пора и честь знать. Будем расходиться».
На сайте Курского краеведческого музея есть немало интересных статей, посвящённых истории создания этого учреждения культуры. И в одной из них подчёркивается: «Конечно, трудно сейчас представить наших современных чиновников, обсуждающих до двух часов ночи проблемы обустройства музея. Но Николай Николаевич считал своим долгом вникать во все вопросы становления музея».
По разрешению Министерства внутренних дел под музей заняли помещение губернского казначейства. Потом новое учреждение ещё не раз меняло адреса прописки: музей располагался на улице Херсонской (сейчас это улица Дзержинского) в Доме городского банка, на улице 1-й Сергиевской в здании тогда бывшего женского монастыря.
Сегодняшний адрес: улица Луначарского, 6, бывший архиерейский дом. Но, как известно, со временем будет покинуто и это ставшее привычным для сотрудников и посетителей место: музей переедет в здание бывшей мужской гимназии, где сейчас ведутся строительные работы, а ещё совсем недавно располагались цеха электроаппаратного завода.
Стараниями частных лиц…
А теперь, прежде чем рассказать о том, как и чем курский музей наполнялся, совершим краткий экскурс в историю более глубокую, чем 120 лет. В Древнюю Грецию.
Там у муз (богинь искусств и наук) был свой храм – Мусейон (отсюда собственно и наше слово «музей»), куда все, кто так или иначе был связан с интеллектуальной и творческой деятельностью, приходили с просьбами и подарками. Все дары собирались в специальном помещении, которое было открыто для посетителей.
Потом, когда в Европе наступили эпохи Возрождения и Просвещения, стало модно копировать античность. И начали создавать собрания предметов искусства и необычных вещей. В основном это была частная инициатива, постепенно перераставшая в публичную плоскость.
Вот и курский музей наполнялся в первую очередь стараниями частных лиц. Инициатор учреждения музея губернатор Николай Николаевич Гордеев подарил много экспонатов, в том числе и закупленных на кустарных выставках.
Курский историк Людмила Кузнецова в одной из своих статей, посвящённых музейному делу в Курской губернии, пишет: «Изучая документы, хранящиеся в Государственном архиве Курской области, удалось составить список лиц, благодаря которым музей был создан. Список оказался внушительным. Около 400 частных лиц и более 20 учреждений и обществ в период с 1903-го по 1913 год пожертвовали в музей свыше 12 тысяч музейных предметов: книги, монеты, награды, кресты, иконы, изделия из серебра, посуду, одежду, кустарные изделия и прочее».
Меценатами музея стали известные в стране и губернии люди. Среди них граф Сергей Шереметев, князья Павел Волконский, Александр Барятинский, Николай Голицын, дворянин Ростислав Марков из Щигров, курские купцы братья Новосильцевы, епископ Курский и Белгородский Лаврентий.
Ценные дары
Все новые поступления записывались в особых книгах, но самые первые книги со списками экспонатов и именами дарителей не сохранились. Тем не менее сотрудникам музея удалось выяснить истории появления в музее некоторых особо значимых вещей. Например, оказалось, что редчайший музейный экспонат – рукописную книгу «Уложение царя Алексея Михайловича» – подарил музею земский начальник Щигровского уезда Александр Николаевич Емельянов. Всего же он передал в дар музею 34 книги.
В экспозиции есть и портрет самого царя Алексея Михайловича. Живописные полотна (а их было много и самых разных), переданные в музей, потом пригодились, ведь именно из фондов краеведческого музея первоначально создавалась наша картинная галерея.
Вклад краеведа Кобылина
В музее есть и портрет Петра Великого: копия с оригинала художника Моора. Это подарок краеведа Александра Николаевича Кобылина, который после Николая Гордеева возглавил губернскую учёную архивную комиссию. Для музея он купил на свои наличные средства много ценных экспонатов.
Например, будучи в Ярославле, он приобрёл у антиквара Дубровина для музея дубовый ларец-подголовник, обитый железом, с наложенными на слюде наугольниками XVII века, три ковша из красной меди. Всё это заметно пополнило ту часть музея, которую относили к кустарным промыслам.
Среди его даров и резная доска XVII века для оттиска верхней части свадебного пряника (пирога) с каймой в древнерусском стиле. По центру – изображения фигур, утвари и прочего к свадебному пиру.
«Пряник» и император
Именно этот «пряник» привлёк внимание Николая II, когда 9 декабря 1912 года делегация от Курской губернской учёной архивной комиссии была принята им в Ливадийском дворце в Крыму.
Причём на этот раз это была инициатива не самих курян. Николай II помнил о курском музее, и Курск получил приглашение в Ливадию, где отдыхала семья императора.
Анатолий Николаевич Кобылин показал императору фотографические снимки отделов музея. Государь задавал вопросы о помещении, занимаемом музеем, о количестве отделов, о характере предметов, входящих в коллекцию музея, а также «изволил обратить внимание на фотографический снимок пряничной доски, находящейся в музее».
Интерес царя к музею не был искусственным. Царская семья в целом старалась патронировать это направление культуры. Ведь не случайно наш музей практически сразу после его создания взял под своё покровительство великий князь Михаил Александрович.
Революция и музей
Но попробуйте угадать, когда произошли самые крупные пополнения музейного фонда?.. Да, после революции. Коллекция музея прирастала экспонатами через реквизиционную комиссию города Курска.
В это время в музее появились экспонаты, и поныне составляющие его сокровищницу: картины, мраморная скульптура из дворца князей Барятинских в Марьино, мебель, картины, фарфор, бронза из дворца Нелидовых в Мокве, из дворца Ребиндера в Шебекино, нумизматические коллекции и коллекции серебра, фарфора и хрусталя из усадеб Кандаурова, Данзаса, Логовского и других.
Количество музейных ценностей в Курском музее в революционные годы возросло сразу почти в десять раз.
Грабёж во время войны
С революцией всё более-менее понятно, но как наш музей пережил Великую Отечественную войну, годы оккупации?
С приближением линии фронта к Курску было принято решение об эвакуации наиболее ценных музейных предметов в город Сарапул (Удмуртия). А вот археологическая коллекция, предметы из фарфора были упакованы в ящики и зарыты в подвале музея. Остальное имущество осталось в экспозиционных залах.
Интересно, что после занятия города фашистами, отдел немецкой пропаганды приказал привести музей в порядок и открыть его для посещения публики. Для руководства этой работой был назначен представитель отдела немецкой пропаганды доктор Томсон.
В ноябре 1941 года музей был открыт для посетителей. Директором стал Пётр Николаевич Черменский, учёный, краевед, бывший директор Тамбовского краеведческого музея.
Но пришлось музею перенести и грабежи в самом прямом смысле этого слова. Пётр Николаевич свидетельствовал, что «первый грабёж музея произошёл 10 июня 1942 года. В этот день солдаты венгерской армии проникли в подвальное помещение музея. Они унесли следующие музейные предметы: три шкафа XVIII века из карельской березы (были разысканы и возвращены), два письменных стола, пять стульев, разбили свыше 200 фото негативов на стекле…».
Потом были ещё похожие «визиты». Черменский обратился в немецкую комендатуру, и часть вещей венграми была возвращена. Позже они отомстили музейным работникам, отправив в немецкую комендатуру лживый донос о подаче из окон музея световых сигналов советским самолётам.
Директор и сотрудники музея были арестованы, подверглись жестокому избиению. Только по счастливой случайности им удалось избежать расстрела.
Самое интересное
Конечно, все самые любопытные и редкие экземпляры нашего музея даже просто перечислить невозможно, газеты не хватит, их тысячи и тысячи. Но расскажем хотя бы о некоторых.
Курский край – край богатырей, не рыцарей, но всё же рыцарские доспехи в музее имеются (см. фото). Это рыцарский турнирный «костюм» из Германии XVI века. Он состоит из отдельных деталей. Общий вес – около 30 килограммов.
Среди собрания редких книг достаточно назвать только две: Библия 1581 года издания и «Житие Феодосия Печерского» 1768 года. Библия напечатана в первой русской типографии Ивана Фёдорова по инициативе и на деньги князя Константина Острожского. Это первое полное издание библейских книг Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке. Для тех времён тираж этой книги, по некоторым оценкам, составлял от 1000 до 1500 экземпляров и был необычайно велик. На сегодняшний день полностью или частично сохранились всего около 350 экземпляров.
Что касается «Жития Феодосия Печерского», то именно в нём находится первое письменное упоминание о городе Курске. Феодосий Печерский является одним из первых святых, канонизованных Русской Православной Церковью. Вообще это первый курянин, известный по имени…
Некоторые экспонаты не только бережно хранятся, но и реставрируются. Около ста лет бог любви в скульптуре «Амур и Психея» не имел крыльев, которые, вероятно, были «потеряны» в 1918 году.
Что и не удивительно, ведь эту скульптуру привезли в музей из Марьино после национализации усадьбы князей Барятинских. Выше уже упоминалось, что революционные годы стали весьма «урожайными» для пополнения коллекции.
«Амур и Психея» – это работа итальянского скульптора конца XVIII века Антонио Кановы, который был вдохновлён повестью о любви, рассказанной древнеримским писателем Апулеем в «Метаморфозах». У нас, конечно, не оригинал, но очень хорошая копия, сделанная в своё время по заказу князя Барятинского. И вот недавно курский скульптор Святослав Третьяков Амуру крылья вернул.
Когда краеведческий музей переедет в новое помещение, значительно более просторное, чем сейчас, то многие экспонаты куряне смогут видеть намного чаще и культурная жизнь города, а значит, степень цивилизованности поднимется ещё на один уровень.
Справка «КП»
Курский краеведческий музей был учреждён в 1903 году. К 1915 году он располагал коллекцией из 10 тысяч экспонатов и библиотекой из 1000 единиц хранения. Сейчас же в фондах музея хранится около двухсот тысяч экспонатов, включая коллекции бисера, фарфора, оружия, нумизматики, живописи, редкой книги, мебели и костюма. И структурно музей тоже заметно расширился: у него сегодня 33 филиала, среди которых музей «Водяная мельница», музей «Курский соловей», усадьба Фета, мемориальный музей композитора Свиридова, областной планетарий, военно-исторический музей «Юные защитники Родины»…
Подготовил Юрий МОРГУНОВ
Фото из открытых источников